Развитие мотивированного поведения в дошкольном возрасте
- Таблица «Развитие мотивов поведения в дошкольном возрасте»
Возраст/мотив поведения |
Мотивы, характерные для дошкольного возраста |
Мотивы, характерные для старшего дошкольного возраста |
Младший дошкольный возраст (3-4года):
|
Стремление действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого. |
|
|
Интерес к самому процессу игры. |
|
|
Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов поведения.
|
|
самоутверждения. |
Приписывают себе все известные им положительные качества. Отделение себя от других. |
|
|
Младший дошкольный возраст - часто выслушивают объяснения взрослых только в том случае, если полученные сведения нужны им для практической деятельности. |
|
|
Ребенок трех - четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. |
|
|
Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию. |
|
|
Младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям, но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие. |
|
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
|
Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Чрезвычайно важна похвала со стороны взрослого. |
|
|
Активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, сюжетно-ролевая игра. |
|
|
Все более сильной становится потребность в общении с другими детьми.
|
|
|
Ребенок претендует на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали да него внимание, исполняли его желания, свойственна повышенная обидчивость |
|
|
Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Наряду с этим дети активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. |
|
|
Стремление выиграть, быть первым. |
|
|
Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения все ещё не осознает, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. |
|
|
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать с взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения) |
|
Старший дошкольный возраст (5-6, 6-7 лет)
|
|
Игровая деятельность, выполнение требований, правил. |
|
|
Одобряемое поведение, соблюдение правил
|
|
|
Притязания детей на исполнение главных ролей в играх, упрямство |
|
|
Старший дошкольный возраст - интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение. |
|
|
Стремление выиграть, быть первым. |
|
|
Старший дошкольный возраст - осознание детьми нравственных норм и правил, понимание их общеобязательности, их действительного значения. |
|
|
Поведение и поступки, основанные на собственной инициативе. |
- Решите психологическую задачу –
Дети среднего дошкольного возраста, характеризуя героев сказки «Иван – Царевич и Серый волк», считают, что Иван-Царевич – положительный герой, который обладает силой, выдумкой, а Серый волк – отрицательный. Дайте обоснование ответу.
Волк в русских народных сказках, в большинстве случаев, является негативным персонажем. У детей при знакомстве с большинством сказок и просмотре мультфильмов, формируется устойчивое представление, о том, что волк – отрицательный герой. В сказке «Иван – Царевич и Серый волк», данный персонаж изображается, как совестливый злодей, решивший возместить свое злодеяние добрым делом и помочь человеку советом и делом (коня съел, но помочь всё-таки решил). Не смотря на то, что здесь он раскрывается как добрый и бескорыстный персонаж, в представлении детей 4-5 лет он по-прежнему остается отрицательным героем, данный факт, возможно, связать с особенностями выявления причинно-следственных связей детей данного возраста, им сложно оправдать злой поступок волка, коня же он съел, чем нарушил планы Ивана-Царевича, помимо этого они еще и накладывают привычный шаблон оценки персонажа – волк отрицательный персонаж, так как не способны к комплексной оценке всей сказки и поведения героя, факт негативного поступка имеет место быть в их сознании.