Гражданское право
1.Найдите статьи ГК РФ, содержание которых бы подтвердило, что:
а) публично – правовые образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования) могут выступать субъектами гражданско-правовых отношений;
Публично-правовые образования в гражданском праве занимают особое положение. Они признаются полноценными субъектами гражданско-правовых отношений и могут выступать в гражданских отношениях наравне с юридическими и физическими лицами. К субъектам гражданского права помимо граждан, юридических лиц относятся муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация в целом (п. 2 ст. 2, ст. 124 ГК РФ).
б) имеют место исключения, когда юридическое равенство в отношениях публично-правовых образований с частными лицами отсутствует;
К таким исключениям следует отнести, например, полномочия, предоставленные ст. 279 ГК о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд, в которых проявляется юридическое неравенство.
в) публично – правовое образование в исключение из общего правила несет ответственность по обязательствам созданного им юридического лица, за действия своих должностных лиц.
Публично-правовые образования, как и все иные субъекты гражданского права, отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом. По общему правилу они не несут ответственности по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Юридические лица, созданные публично-правовыми образованиями, не отвечают по их обязательствам (ст. 126 ГК). Из этого общего правила законом установлен ряд исключений и особенностей.
- Это общее правило не распространяется на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации (п. 6 ст. 126 ГК).
- По обязательствам публично-правовых образований не может быть обращено взыскание на имущество, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
- Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается только в случаях, предусмотренных законом.
- Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Однако при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п. 4 ст. 123.22 ГК).
- По обязательствам бюджетного или автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества этих учреждений, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного или автономного учреждения (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) (п. п. 5,6 ст. 123.22 ГК).
- Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (абз. 3 п. 6 ст. 113 ГК).
2. Найдите примеры в печатных изданиях, иллюстрирующие участие публично-властных образований в гражданско-правовых отношениях.
1.Источник: https://www.nmosk.ru/administration/bidding-land/doc-43495/. Администрация муниципального образования город Новомосковск (организатор аукциона) 08 октября 2020 года в 15-00 часов по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Комсомольская, 32/32, кабинет №144 проводит аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, открытый по составу участников и по форме подачи предложений о размере ежегодной арендной платы. Решение о проведении аукциона принято постановлением администрации муниципального образования город Новомосковск от 21.08.2020 № 1829 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка». Организатор аукциона принимает решение об отказе в проведении аукциона в случае выявления обстоятельств, предусмотренных п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки.
2.Источник: https://newstula.ru/fn_141576.html. В распоряжении ИА «Тульские новости» оказалось распоряжение правительства Тульской области о заключении долгосрочных государственных контрактов на оказание финансовыми организациями услуг по предоставлению кредитов для финансирования дефицита бюджета Тульской области и погашения государственных долговых обязательств Тульской области. Предельный срок оказания финансовыми организациями услуг по предоставлению кредитов – пять лет. Предельный объем средств на выполнение долгосрочных государственных контрактов на оказание финансовыми организациями услуг по предоставлению кредитов для финансирования дефицита бюджета Тульской области и погашения государственных долговых обязательств региона в размере 1 837 500 000 рублей, в том числе: 2014 год – 46 819, 0 тыс рублей 2015 год – 607 298,0 тыс рублей 2016 год – 614 178,0 тыс рублей 2017 год – 564 171, 0 тыс рублей 2018 год – 5 034,0 тыс рублей. Как сообщается из планируемых результатов оказания финансовыми организациями услуг по предоставлению кредитов для финансирования дефицита бюджета Тульской области и погашения государственных долговых обязательств Тульской области. Объем оказываемых финансовыми организациями услуг: 2014-2015 годы – предоставление кредитов в сумме 5 000 000, 0 тыс рублей со сроком погашения 2017-2018 годы. Сроки оказания финансовыми организациями услуг: 2014-2018 годы. Условия выполнения финансовыми организациями услуг: кредиты предоставляются путем открытия невозобновляемых кредитных линий, общим объемом 5 000 000, 0 тыс рублей. Предмет аукциона: право на заключение договора аренды земельного участка c кадастровым номером 71:29:010308:1999, расположенного на землях населенных пунктов, адрес: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Московская, в районе дома №23, площадью 200 кв.м, с разрешенным использованием – Общественное питание. Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары), сроком на 18 (восемнадцать) месяцев.
3. Изучите нормативно-правовые акты, определяющие статус органов власти РФ, субъекта РФ или органов местного самоуправления, и подтвердите, что через действия таких органов в рамках их компетенции проявляется непосредственная форма участия публично-властных образований в гражданско-правовых отношениях. Ответ подтвердите, сославшись на конкретный нормативно-правовой акт.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Закон о местном самоуправлении 2003 г., другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Так, в соответствии со ст.18 Устава муниципального образования город Тула (Принят местным референдумом 09.02.1997 (в редакции решений Тульской городской Думы от 27.05.1999 N 19/332, от 25.05.2005 N 64/1239, от 09.08.2005 N 69/1343, от 7.08.2005 N 70/1361), органы местного самоуправления как юридические лица:
- От имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут Глава муниципального образования и глава администрации муниципального образования.
- Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и настоящим Уставом наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
4. Проанализируйте признаки присущие юридическому лицу и публично-правовому образованию как субъектам гражданского права: найдите общее и особенное.
Публично-правовые образования не являются юридическими лицами, вместе с тем на них распространяются нормы о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей рассматриваемых субъектов. Так, они не могут быть стороной по договору, когда в качестве таковой выступают только граждане (например, в качестве нанимателя по договору найма жилого помещения, потребителя платных образовательных, туристических услуг). Вместе с тем РФ, субъекты РФ, муниципальные образования в силу присущих им особенностей не могут быть и стороной по многим договорам, обычным в практике юридических лиц (подрядчиком по договору подряда, комитентом и комиссионером по договору комиссии, перевозчиком, доверительным управляющим и др.).
Публично-правовые образования и юридические лица имеют такие сходные признаки, как: это коллективные образования (организации): государство - политическая организация общества, муниципальное образование объединяет население городов и других поселений для решения населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций; юридическое лицо по определению - это организация (ст. 48 ГК РФ); наличие органов, которые действуют без доверенности от имени и в интересах организации, государства, муниципального образования, с правовыми последствиями для них.
Но при этом содержание компетенции органов власти определяется не только гражданским, но и административным, финансовым законодательством. Например, Российская Федерация может выступить в качестве заемщика, но в пределах сумм возможного внутреннего и внешнего долга, утвержденных на очередной год федеральным законом о федеральном бюджете.
Соответственно, предел долга субъекта РФ, муниципального образования устанавливается законом субъекта РФ, правовым актом органа местного самоуправления.
Этот долг не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (ст. ст. 106, 107 БК); органы власти, органы юридического лица обязаны организовать учет имущества, представлять отчетность (включая сводную); например, сводная бухгалтерская отчетность Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по федеральным унитарным предприятиям представляется им в числе прочих органов и Федеральной службе государственной статистики, туда же представляется один экземпляр отчетности юридических лиц. Государство, субъекты РФ, муниципальные образования обладают специальной правоспособностью, они участвуют в гражданских правоотношениях строго в рамках закона, в целях достижения публичных интересов.
На них не распространяется порядок создания, регистрации юридических лиц, их реорганизации и ликвидации. Правовой статус публично-правовых образований определен Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в Российскую Федерацию, законами, уставами краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, уставами муниципальных образований.