История возникновения и развития мусульманского права. Источники мусульманского права
Мусульманское право (шариат) зародилась и сформировалась в рамках Арабского халифата. Ее развитие имеет тесную связь с эволюцией арабской государственности начиная от патриархально-религиозной общины в VII в. при пророке Мухаммеде и до одной из крупнейших империй VIII – X вв. при династиях Омейядов и Аббасидов. Мусульманское право, проходя стадию формирования, вбирало в себя многочисленные элементы предыдущих правовых культур Востока, таких как правовые обычаи и традиции, которые действовали в доисламской Аравии и на территориях, завоеванных арабами. Право сасанидского Ирана, Византии, а также частично римское право, применявшееся некоторое время при Омейядах, оказали влияние на становление шариата, хотя и не столь заметное. Однако важную роль в его становлении сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех праведных халифов. Благодаря толкованию заповедей, высказываний пророка были составлены две священные книги мусульман - Коран и Сунна.
Шариат с самого начала складывался как конфессиональное право. Его доктринально-нормативная часть (фикх) содержали не только правовые предписания, но и религиозную догматику и мораль. Такое слияние стало объясняться тем, что нормы шариата, с одной стороны, регулировали общественные отношений, а с другой – отношения мусульман с Аллахом. Взаимосвязь права с теологией ислама отразилось в установлении в шариате пяти вариантов действий мусульманина: обязательные (фард), желательные (мандуб), дозволенные (джаиз), недостойные (макрух), но не влекущие за собой применения наказания и запретные (махзур), подлежащие применению наказания. На начальной стадии развития шариата для него было характерно отдавать предпочтение не правам мусульманина, а его обязанностям по отношению к Аллаху. После VIII – IX вв., когда шариат уходит от патриархально-общинного и племенного восприятия мира к складывающимся феодальным общественным отношениям, он все в большей степени начинает воплощать в себе рационалистическое правопонимание, нежели божественное. Специально для этого мусульманские ученые-юристы разработали целый набор новых правовые доктрин и норм, построенных только на юридических началах.
Средневековое мусульманское право характеризовалось относительной целостностью. Из этого следует, что мусульманин, даже находясь в другой стране, обязан был соблюдать шариат, оставаться верным исламу. С распространением ислама и превращением его в одну из основных мировых религий, шариат занял место в мировой системе права. К концу средних веков шариат стал сложным правовым явлением, имеющим четко разработанную и структурированную доктринальную и нормативную базу. Общую систему источников мусульманского права составляют:
1. Коран – главная священная книга мусульман, в которую входят притчи, молитвы, проповеди, произнесенный пророком Мухаммедом.
2. Сунна («священное предание») – сборник рассказов (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В основном содержат предписания, касающиеся семейно-наследственного и судебного права.
3. Иджма – решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в вышеперечисленных источниках.
4. Фетва – письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениях светских властей отдельно взятых вопросов общественной жизни.
5. Кияс – один из наиболее спорных источников мусульманского права. Представляет собой решение правовых дел по аналогии.
В качестве дополнительных источников права можно выделить местные обычаи мусульманских народов (адаты). Помимо этого, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов (фирманы), законы (кануны).