Административно-правовой статус местных советов, мэров и специализированных органов территориального управления в зарубежных странах
1.Административно-правовой статус местных советов в зарубежных странах
Общие черты |
Особенности в группах стран |
Специфика в отдельных странах |
Структура местных органов власти во всех странах содержит определенное количество одних и тех же функциональных элементов. В любой макросистеме в том или ином виде присутствует институт местных советов как орган исполнительной власти.
|
Американская макросистема
В Американской макросистеме местное сообщество характеризуется как отдельное социальное образование, имеющее право на самоуправление. Для данной системы характерна обязательность выборных органов власти, обладающих всей полнотой полномочий на местном уровне. Государственные интересы (интересы штата) должны доминировать над местными интересами. Баланс интересов достигается переговорами и соглашениями, с решающей ролью штатов. Местные органы власти подотчетны не центру, а населению и независимым органам контроля.
Романская макросистема
Местное самоуправления является реализацией права местного сообщества, как особого социального образования, на реализацию своих интересов. Выборность местной власти является признанием самостоятельной сущности сообществ. Реализация местных интересов не может противоречить национальному интересу, который должен абсолютно верховенствовать.
Британская макросистема
В странах Британской макросистемы жителей территориальных образований связывает лишь соседство, они не формируют особого сообщества Все публичное управление направлено на реализацию национального интереса. Местное управление является лишь территориализацией единого публичного управления.
|
США
В Соединенных Штатах Америки на муниципальном уровне создаются муниципальные Советы. Классификация функций муниципальных Советов выделяет нормативное регулирование основных сторон организации и деятельности муниципалитета и особенно вопросов, касающихся прав и интересов населения (законодательная функция), установление главных направлений муниципальной активности (политическая функция), разрешение текущих управленческих дел (например, вопросов о заключении контрактов), выдаче различных решений, о назначении на должности (функции текущего управления) и контроль за исполнительным аппаратом.
Великобритания
На всей территории Соединенного Королевства местное население избирает представительные органы - советы, которые являются юридическими лицами (корпорациями). Местные органы власти имеют право предпринимать лишь те действия, которые разрешены им законом; то, что не разрешено - запрещено. Это правило (позитивное регулирование, на юридической латыни (ultra vires) имеет основополагающее значение. Любое действие местных властей, не опирающееся на конкретный акт, его разрешающий, аннулируется и влечет за собой серьезную судебную ответственность. Следствием этого является практическое отсутствие института обязательных полномочий. Члены местных советов выполняют свои функции бесплатно; их деятельность - добровольное участие граждан в управлении. Поэтому парламентские акты разрешают местным советам предпринимать те или иные действия, но не обязывают их к этому. Обязанность заниматься той или иной деятельностью может лежать только на местных чиновниках.
Ирландия
Структура местного управления в Ирландии остается достаточно сложной и далекой от единообразия. Система местного управления состоит из: -графств и городов которые возглавляются советами - выборными органами общей компетенции; советы городов и графств обладают равными полномочиями и не подчиняются друг другу. - городских округов, возглавляемых выборными советами, являющимися, как правило органами общей компетенции и находящихся на территории графств или городов - малых городов возглавляемых выборными советами; - городов и поселков возглавляемых комитетами комиссионеров, которые формируются советами и исполнительной властью графства, не территории которого находится поселок или город. |
2.Административно-правовой статус мэров в зарубежных странах
Общие черты |
Особенности в группах стран |
Специфика в отдельных странах |
Структура органов местного самоуправления всех зарубежных государств предусматривает лицо, возглавляющее муниципальные органы власти. В большинстве стран такое лицо именуется мэром и избирается местным населением путем голосования на определенный срок.
|
Американская макросистема
Предусмотрены высшие должностные лица органов местного самоуправления именуемые мэрами. В подавляющей части муниципальных образований система органов власти построена на основе модели Совет-мэр. Модель Совет-мэр - старейшая форма городского управления, отражающая традиционное стремление к разделению властей на всех уровнях.
Романская макроситема
Странам Романской макросистемы известен институт мэра. Должность мэра в большинстве стран системы значительна. Мэр избирается , только не прямыми выборами в отличие от стран Американской макроситемы, а муниципальным советом из своего состава на срок, равный сроку полномочий совета. В отличии от совета и от мэра, заместители не имеют собственных полномочий, мэр может лишь делегировать им некоторые свои полномочия.
