План-схема спортивной площадки ДОУ
План-схема спортивной площадки
Размер спортивной площадки – 200 кв. м. 110 кв. м занимает поле для игр с мячом (футбол, баскетбол, пионербол), которое расположено в центре площадки и имеет травяное покрытие. Оно оснащено воротами для мини-футбола, стойками для волейбольной сетки. Слева и справа от футбольного поля находятся площадки, на которых установлено специально отобранное физкультурное оборудование, общая площадь площадок - 90 кв. м. Эти зоны имеют покрытие из резиновой крошки. По периметру поля для игр в мяч проложена беговая дорожка, покрытая резиновой крошкой. С целью улучшения зрительного восприятия зона для бега и края беговой дорожки выделены крошкой контрастных цветов, в угловых точках предусмотрены зрительные ориентиры.
Отдельные элементы комплексов, края сетки, волейбольные стойки, штанги ворот для мини-футбола нами выделены ярким цветом, что обеспечивает комфортные условия выполнения различных видов движения детьми с нарушением зрения.
Для проведения игр с элементами соревнования, досугов с родителями важным элементов поднятия спортивного духа является поддержка болельщиков.
Для них предусмотрены лавочки. Лавочки оборудованы поручнями и спинками с целью безопасного размещения детей.
Таблица 1
Оборудование, установленное в зонах слева и справа от поля для игры в мяч, а также общедидактические и коррекционные задачи, которые решаются при его использовании.
описание оборудования |
задачи физического и коррекционного развития |
1. Игровой комплекс в виде автомобиля: имеет элементы рулевого управления (руль, кнопки управления и т.д.), полифункционален и вариативен в использовании: состоит из горки для скатывания, рукохода, сетки для лазания, каната, вертикального лаза. |
• укрепление мышечного корсета; • развитие ловкости, координации движений у детей • создание игровой мотивации занятий спортом; • развитие зрительной функции фиксации. |
2. Баскетбольный щит и кольцо. |
• развитие умения кидать мяч от плеча, отбивать, ловить мяч; • укрепление бинокулярного зрения, развитие восприятия пространства; • развитие зрительной функции прослеживания; (особенно эти игры полезны для детей со сходящимся косоглазием). |
3. Теннисный стол, оборудованный сеткой. |
• развитие точности, ловкости движений; • развитие зрительно-моторной координации; • укрепление бинокулярного зрения, развитие восприятия пространства; • развитие зрительной функции прослеживания. |
4. Спортивный комплекс, состоящий из двух площадок, одна из них имеет деревянный настил, нижнее основание второй площадки состоит из каната, соединенного при помощи заглушек. Между двумя площадками имеется переход в виде бума. К одной из площадок прикреплен переход в виде подвесного моста. Комплекс имеет перила и ограничивающую сетку, что уменьшает чувство страха у детей. |
• развитие равновесия, формирование вестибулярных реакций, статодинамической устойчивости, • развитие умения ходить по ограниченной поверхности приподнятой над землей; • развитие способности к балансированию, тренировка зрительно-моторной реакции; • развитие восприятия пространства; • преодоление страха, развитие уверенности в своих силах и возможностях. |
5. Игровой элемент «Пирамида» Представляет собой четырехстороннюю пирамиду, изготовленную из металлических труб. |
• развитие координации и ловкости движений; • формирование пространственно-временных представлений о двигательном действии; • тренировка зрительно-опорных реакций, развитие зрительной функции фиксации. |
6. Игровой элемент «Петушок» Выполнен из металлических труб в виде петушка. Туловище выполнено в виде круга, внутри круга установлена лесенка, хвост выполнен в виде трех металлических колец. Голова – в форме круга на металлической стойке. Используется как для лазанья, так и для метания. |
• развитие координации и ловкости движений; • развитие мышечно-суставных ощущений; • формирование пространственно-временных представлений о двигательном действии; • развитие зрительной функции фиксации, укрепление бинокулярного зрения, развитие прослеживающей функции зрения |
Таким образом, представленная выше спортивная площадка обеспечивает развитие всех видов основных движений, на ней созданы условия для спортивных игр с элементами футбола, баскетбола, тенниса, бадминтона, пионербола, что отвечает принципам полифункциональности, вариативности, а главное доступности для детей с нарушением зрения занятиями спортом в условиях безопасности и зрительной гигиены.
ХОККЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ (ХОККЕЙ В ВАЛЕНКАХ). Правила похожи на правила большого хоккея - команды играют три периода. Периоды длятся 6 минут. В первом периоде играют дети, игра идет в одни ворота, чтобы избежать столкновения детей. Во втором периоде играют их мамы, в третьем периоде – папы. Пропедевтические упражнения:
-перекладывать клюшку из одной руки в другую, поднимать, опускать, вращать ее двумя руками;
-покатывать мяч клюшкой друг другу в парах, в шеренгах, колоннах, по кругу
-отбивать клюшкой мяч о стенку
-закатывать мяч клюшкой в лунку
-закатывать мяч клюшкой в ворота
Оборудование: ровная площадка размером 20X10 м, яркими флажками, хоккейные ворота, размечается центр поля, легкий малый мяч яркого цвета, клюшки (по количеству игроков).
