Теоретические основы организации обучения в различных возрастных группах
- Роль ощущений, восприятия как первичной основы познания и обучения детей дошкольного возраста.
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений и представляют собой процессы отражения отдельных свойств, признаков предметов и явлений окружающего мира, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Ощущения выступают как осознаваемый или субъективно представленный (присутствующий в психике субъекта) результат переработки центральной нервной системой значимых для человека раздражителей.
Ощущения выступают как первооснова для восприятия и познания разнообразных свойств окружающего мира. Благодаря ощущениям человеческое сознание обеспечивается прочной связью со всем многообразием и разносторонностью проявлений процессов окружающего мира. Через ощущения мы узнаем о таких свойствах предметов, как цвет, запах, вкус, гладкость, шероховатость и т.д. Ощущения позволяют судить и об изменениях, происходящих в нашем собственном теле, о движении и положений тела и его отдельных частей, о работе внутренних органов.
Развитие восприятий у школьников требует значительного внимания и руководства со стороны учителей и воспитателей. Особенно это относится к учащимся младших классов, которые из-за недостаточности жизненного опыта часто не могут выделить основное и существенное в наблюдаемых явлениях, затрудняются в их описании, пропускают важные детали, отвлекаясь на случайные и несущественные.
Задача преподавателя заключается в том, чтобы тщательно подготовить учащихся к восприятию изучаемых объектов, сообщить необходимые сведения об этих объектах, способные облегчить и направить восприятие учащихся в сторону выделения наиболее важных особенностей предметов. Демонстрация наглядных пособий (рисунков, схем, диаграмм и т.п.), проведение лабораторных работ и экскурсий только тогда достигают цели, когда учащиеся ясно сознают задачу наблюдений. В процессе школьных занятий с целью развития восприятий необходимо сравнивать предметы, их отдельные стороны, указывать на сходство и различие между ними. Важнейшее значение имеют самостоятельные действия учащихся с предметами и участие в восприятии различных анализаторов (в частности, не только зрения и слуха, но и осязания). Активные, целенаправленные действия с предметами, последовательность и систематичность в накоплении фактов, их тщательный анализ и обобщение — таковы основные требования дидактического развития ощущений и восприятия.
- Классификация ощущений, восприятия, их свойств.
По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы:
- экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела;
- интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов;
- проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела.
Свойства ощущений: пороги ощущений, компенсация в области ощущений и восприятий, адаптация, взаимодействие ощущений. Основные качества восприятия:
Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта. Люди различных профессий по-разному могут воспринимать одни и те же предметы или слова.
Осмысленность и обобщенность. Восприятие – это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Это достигается пониманием сущности предмета.
Целостность – отдельные элементы предмета объединяются в единое целое.
Константность – относительное постоянство воспринимаемой величины, цвета, формы при изменении ракурса и освещенности.
Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Предметность. По внешнему виду предметы могут быть одинаковыми (сходными), но мы определяем их не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам.
- Особенности развития ощущений, восприятия в дошкольном возрасте. Органы чувств детей к началу дошкольного возраста по своему строению и некоторым особенностям функционирования сходны с органами чувств взрослых людей. Вместе с тем именно в дошкольном возрасте происходит развитие ощущений и восприятий детей, формирование важнейших качеств их сенсорики. Развитие отдельных видов ощущений (в том числе и остроты зрения) определяется тем, что они включаются в решение все новых и новых задач, для которого требуется более тонкое различение отдельных признаков и свойств предметов. В связи с этим решающее значение для эффективности различных ощущений приобретают мотивы и условия осуществления разных видов деятельности.
- Особенности восприятия детьми произведений художественной литературы.
В младшем дошкольном возрасте восприятие литературного произведения тесно связано с непосредственным личным опытом. Сюжет дети воспринимают фрагментарно, устанавливают наиболее простые связи, прежде всего последовательность событий. В центре восприятия литературного произведения – герой. Воспитанников младшей группы интересует, как он выглядит, его действия, поступки, а переживаний и скрытых мотивов поступков они ещё не видят. Воссоздать образ героя в воображении самостоятельно дошкольники этого возраста не могут, поэтому им нужны иллюстрации. Активно содействуя с героем, дети пытаются вмешаться в события (прерывают чтение, бьют изображение и т. п.). Алгоритм работы по ознакомлению с художественной литературой детей дошкольного возраста.
1. Подготовка к восприятию художественного произведения. Чтобы вызвать у детей интерес к содержанию, пробудить ассоциации с аналогичными событиями, в которых они сами принимали участие, воспитатель проводит вводную беседу ( не более 2-3 минут).
Очень важно в самом начале привлечь внимание яркой картинкой, небольшим стихотворением, песенкой, загадкой и т. п. Но иногда детям просто сообщают название произведения, имя автора, тему.
