Досудебное разрешение индивидуальных трудовых споров по законодательству зарубежных стран
Международно-правовое регулирование вопросов мирного разрешения трудовых споров, возникающих между сторонами социального партнерства, весьма лаконично. Это объясняется тем, что процедуры мирного разрешения трудовых споров имеют ярко выраженную национальную специфику, и установление общих правил весьма затруднительно. Основной международный акт поданному вопросу - Рекомендация МОТ 1951 г. о добровольном примирении и арбитраже (№ 92). В Рекомендации говорится о необходимости создания органов по добровольному примирению, соответствующих национальным условиям, в которые должно входить равное число представителей от предпринимателей и от трудящихся. Примирительная процедура должна быть бесплатной и оперативной, а сроки, которые могут устанавливаться национальным законодательством, должны определяться заранее и сводиться к минимуму. Если по соглашению между всеми заинтересованными сторонами к конфликту применяется примирительная процедура, то сторонам следует рекомендовать воздерживаться от забастовок и локаутов в течение всего времени ведения переговоров о примирении. Кроме того, в ст. 5 Конвенции МОТ 1981 г. о содействии коллективным переговорам (№ 154) говорится о том, что органы и процедуры разрешения трудовых конфликтов должны создаваться таким образом, чтобы содействовать коллективным переговорам.
Трудовые кодексы многих государств усиливают социальную защиту работников, но одновременно с этим и возможности работодателя по управлению трудом в организации. Так, Трудовой кодекс Республики Беларусь помимо судебной защиты гарантирует работникам право на иную защиту трудовых прав (п. 9 ст. 11 ТК Республики Беларусь). Несмотря на то что норма статьи не указывает прямо, какую конкретно защиту следует понимать под иной, следует полагать, что иная защита подразумевает защиту органами прокуратуры, КТС и государственной инспекцией. Зарубежное законодательство в области разрешения индивидуальных трудовых споров уделяет особое внимание мирному урегулированию разногласий между наемными работниками и работодателями.
Органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры на Украине, закреплены в ст. 221 Кодекса законов о труде Украины. Это комиссия по трудовым спорам и районный (городской) суд. Большинство вопросов, касающихся порядка образования и работы комиссии, решаются аналогично российскому трудовому законодательству. Статья 230 КЗоТ Украины определяет содержание удостоверения, которое выдается работнику комиссией по трудовым спорам в случае неисполнения собственником или уполномоченным им органом решения КТС в установленный срок. Закрепление в законе содержания удостоверения, которое выдает комиссия по трудовым спорам, значительно облегчает ее работу.
В Республике Казахстан в качестве досудебного органа выступает согласительная комиссия. Вопросы, касающиеся деятельности данной комиссии, закреплены в ст. ст. 98 - 100 Закона Республики Казахстан "О труде в Республике Казахстан". Комиссия создается на паритетных началах из равного числа представителей работодателя, которые назначаются руководителем, и работников, которые избираются общим собранием (конференцией). Организационно-техническое обеспечение комиссии осуществляет работодатель. Согласительная комиссия из своего состава избирает председателя и секретаря; рассматривает заявление в трехдневный срок со дня его подачи; по результатам рассмотрения выносит решение, которое подлежит исполнению также в трехдневный срок. Порядок рассмотрения заявления не регулируется законом, так же как и порядок исполнения решения, принятого согласительной комиссией.
В Кыргызской Республике первичным органом, рассматривающим трудовые споры, является комиссия по трудовым спорам, которая создается на паритетных началах из представителей работников и нанимателей. Избранными в состав комиссии считаются кандидатуры, получившие большинство голосов и за которых проголосовало более половины присутствующих на общем собрании (конференции). Порядок избрания, численность, состав комиссии и срок ее полномочий определяются соглашением сторон. Комиссия из своего состава избирает председателя, его заместителя и секретаря. Порядок рассмотрения трудового спора аналогичен порядку, предусмотренному российским законодательством. Комиссия по трудовым спорам принимает решения по соглашению сторон либо фиксирует факт недостижения соглашения. Однако законодательством Кыргызстана предусмотрена предварительная подготовка по заявлениям работников.
Анализ досудебного порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров в странах бывшего Союза ССР показал, что в большинстве из них существуют комиссии по трудовым спорам, создаваемые непосредственно в организациях; однако существуют отличия в досудебном порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров, например, по порядку образования и рассмотрения, но незначительные.
Иная ситуация в урегулировании конфликтов в государствах с развитой экономикой. К досудебным способам урегулирования ИТС в США относятся: примирительные процедуры на локальном уровне (Grievance procédures, grievance), третейское разбирательство и медиация. Досудебное урегулирования ИТС на локальном уровне достаточно широко распространено. Обычно урегулирование ИТС осуществляется в несколько этапов. К досудебному порядку урегулирования спора можно отнести также третейское рассмотрение дела, которое является обязательным в случаях, предусмотренных соглашением сторон. Работодатели при заключении трудового договора могут включить в него соглашение о третейском разбирательстве (Prehire Arbitration Agreements), под которым понимается условие договора о досудебном урегулировании спора. Как правило, такие соглашения заключаются с целью ограничения права работников на обращение в суд. Стороны ИТС могут также прибегнуть к процедуре медиации, когда возникший спор рассматривается с участием независимого медиатора. Продолжительность данной процедуры составляет не более 3 месяцев.
