Сходство и различие понятий "воспитание", "обучение, "образование"
Обучение – это «специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил... обучаемых», - пишет Г. М. Коджаспирова. Данное определение объединяет мнения большинства авторов учебных пособий, в т. ч. И. Ф. Харламова и И. П. Подласого.
Воспитание понимается И. Ф. Харламовым в широком смысле как «специально организуемый и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования деятельности личности по овладению общественным опытом..., как подготовка подрастающего поколения к жизни, воспроизводство социального опыта в индивиде..., перевод человеческой культуры в индивидуальную». Воспитание по И. П. Подласому – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности, свойство и потребность человеческого индивида, т. е. прежде всего поведение человека. Г. М. Коджаспирова определяет воспитание как общественное явление — процесс передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и к труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности; и воспитание как педагогическое явление — целенаправленное и планомерное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное взаимодействие с ним и воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития, самостоятельности и формирования свободоспособной личности. Таким образом можно констатировать, что взгляды на воспитание как педагогический процесс у всех трёх авторов совпадают.
Образование понимается И. Ф. Харламовым как «степень образования (формирования) личности. Содержание образования - это система знаний, умений, идей». Образование по И. П. Подласому есть результат целенаправленного обучения: образование составляется из того, что обучаемый приобрел в результате школьного обучения, знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, приобретенных путем самообразования, и сведений, добытых путем стихийного (случайного) усвоения разнообразной информации. Г. М. Коджаспирова видит образование в нескольких вариантах:
1) процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов);
2) специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека;
3) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом;
4) многообразная личностно ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение, саморазвитие и самореализацию человека в динамичной социокультурной среде; становление, развитие, рост самой личности как таковой;
5) формирование образа мыслей, действий человека в обществе.