Государственные и муниципальные финансы
2.1. Тема: Государственный и муниципальный кредит. Государственные и муниципальные заимствования (муниципальные облигации)
Задание 2 (вариант 2)
Купонная облигация с номиналом 50 руб. сроком обращения 3 года имеет ступенчато возрастающую купонную ставку. Ее величина, установленная при выпуске облигации, составляет 8 % годовых и равномерно возрастает на 2 % каждые полгода.
Купонный доход выплачивается по полугодиям. По какой цене инвестор будет согласен приобрести эту облигацию, если имеется альтернативный вариант вложения капитала со ставкой дохода 10 % годовых?
Решение. Для определения текущей рыночной цены купонных облигаций (PV) используется следующая формула:
, (1)
где С - годовой текущий доход в виде процента, выплачиваемый по
облигации, руб.;
F - сумма, выплачиваемая при погашении облигации, руб.;
r - требуемая инвестором годовая ставка дохода, коэф.;
n - число лет, по истечении которых произойдет погашение облигации, лет.
= 0,1
= 0,12
= 0,14
= 0,16
= 2
= 50*0.5*0,1 = 2.5
= 50*0.5*0,12 = 3
= 50*0.5*0,14 = 3.5
=50*0.5* 0,16 = 4
= 4.5
Ответ: Инвестор будет согласен приобрести данную облигацию по цене 14,51 руб.
2.2. Тема: «Региональные финансы и их роль»
(государственные ценные бумаги)
Задание 4 (вариант 2)
Трехмесячные государственные ценные бумаги реализуются на первичном рынке с дисконтом 2%. Инвестор (юридическое лицо) может вкладывать денежные средства, постоянно покупая в течении года государственные ценные бумаги, или приобрести корпоративные облигации со сроком обращения 1 год и номинальной стоимостью, равной номинальной стоимости трехмесячных ценных бумаг. Какой должна быть величина купонной ставки корпоративной облигации, которая обеспечивала бы инвестору с учетом налогообложения доходность, равную доходности государственных ценных бумаг?
Решение. Купонный доход по корпоративным облигациям облагается налогом на прибыль юридических лиц в общем порядке, а по государственным ценным бумагам — по ставке 15%. Следовательно, чтобы инвестор принял решение о целесообразности приобретения корпоративной облигации, ее купонная ставка должна быть не ниже доходности до погашения государственной ценной бумаги с учетом налогообложения. Поэтому для расчета купонной ставки по корпоративной облигации найдем по формуле (1).
Кроме того, в условии задачи указан срок обращения государственной ценной бумаги не в днях, а в месяцах, следовательно, в формуле (1) вместо 365 дней будем использовать 12 месяцев:
где - годовая ставка доходности к погашению, %;
N - номинал, % или руб.;
Рr - цена приобретения (размещения), % или руб.;
t - количество дней со дня приобретения (размещения) до дня погашения;
T - ставка налогообложения прибыли, коэф.
2.3. Тема: «Бюджетный процесс»
Распределите поступившие суммы доходов по соответствующим уровням бюджетной системы на основании следующих данных:
1) За текущий операционный день поступили следующие суммы: налог на имущество организаций – 6300 тыс. руб.; НДС – 125 400 тыс. рублей; акцизы на пиво – 12 100 тыс. рублей; акцизы на спирт этиловый – 13 450 тыс. руб.; акцизы на табачную продукцию – 7 224 тыс. руб.; налог на доходы физических лиц – 50 000 тыс. руб., в т.ч. 15700 т.р. – от лиц, имеющих льготы в доле субфедерального бюджета; налог на добычу полезных ископаемых – 13 560 т.р., в т.ч. 7700 – от лиц, имеющих льготы в доле субфедерального бюджета
2) Из налоговых органов поступили: заключения на возврат налога на добавленную стоимость 17500 тыс. рублей; заключения на возврат излишне уплаченных сумм НДФЛ в сумме 2 680 тыс. рублей.
3) Нормативы распределения налоговых доходов в отчетном периоде между бюджетами – по действующему законодательству:
Решение:
Федеральный бюджет |
Бюджет субъекта РФ |
Местный бюджет |
НДС – 125 400 тыс. рублей |
налог на имущество организаций – 6300 тыс. руб.; |
|
акцизы на спирт этиловый - 8124 тыс. рублей |
акцизы на пиво – 12 100 тыс. рублей |
|
акцизы на табачную продукцию – 7 224 тыс. руб |
акцизы на спирт этиловый – 5326 тыс. рублей |
|
налог на доходы физических лиц – 7500 тыс. руб., |
заключения на возврат налога на добавленную стоимость 17500 тыс. рублей; |
заключения на возврат излишне уплаченных сумм НДФЛ в сумме 2 680 тыс. рублей. |
|
налог на добычу полезных ископаемых – 13 560 т.р., в т.ч. 7700 – от лиц, имеющих льготы в доле субфедерального бюджета |
|
|
налог на доходы физических лиц – 42500 тыс. руб |
|
2.4. Тема: «Государственные и муниципальные финансы»
Динамика доходов и расходов бюджета Фонда Социального Страхования РФ за период ХХХХ г. – ХХХХ г.