По общему правилу право американских работников на обращение в суд ограничено. Если предмет спора составляет дискриминация по каким-либо критериям (по беременности, гендерной принадлежности или сексуальной ориентации), то он рассматривается в The U.S. Equal Employment Opportunity Commission (далее - КОРУН).
Срок для обращения с жалобой в КОРУН составляет 180 календарных дней и исчисляется с момента нарушения трудовых прав работника. Если работник обращается в территориальные представительства КОРУН, то указанный срок увеличивается до 300 календарных дней. Фактически обращение работника в территориальное представительство КОРУН может увеличить срок для подачи жалобы на 120 дней. Работник по делам, связанным с дискриминацией, не может обратиться в суд без специального разрешения Комиссии по обеспечению равных условий найма (Notice of Right to Sue from EEOC). По общему правилу разрешение выдается после завершения КОРУН расследования по делу либо по истечении 180 дней со дня обращения в указанную комиссию. Разрешение может быть выдано и ранее этого срока, если станет ясно, что расследование по делу не сможет быть закончено в 180-дневный срок со дня поступления жалобы. При выдаче разрешения расследование по делу прекращается. Разрешение на обращение в суд действует в течение 90 дней с момента выдачи. При пропуске этого срока работнику может быть отказано в реализации права на судебную защиту.
Если спор связан с нарушением положений Закона о равной оплате труда (the Equal Pay Act), то работник вправе обратиться в суд минуя КОРУН. В данном случае срок на обращение в суд составляет два года с момента нарушения права (три года, если работодатель допустил умышленное нарушение права). По делам о дискриминации по возрасту разрешение на обращение в суд не требуется, однако работнику необходимо подать жалобу в КОРУН. По истечении 60 дней с момента регистрации жалобы работник может обратиться в суд с иском (но не позднее 90 дней с момента завершения расследования по указанной жалобе). Досудебное урегулирование ИТС в Великобритании может осуществляться на локальном уровне, при помощи третейского разбирательства и медиации.
С целью содействия досудебному урегулировании ИТС на уровне организации Консультативной, согласительной и арбитражной службой (Advisory, Conciliation and Arbitration Service) был принят Процедурный кодекс N 1 (Code of Practice on Disciplinary and Grievance Procedures). Несмотря на то, что его положения носят рекомендательный характер, суды принимают во внимание его положения при рассмотрении ИТС. Процедурный кодекс N 1 устанавливает требования к справедливому и открытому рассмотрению спора, которое обеспечивается путем последовательного рассмотрения дела, учета всех обстоятельств, участия работника на всех этапах рассмотрения спора и возможность внесения им предложений, письменного извещения работника, предоставление ему доступа ко всем материалам дела и возможность изготовления копий любых письменных доказательств. Предусмотрена возможность участия представителя работника на всех этапах рассмотрения ИТС. Работодатели на основе Процедурного кодекса могут разрабатывать собственные правила урегулирования ИТС на рабочих местах.
Если стороны не смогли урегулировать спор на локальном уровне, они вправе обратиться к процедуре медиации. Медиация представляет участие в споре независимой и беспристрастной стороны, которая путем обсуждения с работником и работодателем пытается найти решение возникшего спора. Процедура медиации является добровольной, медиатор не вправе принуждать ту или иную сторону к принятию решения. Стороны также вправе прибегнуть к процедуре мирового соглашения (Conciliation), которая схожа с процедурой медиации и имеет место в тех случаях, когда работник обратился в суд за защитой своих прав. Еще одним способом досудебного урегулирования спора является третейское разбирательство (Arbitration), при котором третья сторона после изучения всех обстоятельств дела выносит обязательное для работника и работодателя решение, которое может быть обжаловано в суде.
Если примирительные процедуры оказались безуспешными, работник вправе обратиться в специализированный суд, по рассмотрению трудовых споров (employment tribunal). Работник не может обратиться в суд минуя Консультативную, согласительную и арбитражную службу. Указанная служба содействует сторонам трудового договора в урегулировании ИТС. Срок для обращения в суд (employment tribunal) по общему правилу составляет 3 месяца с момента увольнения либо с момента нарушения права. Однако при обращении работника в консультативную службу для досудебного урегулирования спора работнику выдается специальный сертификат о своевременном обращении в указанную службу (early conciliation certificate), который приостанавливает течение срока исковой давности.
Работодатели понимают, что чем раньше они урегулируют возникшие разногласия, тем экономичнее это будет для них.
