Современная западная социология
Крупные события в социально-политической жизни общества привели к тому, что старый социологический научный аппарат был уже не способен описать происходящие социальные сдвиги. Поэтому возникла необходимость выработки новой парадигмы социального мышления, т. е. создания новой фундаментальной картины социальной реальности: жизнедеятельности общества, отдельных социальных общностей и личности, характера их взаимодействия. Насущная потребность реализовалась в концепциях постиндустриального, информационного общества. Все эти концепции, различаясь по аспектам анализа общества, едины в том, что рассматривают современное общество как совершенно новый этап социально-экономического развития, которое отличают следующие черты:
- информациoнное общество приходит на смену трудовому и является его отрицанием;
- не физический труд, а информация выступает системообразующим фактором нового общества, новой социальной реальности;
- система производства утрачивает характер определяющего фактора общественного устройства;
- человек в рамках нового общественного устройства перестает быть исключительно человеком экономическим, деятельность которого определяется выгодой, пользой, интересом. Речь идет о появлении нового типа рациональности, новых мотивационных механизмов, новых ценностей, которые уже не вытекают из системы производства и утилитаристской этики.
Современная западная социология активно ищет принципы социальной организации и социального порядка, которые нельзя свести к системе производства, биологической организации индивида. Отчетливо проявляется тенденция к интеграции наук и появлению междисциплинарных исследований типа экономической и политической социологии, социальной географии, социобиологии и др. Несмотря на множество концепций и школ, направлений в западной социологии, все они тяготеют к двум полюсам - позитивизму и неопозитивизму, с одной стороны и понимающей социологии — с другой. В рамках этих полюсов можно выделить концепции и школы современной западной социологии. Структурный функционализм, основывающийся на том, что общество представляет собой единую многофункциональную систему, состоящую из множества подсистем. Автором ее является Т. Парсонс (1902-1979). Одна из центральных категорий учения Т. Парсонса-социальное действие, основными составляющими которого являются деятель, ситуация, ориентация деятеля на ситуацию и на других индивидов. Т. Парсонс исходил из посылки, что любое общество-это система, состоящая из многих социальных подсистем, каждая из которых обладает набором из четырех основных функций:
- адаптивность - любая система приспосабливается к среде;
- целедостижение - определяет и реализует поставленные цели;
- интеграция - связывает все элементы и их функции воедино;
- удержание образца — создает, сохраняет и передает во времени образцы поведения индивидов, включая культуру, следующим поколениям.
Системный подход к социальным явлениям, концепция стабильности социальных систем — одно из ценных приобретений современной социологической мысли. Общества, считал Т. Парсонс, бывают следующих типов: примитивные, промежуточные, современные. Их развитие носит эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциация и интеграция. В западной социологии существуют теории противоположные эволюционизму. Это так называемые теории конфликта. Они возникли в связи с обострением кризисов, как в жизни общества, так и социологической науке. Наибольшее влияние на формирование теории социального конфликта оказали взгляды таких ученых, как К.Маркс (революционная теория), Георг Зиммель (1858-1918) — автор термина“социальный конфликт”, Ральф Дарендорф (р. 1929), Льис Коузер (р. 1913), Т. Парсонс (1902-1979), Джон Бэртон (р. 1915) — представители эволюционных теорий разрешения социального конфликта. В соответствии с теорией классовой борьбы К. Маркса любое классовое общество делится на два антагонистических (непримиримых) класса, борьба между которыми завершается социальной революцией.