2. Первичное чтение. При чтении воспитателю обязательно нужно время от времени поглядывать на детей. Лучше всего делать это между предложениями или абзацами. Этот визуальный контакт имеет огромное значение для понимания детьми мыслей и чувств воспитателя.
В процессе чтения или рассказывания не следует задавать вопросы или делать замечания – это отвлекает дошкольников. Если они недостаточно внимательны, чтец должен усилить эмоциональность исполнения.
3. Чувственный анализ текста. Можно задать вопрос: «Понравился ли рассказ?» или «Кто из героев понравился?». Далее провести анализ языка произведения (объяснение непонятных слов, работа над образностью языка автора, над средствами выразительности). Затем даётся установка: «Я прочитаю вам рассказ ещё раз, а вы внимательно слушайте».
4. Вторичное чтение. Перед тем как прочитать произведение второй раз, следует задать детям вопрос, например: «Почему рассказ называется именно так?»
5. Полный анализ художественного произведения. Прежде всего это анализ структуры и содержания. В этой части занятия можно провести беседу, а так же использовать разнообразные приёмы, облегчающие восприятие художественного произведения.
6. Заключительная часть. Не должна занимать более 1-2 минут. Это подведение итогов: педагог ещё раз обращает внимание детей на название произведения, его жанровые особенности, упоминает, что понравилось детям. Кроме того, отмечает активность детей, их внимание, проявление доброжелательного отношения к высказываниям сверстников.
- Дидактические игры на развитие ощущений и восприятия детей младшего дошкольного возраста.
Игры на развитие ощущений.
1.«Дорожки». Цель игры: развитие осязательных ощущений.
Ход игры: перед ребёнком на стол кладётся картинка с наклеенными на ней дорожками разной длинны и из материала разной фактуры: клеёнка, мелкозернистая наждачная бумага, хлопчатобумажная ткань, кожаная ткань и т.д.
Правила: ребёнок проводит пальчиком по дорожке и рассказывает учителю о своих ощущениях: холодная дорожка или тёплая, длинная или короткая, мягкая или твёрдая на ощупь, приятная или не приятная, какую бы дорожку он выбрал для прогулки с мамой (по какому материалу ему приятней всего проводить пальчиком).
2. «Кот в мешке». Цель игры: развитие осязательных ощущений.
Ход игры: ребёнку даётся мешочек, в котором что-то лежит, но не видно, что именно. Ребёнок засовывает в мешочек руку и ощупывает предмет.
Правила: задача ребёнка состоит в том, чтобы описать свойства спрятанного предмета (мягкий или твёрдый, тёплый или холодный, пушистый или гладкий и т.д.), не доставая его из мешочка, и по-возможности назвать его. Можно придумать несколько вариантов игры. Дети младшего возраста могут угадывать спрятанных игрушечных животных или просто называть свойства предметов. Детям постарше можно предложить угадывать геометрические фигуры, цифры или буквы, если они их уже знают.
Игры на развитие восприятия.
1.Игра «Измеряем на глазок». Цель: развитие зрительного восприятия
Учитель предлагает учащимся внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет. Затем дети по очереди рисуют на доске этот предмет в полную величину. Учитель оценивает результаты, сравнивая рисунки с самим предметом. Победителем считается тот ученик, чей рисунок наиболее близок к оригиналу.
2.Игра «Развиваем глазомер». Цель: развитие зрительного восприятия.
Участники игры делятся на пары. Учитель предлагает одному из членов каждой пары на глазок отметить на доске рост своего товарища от пола, а также размах его рук. После этого учитель отмечает на доске действительный рост и размах рук школьника. Победителем становится тот, чей замер окажется более точным.
3.Игра «Угадай голоса». Цель: развитие восприятия звуков.
Участники могут сидеть в классе на своих местах. Кто-то из детей становится водящим. Он встает спиной к классу. После этого кто-то из игроков произносит 2—3 слова («сегодня жарко» и т. п.). Водящий должен узнать по голосу, кто это сказал. Для каждого водящего предлагаются 2—3 таких задания. В роли водящего должны побывать все участники игры.
4.Игра «Угадай мелодию». Цель: развитие восприятия звуков, развитие слуха.
Для развития восприятия звуков и слуха можно использовать отрывки с записями мелодий известных эстрадных песен. Отрывки предъявляются в течение 3—5 с. После предъявления мелодии дети пытаются отгадать ее. Каждый игрок, первым угадавший мелодию, получает одно очко. Победителем считается ученик, набравший наибольшее количество очков.
5.Игра «Развиваем чувство времени». Цель: развитие восприятия.
Участники игры располагаются в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и расслабиться. Ведущий говорит следующее: «Когда я скажу «начали», вы начинаете чувствовать время. Когда скажу «достаточно», вы по очереди мне скажете, сколько времени прошло». Обычно засекается 1, 1,5 или 2 мин. Побеждает тот, кто назвал время более точно.