Организация различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения
Организуйте и проведите дидактическую игру с детьми с недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения.
Часть А. Продемонстрируйте проведение дидактической игры (по выбору студента) с детьми с недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения.
Тула, 2019
Тема: |
Сюжетно – ролевая игра «У доктора» |
Форма совместной деятельности: |
интегрированная деятельность |
Форма организации: |
групповая, подгрупповая, индивидуальная |
Образовательных области: |
«Социально-коммуникативное развитие»
|
Цель:
|
расширять у детей представления о труде работников больницы; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни. |
Задачи: |
1. Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры «Больница»; способствовать самостоятельному созданию и реализации игровых замыслов;
2. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, продолжать формировать умение договариваться.
3. Продолжать учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы, детали (инструменты, оборудование). Воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарища.
4. Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия к больным, ответственности, дружелюбия, уважение к профессии врача. |
Планируемый результат: |
Сформировать социальные представления |
Предварительная работа: |
-экскурсия в медицинский кабинет детского сада;
- рассказы и беседы о профессиях медицинских работников;
-рассматривание иллюстраций по теме "Больница";
-чтение художественной литературы: "Айболит", "Телефон" К. И. Чуковского, "Заболел петух ангиной" А. И. Крылов, "Мой мишка" З. Александрова;
-знакомство с медицинскими инструментами. |
Средства: |
Литературные, наглядные |
Оборудование: |
белый халат и шапочка для врача; повязку на руки для медсестры; талончики к врачу; "медицинские карточки" пациентов; карандаши; набор медицинских инструментов: градусник (палочка от мороженного с нарисованными делениями фломастерами или вырезанный из картона, игрушечный шприц без иголки, фонендоскоп, шпателя для проверки горла (палочка от мороженного); бинты, вата, марлевые салфетки, ватные палочки, пластырь (дети очень любят его наклеивать, пустые баночки из под лекарств, мерная ложечка, пустые упаковки из-под таблеток (внутрь можно положить пластилин, пустые коробочки из под лекарств; также можно дополнительно использовать: таблицу для проверки зрения, рентгеновские снимки ; куклы, игрушки-зверюшки; халат для санитарки; |
Учебно – методический комплект: |
|
Структура ООД |
1. Вводная часть- 2-3 мин (организация детей,создание интереса) 2. Основная часть –16-19 мин. (рассматривание, беседа, вопросы к детям, самостоятельная деятельность детей) 3. Заключительная часть – 2-3 мин. (анализ процесса и результата деятельности ребёнка) |
|
Схема расположения детей
|
|
|
Структурная часть |
Действия и речь педагога |
Действия и речь детей |
Выявление игровых интересов |
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку: |
Да! |
Помощь в распределении ролей |
Давайте с вами вспомним, кто работает в больнице? |
Да, мы будем лечить зверят |
Планирование пространства игры |
Воспитатель рассаживает всех по местам |
Садятся на отведенное место |
Подготовка игрового оборудования |
Игрушечный набор доктора, костюмы зверей |
Дети разбираю атрибуты |
Ход игры |
— Вот мы с вами распределили роли, теперь выбирайте нужные вам атрибуты и начнем игру. |
«Доктор» слушает больных, смотрит горло, даёт лекарства. Проводится приём больных. Медсестра помогает врачу: выписывает рецепт, греет приборами уши, нос, делает уколы. |
Уборка игрового оборудования |
Ребята. А теперь нужно убрать все вещи по местам |
Раскладывают игрушки на места |
Оценка результатов игры |
В конце игры проводим анализ. |
Да! |
Часть Б. Дайте обоснование выбора методов и приемов организации и проведения дидактической игры. Укажите, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению данного вида игр с детьми с недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения.
Эмоциональное развитие детей – целенаправленный процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
У детей развитие эмоциональной жизни происходит главным образом в условиях свободной или организованной игровой деятельности. Среди психологов и педагогов общепризнано, что игра - ключевой фактор в развитии ребенка. Основные принципы развивающих игр:
- совмещение элементов игры-задачи к учебно-познавательной деятельности;
- постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение
- умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности;
- единство обучающих и воспитательных воздействий.
Психологическое воздействие игры: развитие основных психических процессов, способностей, волевых и нравственных качеств личности ребенка. Формирование в игре начальных форм самооценки, межличностных отношений среди сверстников. Во время игры с детьми, особенно ролевой игры, происходит становление важнейших личностных качеств, важнейшее из которых – эмпатия. Эмпатия — это способность сопереживать, сочувствовать, ставить себя на место другого; это умение понять, что потребности другого так же важны, как и твои собственные. Цель игры, два аспекта цели:
- Познавательный: обучение способам действия с предметами.
- Воспитательный: обучение способам сотрудничества, формам общения. Формирование осознанного отношения ребенка к своим эмоциональным проявлениям и взаимодействию с другими людьми, гармонизирующее развитие личности в целом. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Игровые правила: правила действия и правила общения.
Развитие в игре различных средств общения: движений, жестов, мимики, эмоций, сенсорики, внимания, памяти, мышления и речи.
Виды психоразвивающих игр для детей: игры-забавы, сюжетно-ролевые игры, игры-задачи, игры-соревнования. Индивидуальные и совместные игры.
В игре осваиваются нравственные нормы и формируются моральные качества ребенка.
В процессе игры происходит взаимодействие ребенка с окружающим миром, с миром социальных отношений, в результате чего он усваивает социальные нормы и правила, формирует эмоциональное отношение к ним (быть честным трудно порой, но надо; врать нехорошо: соврать иногда хочется, но потом бывает стыдно, и на тебя обижаются и т.п.).
Игра насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д.
Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний, а также предотвращения многих трудностей.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями.
Большое значение в становлении личности ребенка имеет понимание своих эмоций и чувств. Основной задачей является эмоционально – личностное развитие детей:
-обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
- воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
-развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами и с другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
-формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;
- развитие положительной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование доверия к собеседнику;
- выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
- развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;
- обучение детей речевым средствам общения;
- коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.
В качестве основных методов и приемов необходимо использовать: упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера); этюды; импровизации; наблюдения, прогулки, экскурсии; рассматривание рисунков и фотографий; моделирование и анализ заданных ситуаций; свободное и тематическое рисование, лепка, аппликация; чтение и обсуждение художественных произведений; просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий; сочинение историй; беседы; рассказ педагога и рассказы детей; мини-конкурсы.
Эмоционально-личностное развитие детей - очень сложный и длительный труд.
Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе.
Работать над развитием эмоций и личности ребёнка в целом нужно на всех занятиях, также в обычном общении с детьми. Нужно помнить, что главный принцип педагогики строится на трёх китах: любовь, понимание, объяснение