Изменение нормативной базы дошкольного образования на современном этапе
СОДЕРЖАНИЕ
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
Введение
В настоящее время происходят большие изменения в системе дошкольного образования. Нормативные правовые документы федерального уровня, которые стали основными: федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ» и приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - внесли большие изменения в систему дошкольного образования и нуждаются в изменениях, и в нормативной правовой базе ДО, и в деятельности самих педагогов.
Знание педагогическим сотрудником нормативных документов является залогом его правовой грамотности и повышение профессиональной компетенции, которое дает возможность осуществлять воспитательно-образовательный процесс с дошкольниками соответственно действующему законодательству.
Цель данного анализа заключается в:
1. Изучении нормативных документов и законодательных актов системы ДО.
2. Определении значения новых нормативных документов в процессе совершенствования системы дошкольного образования.
В своей работе по данной теме мы применяли теоретические методы исследования: анализ, изучение, обобщение и систематизация нормативных документов.
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
В ч. 1 ст. 1 п.2 Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» говорится, что настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы образования в нашей стране, основные положения государственной политики в сфере образования, общие нормы функционирования системы образования и реализации образовательной деятельности, а также определяет правовое положение участников отношений в сфере образования [3].
Впервые Закон выделяет дошкольное образование первым, самостоятельным уровнем общего образования (ч.2 ст.10 п.4).
Федеральный закон гарантирует право любого человека на образование.
Право на образование в России гарантируется независимо от расы, пола, национальности, происхождения, языка, имущественного, социального или должностного положения, отношения к религии, места жительства, убеждений или принадлежности к общественным объединениям (ст.5 п.2).
Гарантируются бесплатность и общедоступность в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, и бесплатность на конкурсной основе высшего образования при условии, если образование этого уровня получает гражданин впервые (ст.5 п.3).
Финансируется дошкольное образование аналогично со школьным – органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органами государственной власти субъектов РФ.
Реализуется образовательная программа дошкольного образования в дошкольной образовательной организации.
Согласно ст. 12 п.6 образовательные программы для дошкольного образования утверждаются и разрабатываются организацией, которая осуществляет образовательную деятельность, соответственно с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования при учете соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
В ст.11 п.2 говорится, что федеральные государственные образовательные стандарты это основа объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки учащихся, освоивших образовательные программы определенного уровня и определенной направленности, независимо от формы обучения или формы получения образования.
Закон довольно подробно прописывает, как именно организовано должно быть обучение учащихся с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и детей, которые имеют некоторые ограничения здоровья.
Возникновение новых возможностей для развития коммерческих детских садов, бесспорно, за собой влекут гарантии доступа негосударственных образовательных учреждений к средствам местного и федерального бюджетов.
Дошкольной образовательной организацией является образовательная организация, которая осуществляет в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотр или уход за детьми.
Мы можем заметить, что Федеральный закон внёс большое количество изменений в систему ДО. Отсюда возникает необходимость создания нового документа, который регулирует отношения в сфере дошкольного образования.
2. Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Впервые в российской истории в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года разработан и вступил в силу с 1 января 2014 г. федеральный госстандарт дошкольного образования, который призван регулировать отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. ФГОС стал главным нормативным документом, на который теперь опирается современная нормативно-правовая база системы дошкольного образования. Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. Стандарт является основой для:
1) разработки Программы;
2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы);
3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;
5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [4].
Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования указано:
- Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ (ч.2 п.2.5).
- Содержание программы должно охватывать следующие образовательные области - социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие (ч.2 п.2.6).
- Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (ч.2 п. 2.9).
- Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (ч.2 п.2.11).
- Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации, ориентированной на родителей (ч.2, п.2.13).
Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде (ч.3 п.3.1). Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования (ч.4 п.4.1). Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (ч.4 п.4.3). Отсюда вытекает, что ФГОС направлен на охрану и укрепление здоровья детей, гуманизацию целей и принципов образовательной работы, раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в ДОУ, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка и т. д.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования"
Утвержден прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.
Во второй части настоящего Порядка подробно описана организация и осуществление образовательной деятельности.
В третьей части Порядок указывает на особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что наша современная жизнь – это жизнь в ускоренном темпе, которая диктует определённые правила, где информационная составляющая играет важную роль в том, чтобы быть востребованным, идти в ногу со временем. Современное состояние образования – реформирование. Изменения претерпевают все ступени: дошкольная, школьная, средняя и высшая профессиональная. Образование становится приоритетным направлением государственной политики.
С разработкой и утверждением новых федеральных законов образования радикально изменяется нормативно-правовая база ДО.
В соответствии с принятым федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг . Всё это вселяет надежду на то, что принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие ДО.
Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение.
Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования.
Литература
1. Конституция Российской Федерации: Официальный текст (с изменениями от 9 января 1996г., и 9 июня 2001 г.). – М.: «Вече», 2008. – 48с.
2. Семейный Кодекс Российской Федерации (СК РФ), N 223-ФЗ от 29.12.1995. с изменениями и дополнениями на 1 мая 2005 года. – М.: Изд-во Эксмо , 2005. – 80с.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» извлечения в части дошкольного образования [Интернет ресурс] /mosmetod.ru
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования" [Интернет ресурс] /mosmetod.ru
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» [Интернет ресурс] /mosmetod.ru