Современный учащийся начальной школы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Обновляются передовые технологии, расширяется общемировое информационное пространство, а в центре всего этого находится ученик, который обязан шагать в ногу со временем. Компьютер и гаджеты стали неотъемлемой частью жизни школы, превратившись в средство познания мира не только ученика, но и педагогов. Расширились возможности получения образования. Учителя получают дистанционное обучение педагогическое в сжатые сроки, а ученики легко обучаются дистанционно не выходя из дома. Традиционное обучение "учитель-ученик" перестраивается в условиях дистанционного обучения, меняя мировоззрение участников образовательного процесса.
Современная начальная школа
Отдавая детей в 1 класс, родители тщательно относятся к выбору учителя начальных классов. Однако, ровный контингент учащихся не получается подобрать в классе, учитывая территориальный принцип. Борьба между школами присутствует, и в выигрыше остаются те учебные заведения, которые освоили дистанционный способ обучения, привлекли квалифицированные кадры педагогов, обеспечили оснащение кабинетов и многое другое. За последние годы система образования в школе претерпела ряд изменений, появились новшества:
• выбор программы обучения в начальной школе по ФГОС;
• выбор платных курсов обучения для школьников (оказание платных услуг);
• выбор формы получения образования для учителей и учеников (очная, заочная, дистанционная, очно-дистанционная);
• инклюзивное образование (совместное обучение детей с ОВЗ в одном классе);
• новые предметы (риторика, ОРКСЭ, ОДНКНР, несколько иностранных языков, внеурочная деятельность и др.);
• огромный выбор конкурсов очных и дистанционных, платных и бесплатных, всероссийских и муниципальных как для педагогов, так и для учеников;
• готовые тетради на печатной основе по предметам и тренажеры;
• усложненные задания в учебных пособия, рассчитанные на помощь взрослых;
• сдача экзаменов в форме ЕГЭ и ОГЭ;
• оснащение учебных кабинетов (интерактивная доска, компьютер и др.);
• электронные дневники, журналы и учебные пособия;
• выбор платных завтраков и обедов;
• нет жестких требований школьной формы;
• многонациональный контингент учащихся.[1]
Современный ученик
Современный школьник отличается от своих сверстников 20 лет назад. Это, конечно связано с тем, что он поставлен в совсем другие условия развития, чем его сверстник много лет назад. Можно назвать несколько причин этого:
- всеобщая информатизация,
- свободное общение в виртуальном пространстве,
- высокая занятость родителей.
Велико в современном мире влияние на ребенка, которое оказывают различные виды средств массовой информации. Ещё лет 20 назад все дети во дворе были знакомы друг с другом. Играли в контактные игры: прятки, лапта, вышибалы, казаки-разбойники, классики. Все это сближало, учило жить в коллективе, учило уступать друг другу. Современный младший школьник немало времени проводит в информационном интернет-пространстве. Это способствует развитию его информационной компетентности. Многие школьники вступают в дистанционное общение со сверстниками, которое вполне заменяет живое, ведут блоги, свободно работают в информационной среде. Есть, конечно, и негативная сторона такой деятельности:
- бесконтрольное посещение детьми сомнительных сайтов,
- общение с людьми с нежелательными взглядами и намерениями, порой опасными для жизни,
- просмотр неоднозначных телевизионных передач и фильмов,
- компьютерные игры с сомнительной нравственной ценностью. [2]
Это усугубляется тем, что в силу возраста у ребенка еще не развито умение подвергать информацию критическому анализу.
Современные дети очень разные. Но вместе с этим нынешних малышей можно охарактеризовать, как часто болеющих, быстрее устающих. Если раньше детей были в основном с первой группой здоровья, то сейчас преобладают вторая и даже третья группы. Это конечно, зависит от образа жизни, питания, окружающей среды и социального положения семьи. Здоровье ребенка — это залог успешной учебы в школе. Здоровый ученик меньше пропускает занятия, больше учится и без труда усваивает знания.
Много среди современных детей и гиперактивных. Они часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеяны, находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте, выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать.
Можно сказать, что младший школьник изменился вместе с обществом. Современный ученик обладает, как правило, следующими чертами характера:
- бо́льшая, чем у его сверстников прошлых лет независимость;
- критичность по отношению к взрослым;
- клиповость мышления, которое пришло на смену понятийному (словесно-логическому) — теперь дети учатся не сопоставлять и применять полученные знания на практике, а презентовать то, что удалось быстро выхватить из контекста.
Таким образом, современные школьники начальных классов в отличии от детей прошлого имеют:
• переизбыток информации, бессистемную информированность:
• свободное и независимое поведение;
• чувство собственного достоинства и уважения себя;
• недоверие словам и поступкам взрослых, которые перепроверяют;
• слабые навыки общения;
• отсутствие социализации в общество, коллективизма;
• несамостоятельность (контроль и опека родителей во всех сферах деятельности);
• слабое здоровье и физическую подготовку.[3]
Современными ученики поддерживают с учителями официальные, нейтральные, теплые и близкие отношения, а также отталкивающие. Разумеется, взаимоотношения непостоянны и могут изменяться под влиянием меняющихся взглядов учеников и ряда других причин. Конечно, конфликты и противоречия между учениками и учителями были в и прошлом, остаются и сейчас. Возникает много споров в современном обществе, которые бурно обсуждаются дистанционно в сети среди родителей на тему "Кто виноват?". Однако, нет единого решения, каждый случай индивидуален, поэтому ответственность ложится именно на плечи педагога, поскольку' именно взрослый человек может рационально оценить ситуацию. Но образование остается ценным для формирования личности во все времена и уже нет разницы в дистанционной или очной форме оно проходит. Современный ученик сможет найти себе место в быстро меняющемся мире постоянно совершенствуя себя и ощущая поддержку родных и близких.