Социальное страхование является важнейшей областью гуманитарного и экономического знания, нацеленного на осмысление состояния и процессов жизнедеятельности людей в период их трудовой активности и в последующий период. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. В России действуют три внебюджетных фонда: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Социальное страхование является системой экономических и правовых мер, которые направлены на возмещение изменения социального и финансового положения работающих граждан, а также других граждан в результате признания их безработными, профессиональные заболевания, трудовые увечья, необходимости получения медицинской помощи, инвалидности и иных социальных рисков, установленных законодательством РФ. ФСС выполняет деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами РФ, указами Президента РФ, а также постановлениями Правительства РФ. ФСС обеспечивает функционирование многоуровневой системы государственного социального страхования. Его отделения созданы во всех субъектах страны. Организация осуществляет исполнение бюджета Фонда, разрабатывает и реализует программы по совершенствованию социального страхования, контролирует использование средств, а также перераспределяет средства между регионами и отраслями. Основными задачами Фонда социального страхования РФ являются:
• обеспечение пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
• участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
• осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
• сотрудничество с другими фондами социального страхования;
• организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.
Денежные средства Фонда социального страхования являются государственной собственностью, но они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, прочих фондов и изъятию не подлежат. Доходы Фонда социального страхования РФ включают:
• страховые взносы работодателей;
• страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
• страховые взносы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
• доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
• добровольных взносов граждан и юридических лиц;
• предоставление льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
• прочие поступления.
Средства Фонда социального страхования направляются на определенные цели:
• создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда социального страхования на всех уровнях;
• выплату пособий по временной нетрудоспособности, в связи с материнством, а также социальные пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
• оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечебное питание;
• финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда случаях, установленных законом;
• участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования
• прочие расходы.
Проведение анализа формирования и исполнения бюджета исследуемого фонда поможет составить полное мнение о его состоянии. Исполнение бюджета ФСС РФ в 2014-2018 гг. по доходам представим в таблице 1. Итак, доходы фонда в 2018 году возросли на 27,81% - данная динамика положительна, так как средства фонда смогли обеспечить большее количество социальных благ населения. Доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством возросли на 35,28%, а доходы по ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний –на 10,97%. Увеличились и налоговые поступления в Фонд – на 29,49%. Помимо этого, увеличились размеры межбюджетных трансфертов и прочие неналоговые доходы.
В настоящее время все силы Фонда направлены на расширение, укрепление, создание улучшенных нормативных актов, которые касаются социального страхования. Основной задачей Фонда социального страхования остается сбалансированность бюджета путем увеличения доходов, т.е. с помощью увеличения количества страховых взносов.
Таблица 1 – Исполнение бюджета ФСС РФ по доходам в 2014-2018 гг.
Наименование показателя |
Исполнено |
Прирост, % 2018 к 2014 |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
||
Доходы всего, в том числе: |
531282881,5 |
539282181,8 |
541282181,1 |
616 414 487,9 |
691825277,4 |
27,81 |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
358864042,9 |
398634042,3 |
388834042,3 |
468859430,6 |
526006538,5 |
35,28 |
по ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
113623567,2 |
106629567,1 |
103623767,2 |
104735292,2 |
114993891,5 |
10,97 |
налоги на совокупный доход |
5848,5 |
5508,5 |
5908,5 |
9241,5 |
7650,9 |
29,49 |
задолженность и перерасчёты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
48525,4 |
49521,6 |
47526,5 |
30144,8 |
31962,3 |
-32,75 |
доходы от размещения временно свободных средств бюджета |
6612551,3 |
6416513,7 |
6412511,3 |
2370543,9 |
4554786,5 |
-28,97 |
доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
743050,3 |
763180,8 |
703080,4 |
163264,6 |
188750,2 |
-73,15 |
доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
13812,6 |
16852,2 |
14812,2 |
3011,1 |
2909,1 |
-80,36 |
штрафы, санкции, возмещение ущерба |
183794,6 |
172894,1 |
182794,0 |
156182,7 |
198469,0 |
8,58 |
прочие неналоговые доходы |
9699900,3 |
8909950,9 |
9009900,3 |
11165783,2 |
37837828,8 |
319,96 |
межбюджетные трансферты из федерального бюджета и ФОМС, в том числе: |
30690100,8 |
32495100,5 |
30440100,5 |
42850492,3 |
66168258,4 |
117,37 |
средства ФОМС, передаваемые на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде |
17897586,8 |
17967586,5 |
18367586,5 |
17818863,0 |
16085629,4 |
-12,42 |
Рисунок 1 - Исполнение бюджета ФСС РФ по доходам в 2014-2018 гг.
