Законодательство в области охраны окружающей среды
Законодательство РФ в области охраны окружающей среды
Список используемой литературы
Актуальность данной работы обусловлена особой значимостью охраны окружающей среды, как сферы жизнедеятельности человека. Охрана окружающей среды стала одной из важнейших целей деятельности мирового сообщества, объединений государств, отдельных государств, социальных групп, индивидов и других субъектов социальной жизни.
Все большее значение она приобретает в экономике - растет важность устранения как уже нанесенного экологического вреда, так и предотвращения текущего негативного воздействия антропогенной деятельности на природу. На разработку новых технологий в промышленном производстве, в сельском хозяйстве, на транспорте и в энергетике выделяется все больше средств, развиваются эколого-ориентированные виды производства продукции, продуктов и оказания услуг. Много делается для сохранения биоразнообразия путем создания сети особо охраняемых природных территорий, усиления объектов защиты животного мира, лесов, иной растительности, для борьбы с загрязнением компонентов окружающей среды: воздуха, почв, поверхностных и подземных водных объектов, Мирового океана, климата. И вся эта деятельность невозможна без надлежащего правового регулирования.
Целью исследования является изучение законодательства РФ в области охраны окружающей среды.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты регулирующие общественные отношения в сфере охраны окружающей среды.
Законодательство РФ в области охраны окружающей среды
Центральное место в системе источников регулирующих охрану окружающей среды занимает Конституция РФ[1].
Выступая интегративной основой всей системы права, она официально закрепляет ценности, институты и нормы конституционного строя, принципы государственно-правового регулирования, которые, в свою очередь, становятся общеправовыми ориентирами для формирования и развития всех отраслей российского права и законодательства, в том числе и законодательства в области охраны окружающей среды.
В Конституции РФ содержатся нормы-принципы, которые создают основы правового регулирования экологических отношений, определяют главные направления государственной экологической политики (ст. 9, 36, 42, 58, 71, 72 и 114).
Так, в соответствии с положениями ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В Конституции РФ находят закрепление основные экологические права и обязанности каждого:
- право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42),
- обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Концептуальными для регулирования экологических отношений являются нормативные положения ст. 71 и 72 Конституции РФ, определяющие основания разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов.
К предметам исключительного ведения Российской Федерации ст. 71 отнесены:
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологических прав) (п. "в");
- федеральная государственная собственность и управление ею (п. "д");
- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития РФ (п. "е");
- внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ (п. "к").
Для определения основ государственной экологической политики России большое значение имеют предписания, содержащиеся в ст. 114 Конституции РФ, в соответствии с которыми проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии обеспечивает Правительство РФ.
Фундаментальные природоохранные положения Конституции РФ обладают наивысшей юридической силой и имеют прямое действие на всей территории РФ, однако и они требуют дальнейшего развития и конкретизации в отраслевом экологическом законодательстве.
Ключевую роль в определении содержательного наполнения законодательства в области охраны окружающей среды играет Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[2] - базовый акт кодификационного типа, сгруппировавший вокруг себя все остальные природоохранные нормативные правовые акты.
Этот закон закрепляет: основные принципы охраны окружающей среды, объекты охраны окружающей среды, правовые основы управления в области охраны окружающей среды, права и обязанности граждан, общественных объединений в области охраны окружающей среды, требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и т.д.
В систему природоохранного законодательства входят также федеральные законы об экологической экспертизе[3], об особо охраняемых природных территориях[4], об охране атмосферного воздуха[5].
Указанные нормативные правовые акты определяют порядок организации и проведения мероприятий по охране отдельных компонентов природной среды или территорий, закрепляют правовые инструменты предупреждения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, создают правовые основы обращения с отходами производства и потребления.
Правовое регулирование общественных отношений в области охраны окружающей среды осуществляется и посредством природоресурсных законов, принятых на федеральном уровне, например ВК РФ[6], ЛК РФ[7] и др. Они закрепляют природоохранные требования к природопользованию.