В отличие от марксистской теории, конфликтологическая эволюционная парадигма исходит из того, что в современном демократическом обществе возникает великое множество локальных социальных конфликтов между различными группами. Разнонаправленность этих конфликтов позволяет сохранять относительную стабильность в обществе, т. е. не ведет к социальным взрывам. Кроме того, в открытом обществе существуют легальные способы для сравнительно бескровного урегулирования конфликтов. Успешное разрешение возникающих социальных конфликтов свидетельствует о жизнеспособности общества (по Дарендорфу). Заметен вклад в науку американского социолога Ч. Р. Миллса (1916-1962),положившего начало критической социологии действия. С его точки зрения центральной задачей социологии должно стать изучение людей, играющих важную роль в экономических,политических и военных институтах общества, т. е.изучение властвующей элиты, которая во многом определяет лицо современного общества. Ч. Р. Миллса можно назвать одним из создателей политической социологии. Символический интеракционизм (от англ.interaction- взаимодействие),анализирующий взаимодействие людей, с помощью интерпретации символов (понятий), в лице наиболее ярких его представителей Дж. Мида, Герберта Блумера, Кули.
Теория символического интеракционизма получила свою модификацию в виде теории обмена Джорджа Хоманса, согласно которой поведение людей есть постоянный обмен ценностями. Предметами обмена может быть все, что имеет социальную значимость. В обществе устанавливается шкала ценностей, подлежащих обмену. И поведение человека находится в рамках этой шкалы. Центральная категория социологии американского исследователя Дж. Хоманса — категория социального действия. Социальное действие - процесс обмена, который строится по принципу рациональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах. Для объяснения социального действия Хоманс выдвинул пять основных гипотез:
- Гипотеза успеха – действие, которое вознаграждается, имеет тенденцию к повторению. Если при повторении действие больше не вознаграждается, оно не воспроизводится (способ поведения “гасится”).
- Гипотеза стимула – действие разворачивается в конкретной ситуации. Ее характеристики Хоманс называет стимулами. Однажды усвоенное поведение применяется в сходных ситуациях.
- Гипотеза ценности – чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность повторения действия.
- Гипотеза голодания-насыщения – чем чаще получалось вознаграждение, тем быстрее развивается привыкание (насыщение).
- Гипотеза фрустрации-агрессии – не получив ожидаемую награду, личность возмущается. В состоянии негодования наибольшей ценностью для нее является само агрессивное поведение.
С помощью этих гипотез Хоманс пытается объяснить все социальные процессы: социальную стратификацию, политическую борьбу и пр. Однако психологического объяснения недостаточно при рассмотрении явлений макроуровня. Феноменология - “понимающая” социология, рассматривающая общество как явление, созданное в духовном взаимодействии индивидов, их коммуникации, но воспринимающая мир в рамках научных знаний (Альфред Шюц). Этнометодология — объясняющая окружающий мир повседневными чувствами, здравым смыслом, субъективными представлениями (Д. Циммерман, М. Поллнер). Особое место в мировой социологии занимает творчество выдающегося ученого Питирима Сорокина-россиянина по происхождению, в прошлом декана социологического факультета Петербургского университета автора первого учебника по социологии “Система социологии”, в 1922 г. высланного из России и поселившегося в США, где вышел ряд его фундаментальных работ.
Научные принципы социологической теории П. Сорокина: социология как наука строится по методу естественных науки должна быть объективной, точной, не сводящей любые явления к одному началу, а допускающая плюрализм. Главное в социологии — изучение процесса общественной жизни: социальные действия и взаимодействия двух и более человек. П. Сорокин разделял социологию на теоретическую и практическую — прикладную дисциплину, опирающуюся на теорию. Значителен вклад П. Сорокина в разработку теории социальной стратификации и социальной мобильности, в которой общество делится на страты (слои), различающиеся между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т. д. Основные формы стратификации (расслоение общества): экономическая, политическая, профессиональная. П. Сорокин пытался решить проблему социального равенства, создав теорию эгалитарной системы общества, в котором все равны перед законом, имеют равное право на образование и политические права (свобода слова, совести, политической деятельности и др.).