Британская макросистема
В странах Братанской макросистемы статус мэра муниципального образования исторически невысок. Это соответствует единому подходу к централизации государственной власти. |
США
В США мер города избирается посредством прямых выборов. Прямые выборы мэра способствуют тому, что он чувствует себя независимым от Совета, и это в определенной степени позволяет ему определять местную политику. Кроме того, правовой и социальный статус мэра весьма прочен и значителен, поскольку он получает свой мандат непосредственно от народа. Мэр избирается чаще всего сроком на 4 -5 лет. Мэр традиционно имеет право обращаться с посланиями к муниципальному Совету, определяя содержание местного нормотворчества. Он вправе присутствовать на заседаниях Совета и выдвигать свои предложения по решению тех или иных проблем. Большинство мэров обладает правом вето, которое является весьма эффективным средством проведения определенной политики.
Великобритания
Мэр не обладает никакими полномочиями, связанными с исполнительной властью; кроме председательства он осуществляет лишь представительские функции.
Ирландия
Советы графств, городов, округов и т.д. ежегодно избирают из своего состава председателя (cathaoirleach; в отдельных случаях он может также именоваться мэр или лорд-мэр (mayor, lord mayor). Это зависит от местных традиций и от решения совета). Председатель руководит работой совета, но не обладет исполнительными полномочиями. Решающую роль в местном управлении играет управляющий графства или города (county or city manager), который находится в самом центре системы управления городами и графствами.
|
3.Административно-правовой статус специализированных органов
территориального управления зарубежных стран
Общие черты |
Особенности в группах стран |
Специфика в отдельных странах |
В современных зарубежных государствах наряду с советами и мэрами составляющими верхушку муниципальных органов власти, для решения отдельных муниципальных задач создаются специализированные органы территориального управления. Они могут иметь разное наименование и структуру, но их сущность и функции которые они выполняют являются в целом схожи. |
Американская макросистема
Существуют многочисленные отраслевые службы, не связанные подчинением ни с правительством, ни с органами самоуправления.
Романская макроситема
Прямое государственное управление на местах осуществляется через отраслевые службы, присутствующие почти на всех уровнях, и через государственные органы общей компетенции на местах. Характерен унифицированный и подробно регламентированный статус местных органов власти.
Британская макросистема
Существуют многочисленные отраслевые органы управления на местах, формируемые органами местного самоуправления и/или государственной власти и относительно самостоятельные. Статус местных органов власти основан на общих принципах, унифицирован, но может варьироваться в зависимости от местных особенностей.
|
США
Отличительной чертой управления графствами в большинстве штатов США является отсутствие единого исполнительного органа власти, когда, наряду с Советами графств, местное население избирает целый ряд должностных лиц, формально независимых в своей деятельности от Советов. В разных штатах число этих выборных должностей различно, но наиболее типичными являются должности шерифа, атторнея, казначея, клерка суда, коронера, асессора, аудитора, клерка графства, регистратора, суперинтенданта школ, землемера графства. Большим авторитетом в графстве пользуется фигура шерифа , который обычно избирается населением на 2 -4 года. Шериф возглавляет полицию графства, производит аресты, вызов в суд и т.п. Надзор за соблюдением законов составляет главную обязанность атторнея графства, который чаще всего избирается местным населением, но иногда назначается атторнеем штата или даже губернатором. Атторней занимается расследованием преступлений, представляет интересы графства в суде. Расследование дел об убийстве проводит коронер, обычно также избираемый местным населением.
Великобритания
Руководство отраслями местного управления сосредоточено в руках комиссий, образуемых советом. В системе местных органов Великобритании, как правило, создаются два вида комиссий: -ведающие отдельными отраслями управления (они называются вертикальными); -осуществляющие функции по координации работы вертикальных комиссий и органов управления (эти комиссии называются горизонтальными). Кроме таких комиссий региональные (в Шотландии), графские и окружные советы могут создавать специальные и постоянные комиссии, а также так называемые объединенные комиссии, формируемые двумя и более органами управления в случаях, когда необходимы совместные действия советов. Комиссии создают, в основном, для обеспечения общественного порядка (например, комиссии по делам полиции). Кроме классических органов самоуправления, на местном уровне присутствует огромное количество отраслевых органов управления. Они не являются выборными, но и не могут быть безоговорочно названы органами прямого государственного управления. Эти отраслевые органы управления часто объединяются акронимом QUANGOs -неправительственные полуавтономные организации (Quasi - Autonomous Non-Governmental Organisations)
Ирландия
В местных советах учреждены стратегические управленческие комитеты (strategic policy committees), состоящие из депутатов совета и из представителей предприятий, организаций и объединений граждан. Цель деятельности комитетов - разработка перспективных планов развития той или иной сферы, согласование решений, учет мнения заинтересованных организаций. Комитеты могут быть как отраслевыми (например, по экономической политике), так и территориальными (отдельный район, квартал в составе графства или города). |