Как уже было отмечено ранее, вопросы охраны окружающей среды отнесены Конституцией РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В связи с этим во многих субъектах РФ приняты региональные законы об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях и др[8].
Роль регионального экологического законодательства заключается в адаптации норм федеральных нормативных правовых актов к специфическим природным условиям территории конкретного субъекта РФ, в упорядочении экологических отношений, складывающихся в связи с организацией охраны окружающей среды в его административно-территориальных границах. Однако на практике чаще всего региональные законодательные акты повторяют положения федерального законодательства, что не способствует повышению эффективности охраны природы в стране.
Большой удельный вес в системе экологического законодательства имеют подзаконные нормативные правовые акты: Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные правовые акты, например приказы Минприроды России, подзаконные нормативные правовые акты, принятые на уровне субъектов РФ.
Выполняя вспомогательную роль, эти акты позволяют оперативно решать вопросы методического и организационно-технического характера, создают условия для обеспечения единообразного применения законодательных актов в области охраны окружающей среды.
В заключении следует отметить, что центральное место в системе источников регулирующих охрану окружающей среды занимает Конституция РФ.
Выступая интегративной основой всей системы права, она официально закрепляет ценности, институты и нормы конституционного строя, принципы государственно-правового регулирования, которые, в свою очередь, становятся общеправовыми ориентирами для формирования и развития всех отраслей российского права и законодательства, в том числе и законодательства в области охраны окружающей среды.
В Конституции РФ содержатся нормы-принципы, которые создают основы правового регулирования экологических отношений, определяют главные направления государственной экологической политики.
Ключевую роль в определении содержательного наполнения законодательства в области охраны окружающей среды играет Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - базовый акт кодификационного типа, сгруппировавший вокруг себя все остальные природоохранные нормативные правовые акты. Этот закон закрепляет: основные принципы охраны окружающей среды, объекты охраны окружающей среды, правовые основы управления в области охраны окружающей среды, права и обязанности граждан, общественных объединений в области охраны окружающей среды, требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и т.д.
В систему природоохранного законодательства входят также федеральные законы об экологической экспертизе, об особо охраняемых природных территориях, об охране атмосферного воздуха.
Правовое регулирование общественных отношений в области охраны окружающей среды осуществляется и посредством природоресурсных законов, принятых на федеральном уровне, например ВК РФ, ЛК РФ и др. Они закрепляют природоохранные требования к природопользованию.
Вопросы охраны окружающей среды отнесены Конституцией РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В связи с этим во многих субъектах РФ приняты региональные законы об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях и др.
Таким образом, в России создано многоуровневое законодательство регулирующее вопросы охраны окружающей среды, которое направленное на защиту окружающей среды и ее сохранение для будущих поколений.
Список используемой литературы
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета №237. 1993 г. 25 декабря.
- Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. №74-ФЗ (в ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июня 2006 г. N 23 ст. 2381.
- Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. №200-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. N 50 ст. 5278.
- Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4556.
- Федеральный закон от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 марта 1995 г. N 12 ст. 1024.
- Федеральный закон от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г. N 18 ст. 2222
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133.
- Закон Тульской области от 5 декабря 2007 г. №920-ЗТО «Об охране окружающей среды на территории Тульской области» (в ред. от 22.02.2017) // Тульские известия, N 241, 13 декабря 2007 г.
[1] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета №237. 1993 г. 25 декабря.
[2] Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133.
[3] Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4556.
[4] Федеральный закон от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 марта 1995 г. N 12 ст. 1024.
[5] Федеральный закон от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г. N 18 ст. 2222
[6] Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. №74-ФЗ (в ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июня 2006 г. N 23 ст. 2381.
[7] Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. №200-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. N 50 ст. 5278.
[8] Например Закон Тульской области от 5 декабря 2007 г. №920-ЗТО «Об охране окружающей среды на территории Тульской области» (в ред. от 22.02.2017) // Тульские известия, N 241, 13 декабря 2007 г.