Следует рассмотреть динамику статей расходов бюджета Фонда в таблице 2.
Таблица 2 – Исполнение бюджета ФСС РФ по расходам в 2014-2018 гг.
Наименование показателя |
Исполнено |
Прирост, 2014 2018,% |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
||
Расходы, всего |
506627399,1 |
559384103,3 |
612140807,5 |
664897511,7 |
670808218,0 |
9,58 |
Общегосударственные вопросы |
24328005,3 |
24328005,3 |
24328005,3 |
23468315,1 |
23947060,0 |
-1,57 |
Международные отношения и международное сотрудничество |
8757,4 |
8583,9 |
8653,9 |
7739,4 |
6586,4 |
-23,89 |
Другие общегосударственные вопросы |
25328951,1 |
24785631,1 |
24319351,1 |
23460575,7 |
23940473,6 |
-1,56 |
Образование |
51383,4 |
55374,9 |
54373,5 |
144674,3 |
35541,6 |
-34,63 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
51383,4 |
55374,9 |
54373,5 |
144 674,3 |
35541,6 |
-34,63 |
Социальная политика |
567258328,6 |
567958428,1 |
587758428,7 |
641284522,3 |
646825616,4 |
10,05 |
Социальное обеспечение населения |
586698998,2 |
546958998,6 |
586998998,0 |
637941306,3 |
645319343,5 |
9,94 |
Охрана семьи и детства |
2085581,5 |
2154281,7 |
2055281,4 |
2247177,1 |
712894,9 |
-65,31 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
16975,7 |
19273,6 |
15970,0 |
1500,0 |
9999,0 |
-37,39 |
Другие вопросы в области социально политики |
745420,7 |
723665,6 |
743460,7 |
1094538,9 |
783379,0 |
5,37 |
Рисунок 2 - Исполнение бюджета ФСС РФ по расходам в 2014-2018 гг.
Анализ показал, что количество расходов Фонда в 2018 году выросло на 9,58% по сравнению с 2014 годом. Увеличение наблюдается по направлению «Социальная политика» на 10,05%. Наибольшее уменьшение наблюдается в расходах по охране семьи и детства на 65,31%. Значительные уменьшения также наблюдаются по расходам на международное сотрудничество (на 23,89%), на образование (34,63%), на прикладные научные исследования (37,39%). Что касается структуры расходов бюджета ФСС РФ, то наблюдаем, что с каждым годом растет сумма выплат по случаю временной нетрудоспособности и в связи с материнством- на 2017 год планируется увеличить эти взносы на 22,4 % относительно 2015 года, в котором было отмечено понижение суммы взносов по сравнению с 2014 годом на 8,4%. Несомненно, это связано с тем, что в нашей стране наблюдается увеличение рождаемости и рост безработицы.
Таким образом, одной из главных причин возникновения проблемы отрицательного баланса бюджета ФСС РФ выступает значительный рост расходов на выплаты различных пособий, в том числе повышением доли расходов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2017 году относительно 2014 года на 20, 6%. Расходы на выплату пособий по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на 2017 год определены в объеме 122, 45 млрд. рублей, что на 4,1% больше, чем в 2016 году.
Дефицит бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2017 год составляет в сумме 53, 31 млрд. рублей и объем профицита в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 12, 11 млрд. рублей. Однако межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета ФСС на 2017 - 2019 годы законопроектом не предусматриваются. Эффективность использования бюджетных средств измеряется положительным или отрицательным показателем финансового результата отчетном периоде. Правительство РФ всегда стремиться добиться профицита бюджета, как федерального, так и бюджетов внебюджетных фондов. Однако на размер дефицита или профицита влияет и общая экономическая ситуация в стране. В 2018 году ФСС РФ достиг профицита бюджета, в отличие от показателя 2017 года. Данное улучшение произошло в результате более эффективного расходования средств бюджета Фонда и увеличения количества межбюджетных трансфертов. Профицит бюджета в размере 21017059,4 тыс.руб. является положительным показателем отчетного периода, в то время как в 2017 году наблюдался дефицит бюджета в размере 48483023,7 тыс. руб., который говорил о несбалансированности бюджета Фонда.
Таким образом, в 2018 году Фонд осуществлял свою деятельность достаточно эффективно, так как по итогу наблюдается профицит. Фонд социального страхования РФ призван распределять свои средства так, чтобы обеспечить все нуждающиеся слои населения необходимыми им выплатами, причем сделать это своевременно. Государство обязано обеспечивать население страны социальными благами, постоянно их улучшая. Такая социальная политика полностью соответствует общепринятому механизму социальной защиты, который предполагает формирование специального денежного фонда за счет обязательных страховых взносов.