Заметное улучшение социально-экономического положения и повышение политического статуса основной массы населения (наемных работников) в промышленно развитых странах в течение так называемого славного тридцатилетия не ликвидировали социального и политического неравенства в западных странах. Реформы, которые имели место в названных странах за три послевоенных десятилетия, и не могли осуществить социального и политического равенства в этих странах и, тем самым, ликвидировать социальные классы. Поскольку, даже будучи положительными в социальном плане и благоприятными для наемных работников, эти реформы не могли изменить статуса наемных работников как таковых. То, что реформы такого рода смогли сделать, это только уменьшить степень эксплуатации наемных работников владельцами капитала и, таким образом, сократить степень зависимости данной категории граждан от работодателей.
Социальное и политическое неравенство между наемными работниками и работодателями создается самим статусом этих двух категорий граждан. Сам статус работодателя (владельца капитала, владельца средств производства) дает ему власть над наемными работниками и позволяет в определенных пределах (очень часто – в больших) навязывать им свою волю. Поэтому в обществе, в котором существует такое деление граждан, в лучшем случае, может быть достигнут только, как говорят некоторые, приемлемый уровень неравенства. Свидетельством справедливости данных утверждений является то, что за последние три десятилетия во всех развитых странах произошло заметное ухудшение материального положения населения, работающего по найму, а также и деградация демократии. Развитие акционерного капитала также не превратило наемных работников в капиталистов или работодателей. Даже обладая некоторым количеством тех или иных акции и получая на них какой-то доход, наемные работники в своей массе остаются в этой же социальной категории и вынуждены наниматься на работу со всеми вытекающими из этого последствиями. К тому же, если же согласиться, что за три послевоенных десятилетия в развитых странах воцарились политическое, социальное равенство и демократия, то произошедшие в 1980-х и 1990-х годах существенное падение жизненного уровня наемных работников и деградация демократии свершились по их собственному желанию. Ведь там, где существует демократия, все происходит по воле самих граждан. На самом же деле, все эти реформы были навязаны подавляющей массе населения развитых стран.
Нынешние утверждения об отсутствии противостоящих классов в западном обществе поддерживаются исключительно по соображениям пропагандистского характера. Ведь очевидно, что отрицание классового характера общества «цивилизованных стран» является принципиальным для пропагандистского аппарата в этих странах, поскольку признание существования классов будет равносильным признанию неравенства граждан в этих странах. Неравенства не только экономического, которое бросается в глаза, но и социального и, более всего, политического. Ведь, термин «социальные классы» используется для того, чтобы ясно указать, что общество либеральной демократии не создает равенства, которое обещают его основные принципы. В нашей отечественной литературе проблема динамики социальных классов обсуждается редко. Но в этих немногих работах на основе эмпирических данных констатируется, что рабочий класс, хотя и претерпел существенные потери вследствие деиндустриализации нашей страны, остался
одной из основных групп как среди экономически активного населения, так и
в социальной структуре общества в целом. При этом отношения между работодателями и наемными работниками как в частном секторе, так и в государственном характеризуются «ростом социальной напряженности, выливающейся в социально-трудовые конфликты».
Итак, социология западная прошла длительный исторический путь, начало которому было положено Г. Спенсером (Англия), О. Контом, Ф. Ле Пле (Франция), B. Вундтом, Ф. Тённисом, Г. Зиммелем (Германия), У. Самнером, Л. Уордом (США) и т. д. На протяжении многих десятилетий господствующее положение в социологии западной занимал позитивизм. В дальнейшем в развитии социологии западной можно выделить три социологические парадигмы:
1) «социальных фактов» (Э. Дюркгейм). Эта парадигма сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов — социальным структурам и социальным институтам;
2) «социальных дефиниций» (М. Вебер). Стратегический элемент этой парадигмы — тот способ, посредством которого определяются социальные факты;
3) «социального поведения» (Б. Скиннер). Эта парадигма уходит корнями в психологическую традицию американской психологии. Особый акцент делается на проблеме вознаграждения желаемого и наказания нежелаемого поведения.