Процедура рассмотрения ИТС в рассмотренных странах имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Несмотря на детально проработанный порядок досудебного рассмотрения спора в Великобритании, в его основе лежит соблюдение определенных формальных процедур. В связи с этим недобросовестные работодатели могут лишь формально руководствоваться разработанными Консультативной, согласительной и арбитражной службой рекомендациями с целью создать себе основу для защиты в случае судебного рассмотрения спора (работодатель будет иметь весомый аргумент в виде четкого соблюдения указанных рекомендаций).
Система, разработанная в США, также имеет свои недостатки. Работник по отдельным категориям споров лишен возможности сразу обратиться в суд минуя КОРУН (тем самым ограничивается право работника на судебную защиту, а если сказать точнее, на своевременные рассмотрения спора в суде). Проводимые КОРУН расследования могут занять более полугода. Если Комиссия выявит обоснованность заявленных работником требований, то его интересы в суде будут представлять сотрудники названной службы. Однако, если комиссия не найдет достаточных оснований для обращения в суд, работник потеряет большое количество времени и будет вынужден самостоятельно представлять свои интересы в суде.
Интересен опыт Великобритании по разработке процедурных кодексов, которые помогают сторонам трудовых отношений урегулировать возникшие разногласия на локальном уровне.
В Италии, Франции примирительно-третейская процедура - это первоначальная стадия урегулирования спора. Суды Испании не имеют права принимать к рассмотрению иски по трудовым делам, если отсутствует попытка примирения сторон через местные органы института посредничества, арбитража и примирения. Если проанализировать состав органов, осуществляющих внесудебное урегулирование спора, то в большинстве случаев функции примирительно-третейского разбирательства выполняют профессиональные судьи или государственные чиновники с юридическим образованием при участии заседателей от трудящихся и предпринимателей. Исключением является Франция, где заседают непрофессиональные судьи. В некоторых странах (Швеция, Дания, Израиль) суды на любой стадии рассмотрения спора побуждают стороны к решению спора мирным путем. В Канаде индивидуальные споры получили определение "спор из-за жалобы". Основанием такого спора является нарушение некоторых условий контракта.
В европейских странах в индивидуальном трудовом конфликте работник может использовать все возможные способы протеста против нарушения своих трудовых прав. Однако метод примирения наименее болезнен для спорящих сторон. Цель метода примирения - облегчить диалог между спорящими сторонами. Во Франции примирением занимается государственный инспектор по труду и социальному законодательству, который в качестве специалиста входит в паритетную комиссию по переговорам.
В Японии между процедурой примирения и процедурой посредничества нет особых различий, но на практике чаще применяют метод примирения, так как указанная процедура является более дешевой и гибкой. Посредничество является разновидностью примирения. В данной ситуации посредник после детального изучения вопроса предлагает сторонам несколько вариантов разрешения возникшего конфликта. В некоторых случаях рекомендации публикуются в печати, чтобы общественное мнение могло поддержать один из вариантов. Данный метод широко используется в скандинавских странах. В Японии, например, группы посредников образуются на трехсторонней основе:
- представителями от трудящихся;
- представителями от предпринимателей;
- представителем от государства, который должен быть представителем группы.
Добровольный арбитраж применяется в Швейцарии по соглашению профсоюзов и объединений предпринимателей. В Австралии арбитражный механизм рассмотрения трудовых споров относится к судебной системе. Данный метод редко применяется в частном секторе, где используются примирение и посредничество. Принудительный арбитраж используется чаще всего в государственном секторе стран с развитой экономикой в "жизненно важных" отраслях. В большинстве случаев имеется исчерпывающий перечень "жизненно важных" организаций. На Кипре арбитражные суды в зависимости от обстоятельств дела бывают открытыми или закрытыми для всеобщего слушания и прессы. В Японии отдается предпочтение примирительно-третейскому разбирательству с помощью особых административных учреждений. Во Франции существует система советов, которые состоят из двух уровней:
- бюро примирения;
- бюро решений (судебное бюро).
Бюро формируется на выборной основе из представителей работников и предпринимателей сроком на шесть лет.
В Чехии, Венгрии, Болгарии существуют трудовые (арбитражные) комиссии, которые в основном действуют в рамках того предприятия, где возник спор. Данные комиссии формируются разными способами. В Чехии, например, члены комиссии избираются на общем профсоюзном собрании, т.е. арбитражная комиссия является профсоюзным органом. В Болгарии комиссия состоит из равного числа представителей от администрации организации и профсоюзного комитета, которых назначают на общем профсоюзном собрании. В Венгрии существует запрет на то, чтобы председатель и секретарь профсоюзного комитета были членами комиссии. В Болгарии число делегированных в комиссию членов определяется совместно профсоюзной организацией и администрацией. В Чехии комиссия состоит не менее чем из семи членов. При этом комиссия считается правомочной, если на заседании присутствует не менее половины ее членов.
Итак, как показывает мировая практика, применение внесудебного урегулирования трудовых споров является необходимым и эффективным способом разрешения индивидуальных трудовых споров.