Экологическое право
СОДЕРЖАНИЕ
ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
№ тестового задания |
поле для ответа
|
1 |
В |
2 |
А |
3 |
Б |
4 |
А |
5 |
Г |
6 |
Б |
7 |
А |
8 |
Б |
9 |
В |
10 |
В |
11 |
Б |
12 |
Б |
13 |
В |
14 |
А |
15 |
А, Б |
16 |
А |
17 |
Б, В, Г |
18 |
В |
19 |
Г |
20 |
Б |
ЗАДАЧА
ДРСУ государственного предприятия «Нижегородавтодор» в течение ряда лет загрязняло водные источники, водопроводные коммуникации и рельеф местности неочищенными и необезвреженными отходами производства. Вредные вещества, просочились через грунт, загрязнили артезианскую скважину - источник водоснабжения садоводческого товарищества «Юбилейное». В результате погибли плодово-ягодные насаждения, повреждены до степени повреждения роста 24 березы, нанесен ущерб водопроводным коммуникациям.
Прокурор поставил вопрос о привлечении виновных должностных лиц к уголовной ответственности и предъявил иск о взыскании 53 тыс. руб. за ущерб, причиненный имуществу садоводов. Правомерны ли действия прокуратуры? Обоснуйте позицию прокурора.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ
Согласно действующего законодательства под загрязняющими веществами понимается химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.[1]
Водный объект интерпретируется как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.[2]
Нормы, регламентирующие охрану окружающей среды и запрещающие сброс отходов представлены в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года за N 89-ФЗ; Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, Водном кодексе РФ.
При этом в РФ запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ (п.5 ст. 12 ФЗ № 89-ФЗ).[3]
В силу ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.[4] Запрещаются:
- сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
- размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
- захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
- ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.
Статья 107 Водного Кодекса РФ предусматривает: граждане и юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказывать вредное влияние на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод.
На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещение захоронений отходов, свалок, кладбищ, скотомогильников и других объектов, влияющих на состояние подземных вод.[5]
Орошение земель сточными водами, если это влияет или может повлиять на состояние подземных водных объектов, запрещается.
Устройство и эксплуатация скважин, а также использование отработанных месторождений полезных ископаемых для сброса сточных и дренажных вод допускаются с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о недрах.
Буровые скважины, в том числе самоизливающие и разведочные, а также скважины, не пригодные к эксплуатации или использование которых прекращено, подлежат оборудованию регулирующими устройствами, консервации или ликвидации в установленном порядке.
Если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять в установленном порядке меры по охране подземных водных объектов и сообщить об этом в органы местного самоуправления, федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр и федеральный орган исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.
При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры, предотвращающие их вредное влияние на поверхностные водные объекты и окружающую природную среду.
В силу ст. 56 ВК РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
Собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Кодекса.
При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. ДРСУ государственного предприятия «Нижегородавтодор» нарушило вышеуказанные нормы действующего законодательства, которые запрещают сброс в водные объекты бытовых и других отходов, загрязнять и засорять водные объекты сверх установленных нормативов воздействия на водные объекты.
Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за загрязнение вод (ст. 250 УК РФ). Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, - наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.[6] Кроме того за загрязнение водных объектов предусмотрена так же административная ответственность п. 5 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях: загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.[7]
На основании вышеизложенного, действия прокурора о привлечении виновных должностных лиц к уголовной ответственности и взыскании 53 тыс. руб. ущерба, в процессе реализации уголовного судопроизводства правомерны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об отходах производства и потребления: федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1998. – №26 – Ст. 3009 (в ред. Федерального закона от 07.04.2020 № 431-ФЗ с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020 г.) - режим доступа: http: // www.consultant.ru.
2. Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ// Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2002. – №2 – Ст. 133 (в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 207-ФЗ с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021 г.) - режим доступа: http: // www.consultant.ru.
3. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 23. - Ст. 2381 (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 488-ФЗ с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021 г.) - режим доступа: http: // www.consultant.ru.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954 (в ред. Федерального закона 24.02.2021 N 16-ФЗ, N 25-ФЗ) - режим доступа: http: // www.consultant.ru.
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 1. - Ст. 1 (в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 24-ФЗ, N 29-ФЗ) - режим доступа: http: // www.consultant.ru.
6. Вишняков Я.Д. Охрана окружающей среды. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Я.Д. Вишняков, П.В. Зозуля, А.В. Зозуля, С. П. Киселева. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 288 с.
7. Владимиров А.М. Охрана и мониторинг поверхностных вод суши. Учебник / А.М. Владимиров, В.Г. Орлов. - СПб.: РГГМУ, 2019. - 220 с.
[1] Вишняков Я.Д. Охрана окружающей среды. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Я.Д. Вишняков, П.В. Зозуля, А.В. Зозуля, С. П. Киселева. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 288 с.
[2] Владимиров А.М. Охрана и мониторинг поверхностных вод суши. Учебник / А.М. Владимиров, В.Г. Орлов. - СПб.: РГГМУ, 2019. - 220 с.
[3] Об отходах производства и потребления: федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1998. – №26 – Ст. 3009 (в ред. Федерального закона от 07.04.2020 № 431-ФЗ с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020 г.)
[4] Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ// Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2002. – №2 – Ст. 133 (в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 207-ФЗ с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021 г.)
[5] Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 23. - Ст. 2381 (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 488-ФЗ с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021 г.)
[6] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ// Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954 (в ред. Федерального закона 24.02.2021 N 16-ФЗ, N 25-ФЗ)
[7] Кодекс РФ об административных правонарушениях 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 1. - Ст. 1 (в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 24-ФЗ, N 29-ФЗ)