Гонки с мячом. За линией старта располагаются 2-4 команды. Впереди на расстоянии 10-15 м на площадке ставят флажки по числу команд, участвующих в игре. Чтобы детям легче было ориентироваться, для каждой команды устанавливаются флажки определенного цвета — синие, зеленые, желтые, красные. Стоящие первыми в командах держат в руках клюшки, у ног лежат мячи. По сигналу взрослого каждый гонит мяч клюшкой до флажка, огибает его и 8 возвращается на линию старта. Клюшку берет следующий игрок команды. Играют до тех пор, пока все игроки команды не выполнят задание. Команда, окончившая игру первой и не допустившая ошибок при передаче клюшки и мяча, считается победившей.
Передай мяч. Дети распределяются на пары и становятся с клюшками в руках напротив друг друга на расстоянии 2-3 м. Несильным плавным движением они перебрасывают мяч друг другу так, чтобы он попадал точно на клюшку партнеру.
Забей в ворота. Ребята по очереди забивают мяч клюшкой в ворота с расстояния 4-6 м, каждый бросает мяч 5 раз подряд. Выигрывает попавший в ворота большее число раз. Игра повторяется, в ходе ее можно суммировать число попаданий во всех попытках.
Сбей кеглю. На линии ворот ставят несколько кеглей. Дети мячом стараются попасть в кеглю и сбить ее (с расстояния 2-4 м). Можно установить количество очков за кеглю, например: зеленая-1, синяя - 2, желтая - 3, оранжевая- 4 и т. п. В этом случае каждый подсчитывает, какое количество очков он выиграл.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА ЛЫЖАХ. Игры на лыжах очень нравятся детям разного возраста. Ребенок 3-4 лет вполне способен освоить простейшие приемы передвижения на лыжах. Пропедевтические упражнения:
-обучение ступающему и скользящему шагу без палок
-поворот на месте и в движении переступанием
-обучение торможению
-обучение подъему на горку обычным шагом
Оборудование: лыжи (по количеству детей), лыжные палки (по количеству детей).
Пройди по кругу. Взрослый прокладывает лыжню по кругу диаметром. Дети по очереди выходят на лыжню в месте, обозначенном флажком. Каждый должен пройти по лыжне полный круг и снова вернуться к флажку.
Воротики. На ровном месте поперек лыжни ставятся воротики — две составленные верхними концами под углом лыжные палки или два длинных прута. Подходя по лыжне к воротикам, дети сгибают ноги сильнее и проходят через них, стараясь не сбить. На круговой лыжне можно расставить несколько воротиков, которые могут быть разной высоты, тогда и пригибаться, проезжая в них, надо по-разному.
Чем дальше, тем лучше. Ребенок совершает 5—6 шагов энергичного разбега и, оттолкнувшись на последнем шаге как можно сильнее, скользит на двух лыжах до полной остановки. Если проводится соревнование между несколькими детьми, то выигрывает тот, кто проскользит дальше всех.
Кто первый повернется? Дети становятся на одной линии на расстоянии нескольких шагов друг от друга лицом к взрослому. По его команде: «Кругом!» — дети поворачиваются, переступая на месте вокруг себя. Выигрывает закончивший поворот первым. Дети должны стараться повертываться так, чтобы на снегу образовался рисунок звездочки.
ИГРЫ С МЯЧОМ НА СПОРТИВНОЙ ПЛОЩАДКЕ. Пропедевтические упражнения:
-перекладывание мяча из одной руки в другую с открытыми и закрытыми глазами;
-прокатывание набивного мяча по ограниченному пространству;
-перебрасывание фиксированного эластичным шнуром мяча из одной руки в другую;
-отбивание мяча, фиксированного эластичным шнуром, без касания его земли;
-продвижение вперед с мячом по размеченному пути (3—4 м);
-бросание мяча вверх с забрасыванием его в обруч.
Оборудование: резиновые мячи (по количеству детей).
Попади в цель! Возьмите детское ведерко и старайтесь попасть в него мячом. Постепенно отходите чуть назад, увеличивая расстояние между игроком и ведерком.
Покатились с горки! Ребенок берет мяч в руки и залезает с ним на горку. После чего скатывает мяч с горки, затем катится сам, догоняя мяч.
Мой веселый, звонкий мяч! Бросайте мяч о землю так, чтобы он отскочил как можно выше. Во время игры можно рассказывать стихотворение С. Маршака «Мяч». Два мяча Возьмите два мяча: большой и маленький; положите их на небольшом расстоянии друг от друга (чем младше ребенок, тем меньше расстояние). Пиная маленький мяч ногой, старайтесь попасть в большой мяч, чтобы последний покатился.
Кто знает больше? Игроки встают напротив и, бросая друг другу мячик, по очереди перечисляют наименования игрушек (животных, растений, предметов бытовой техники и пр.).
Попади в цель! На стене нарисуйте большой круг – это цель. Отойдите на 5-10 шагов назад (в зависимости от возраста и умений ребенка) и кидайте мяч в цель!
БАСКЕТБОЛ. Баскетбол для детей - это спортивная игра с облегченными правилами. Начинать знакомиться с этой игрой можно уже с четырех-пяти лет. Это командная игра, в которой совместные действия игроков обусловлены единой целью.
Цель игры - забросить как можно больше мячей и корзину команды-соперника, соблюдая правила. Команде, забросившей мяч в корзину, начисляется два очка. Игра состоит из двух таймов по 5 минут, между таймами делается пятиминутный перерыв. Пропедевтические упражнения:
-обучение технике перемещения и удержания мяча
-передача мяча
-ведение мяча
-бросание мяча в корзину
Оборудование: баскетбольный детский мяч, обычные большие резиновые мячи (по количеству игроков), баскетбольный щит с кольцом, ярко окрашенным краем.