Освоение детьми трудовой деятельности
Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом. Диагностика проводится в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей дошкольного возраста по следующим видам труда: труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; самообслуживание.
Выделяются следующие критерии оценки трудовых умений:
НИЗКИЙ - Н
СРЕДНИЙ - С
ВЫСОКИЙ – В
Овладевший необходимыми умениями и навыками 3 - 4 года:
Развитие трудовой деятельности: самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности; самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, раскладывает столовые приборы и т.п.).
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам: способен довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т.д.; испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека: проявляет знания о разных процессиях (повар, парикмахер, водитель и пр.); знает, кем работают близкие люди.
В исследовании приняло участие 20 детей младшего дошкольного возраста. В процессе исследовательской работы по выявлению уровня развития трудовой деятельности дошкольников были получены результаты, которые мы определили в таблице 1 и на рисунке 2.
Таблица 1 – Результаты констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития трудовой деятельности младших дошкольников
№ п/п |
Показатели |
% |
||
В |
С |
Н |
||
1 |
Развитие трудовой деятельности |
35 |
50 |
15 |
2 |
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам |
25 |
65 |
10 |
3 |
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека |
35 |
45 |
10 |
Рисунок 1 – Результаты констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития трудовой деятельности младших школьников
Таким образом, было выявлено, что у большинства младших дошкольников недостаточный уровень сформированности трудовой деятельности.
На основании полученных результатов было решено провести работу по трудовому воспитанию в этой экспериментальной группе.
Целью воспитательной работы является формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
1. Систематизировать знания воспитанников о труде людей разных современных профессий и их взаимосвязи (сельскохозяйственных, промышленных, героических, транспортных, обслуживающих и т.д.).
2. Расширить представления ребенка о содержании трудовой деятельности человека.
2. Формировать представление о ценности труда и его общественной значимости.
3. Воспитывать уважительное отношение к труду, желание трудиться.
4. Формировать первичные знания детей об экономических явлениях, взаимосвязи потребностей человека и трудовой деятельности.
Для получения положительного результата работы необходимо создание следующих условий:
- психолого–педагогических условий (учет принципов личностно- ориентированной педагогики, деятельностного подхода; использование апробированных научно - методических материалов);
- организацию предметно – развивающей среды, включающей наглядные пособия, детскую литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование;
- сотрудничество всех субъектов воспитательно – образовательного процесса (педагогического коллектива и родителей).