Современные младшие школьники стали более осведомленными, эрудированными, раскрепощенными, чем их сверстники прошлых поколений, но так же для них характерны такие полярные проявления как: доброта и эгоизм, коллективное и индивидуальное, бравада и страх одновременно. Наиболее частая проблема, встречающаяся у детей младшего школьного возраста – дисгармоничное развитие. Это отставание в развитии эмоционально-волевой сферы (дети инфантильны, несамостоятельны) на фоне развитого по возрасту интеллекта. Современные дети в настоящее время воспитываются по демократическим принципам, они знают больше своих родителей (в некоторых областях), и между ними разница колоссальная. Основная причина этого, то, что нынешние дети растут в совершенно другом, более насыщенном информационном поле. Дети легко и быстро воспринимают информацию, которую современный мир предоставляет с избытком. Однако выполнить творческую работу или написать сочинение - проблема. Детям сложно обобщить и систематизировать полученную информацию и придумывать сюжеты. У современных детей снижена творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Они информационно взрослеют раньше, а социально - значительно позже. В общей массе современные ученики начальной школы менее самостоятельны и часто они не умеют принимать решения, делать выбор и выводы без помощи взрослых.
Также особенно остро обсуждается проблема гиперактивности. Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте, дети не желают выполнять указания взрослых и выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать. Такие дети сложнее адаптируются к школе, часто имеют разнообразные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Матери (66%) отмечают, что их дети вступают в конфликты во время игр, агрессивны и т.д. Все это осложняет положение ребенка в коллективе сверстников и сказывается на успешности обучения и формировании соответствующего поведения.
Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов и фильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних школьников, их бабушки и дедушки. Раньше для детей добрыми героями были Илья Муромец, Иван-царевич, злодеями – Кощей Бессмертный и Баба-яга. Для многих современных детей кумирами являются: Человек-Паук, Бэтмен, Джек Воробей, капитан Америка, вампиры, трансформеры.
Герои современных сказок обладают супер-способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей. Индустрия развлечений для детей устроена так, что у них нивелируются такие понятия, как, что такое плохо, больно, страшно. Нынешние младшие школьники менее романтичны, они удивительно рассудительны, рациональны и в хорошем смысле прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями.
В волевом плане – слабоволие, причем воспитанное их же родителями. В основном, дети проявляют волю там, где нужно чего-то добиться от взрослых, но не там, где требуется подчинение своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя». Особенно эта проблема отчетливо прослеживается в том, что сегодняшние ученики начальной школы испытывают определенные трудности в умении решать возникающие со сверстниками конфликты. Исчезло естественное детское «дворовое» сообщество. Ведь во дворе поругался с приятелем, и надо было идти мириться, а в компьютерной игре или в интернете нет живого общения, игру можно выключить или перейти на другой сайт. Родители, предпочитая занять ребенка всевозможными секциями и кружками, лишают его свободного общения со сверстниками. В семье чаще всего один ребенок, с которым взрослым некогда поиграть, либо они предпочитают заниматься более важной для его развития деятельностью – читать, писать и считать, или же предоставить свое чадо благам современной цивилизации: телевизору, компьютеру, игровым приставкам. В итоге дети не умеют ни мириться, ни идти на компромиссы, ни сотрудничать, ни разговаривать.
У нынешних школьников в большинстве есть возможность разнообразно и модно одеваться, учитывая доступность изделий китайских производителей. Но в школах всё-таки предпочитают требование общей школьной формы.
Заключение
Несмотря на изменения, которые происходят в современном мире - дети всегда остаются детьми. Они умеют радоваться, бескорыстно любить, они открыты к общению. Современные дети смелые и стремительные, они не воспринимают жесткие рамки, готовые методики и принципы. Взамен они предлагают свое креативное мышление, новые, нестандартные пути решения любых задач. Они удивительно мобильные и разносторонние, с легкостью овладевают новыми современными технологиями, для них доступна любая информация. У современных детей больше возможностей развивать свои способности. Следует понимать, что современный мир - это мир индивидуальностей, и у детей есть все для ее развития. Каждое новое поколение уникально, каждый конкретный ребенок неповторим. Так что залогом гармоничного развития личности младшего школьника будут индивидуальный подход, внимательное отношение к ребенку и позитивный настрой, чтобы наши дети полноценно проживали самый, пожалуй, трудный и важный период своей жизни – детство. Ведь так замечательно, когда будучи взрослым и серьезным человеком можешь с радостью, теплотой и романтической ностальгией вспомнить свои детские годы.
Список литературы
- Андреева А. Д., Москвитина О. А. Психологическое благополучие учащихся 1-5-х классов в контексте современной социальной ситуации развития // Вопросы образования. 2019. №3. С. 203-223
- Безлюдько М.Н., Иванова Е.В. Современная социокультурная среда как психологический фактор эмоционально-нравственного развития личности младшего школьника // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде. – Санкт-Петербург. 209. С. 340-343
- Жинкина А. Специфика духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в современной начальной школе // Актуальные вопросы образования и науки. – Тамбов. 2018. С. 50-54
[1] Андреева А. Д., Москвитина О. А. Психологическое благополучие учащихся 1-5-х классов в контексте современной социальной ситуации развития // Вопросы образования. 2019. №3. С. 203-223
[2] Жинкина А. Специфика духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в современной начальной школе // Актуальные вопросы образования и науки. – Тамбов. 2018. С. 50-54
[3] Безлюдько М.Н., Иванова Е.В. Современная социокультурная среда как психологический фактор эмоционально-нравственного развития личности младшего школьника // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде. – Санкт-Петербург. 209. С. 340-343