Развитие речи и движения на основе различных жанров детского фольклора (группа раннего возраста)
Задача: развитие речи и движения детей раннего возраста на основе различных жанров детского фольклора.
Цель использования различных жанров детского фольклора в процессе развития речи и движения заключается в развитии памяти, внимания, мышления и речи ребенка. А если он выполняет определённые движения, то дополнительно развивается и координация, ловкость и мелкая моторика.
Актуальность. Слово фольклор имеет английские корни, в переводе означает - народная мудрость, народное знание. Устное народное творчество, используемое в играх и в совместной деятельности, помогает ребенку легче привыкнуть к общению с окружающими людьми. А взрослым при помощи фольклора намного проще установить с ребенком эмоциональный контакт.
Многие произведения устного народного творчества универсальны, то есть позволяют вставить в строку любое имя, не изменяя содержания в целом. Например, такие как «Кто у нас хороший.» или «Вот проснулся петушок.»
В результате: услышав свое имя в таком контексте, ребенок чувствует комфорт и обретает уверенность, что его рады видеть. Его любят.
Знакомство детей с устным народным творчеством происходит как в совместной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности.
Процессы пробуждения, умывания, одевания, укладывания спать требуют сопровождения словом. И здесь фольклор просто незаменим. Он помогает ребенку, прежде всего, успокоиться, ненавязчиво запомнить последовательность процедур. И параллельно с этим ребенок запоминает потешку, песенку, частушку.
В игре-забаве можно использовать потешки для того, чтобы дать им возможность проявить речевую активность. Например, в игре «Моя доченька» можно использовать «Баю - баюшки-баю», «Катя. Катя маленька» и т. п.
Результат: В подвижных играх с использованием потешек дети с удовольствием двигаются, развивается их координация движений. В пальчиковой игре развивается мелкая моторика, а значит, улучшается и обогащается речь.
Безусловно, игра для ребенка - это способ познания мира. Устное народное творчество помогает сделать этот процесс познания ярче, эмоциональнее и интереснее. С помощью фольклорных произведений мы прививаем детям такие качества, как доброжелательность, дружелюбие, умение сопереживать.
В театрализации можно использовать пальчиковый настольный театр фланелеграф. В результате дети с удовольствием слушают и учатся разыгрывать простые сказки, рассказывать простые потешки об известных им персонажах.
Можно играть с детьми в переодевание, в процессе которого перевоплощаться в различных сказочных персонажей: матрешек, хозяюшек и т. д.
Чем лучше развиты пальчики, тем раньше ребёнок начнёт говорить, тем лучше будет развита его речь. Вот тут в жизни ребёнка пестушки сменяются потешками – песенками, сопровождающими игры ребёнка с пальцами, ручками, ножками. В таких играх выполняем различные движения: самомассаж, шевеление пальчиков, поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки, разведение пальцев и их сведение, хлопки, сжимание пальцев в кулак и разжимание, помахивание кистями.
Вместе с движениями произносим слова:
Мальчик – пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
Этой же цели служит известная потешка про сороку. Простая потешка, да не совсем. Во-первых, массаж пальчиков сделали; во-вторых, последовательность приготовления пищи объяснили (каша не просто в тарелку попадает, её ещё сварить надо); в-третьих, донесли до ребёнка правило: кто не работает, тот не ест.
Потешки, пословицы, поговорки можно использовать и на прогулке, и тогда не смотря на хмурое небо или другие особенности погоды, прогулка проходит более эмоционально и интересно. Во время таких игр дети очень любят подражать животным: голосом, движениями.
Безусловно, фольклор дает прекрасные образцы русской речи, слыша которые, подражая которым, ребенок успешнее овладевает родным языком.