Математические сказки
МДК 02.01 Организация внеурочной деятельности и общение младших школьников
для самостоятельной работы студентов 3 курса заочной формы обучения
специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
на зимнюю экзаменационную сессию с 08.02.2021 по 22.02.2021
Паспорт исследовательского проекта (структура)
№ |
Компоненты паспорта |
Описание исследовательского проекта |
1 |
ФИО участника |
|
2 |
Тема проекта |
Математические сказки |
3 |
Актуальность проекта |
У каждого ребенка есть способности и таланты. |
4 |
Проблема исследования |
Нужны ли детям математические сказки? |
5 |
Объект исследования |
Математическая деятельность младших школьников |
6 |
Цель проекта |
• Вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс творческого характера |
7 |
Задачи проекта |
• Помочь сформировать умение самостоятельно придумывать событие, явление, определять его место и время прохождения. |
8 |
Гипотеза исследования |
Математическая сказка способствует повышению качества усвоения знаний по математике учащихся 3го класса |
9 |
Методы исследования |
Теоретический анализ литературы Синтез, моделирование Наблюдение, беседа, анкетирование родителей и педагогов; проективные методики |
10 |
Тип проекта (по продолжительности) |
краткосрочный
|
11 |
Этапы реализации проекта, краткое их описание |
Цель: выявление проблем в обучении детей. Методы: - наблюдение; - беседа, анкетирование родителей и педагогов; - проективные методики. 2. Формирующий этап. Цель: реализация мероприятий, направленных на устранение выявленных проблем. Направления работы формирующего этапа: - консультационная работа с родителями и педагогами; - реализация урока по созданию математических сказок как средства коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками. 3. Контрольный этап. Цель: определение эффективности проведённых мероприятий. Критериями эффективности проводимой коррекционно - развивающей работы с детьми служат: - повышение познавательной активности детей; - преобладание положительных эмоций. Критериями эффективности проводимых мероприятий с родителями и педагогами служат: - знания педагогов и родителей индивидуально-психологических особенностей ребёнка; - отказ от наказаний как основного метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения; - включение ребенка в работу различных (по интересам) секций, кружков, студий. |
12 |
Оборудование для проведения исследования |
Презентация, проектор, раздаточный материал, наглядный материал |
13 |
Продукт проекта |
Картотека математических сказок |
14 |
Перспектива проекта |
Дети: дети лучше усваивают сложный учебный материал, так как он более адаптированный, наглядный и интересный.; учащихся привлекает игровая ситуация, в процессе создания сказки они решают поставленную дидактическую задачу. Благодаря математическим сказкам, активизируется учебно-познавательная деятельность учащихся. Обучающиеся активны на уроке и всесторонне вовлечены в учебный процесс. Родители: повышение информированности об индивидуально - психологических особенностях ребёнка; Выработка единых требований и правил воспитания в семье; отказ от наказаний как основного метода воспитания; приобретение навыков "ненасильственного общения - "активное слушание", исключение угроз и приказов и т.д. Педагоги: распознавание собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с ребёнком; приобретение навыков "ненасильственного общения" - исключение оценочности в общении. Долгосрочный эффект и перспективы развития проекта - реализация проекта занимает учебный год и за этот период предполагается не только установить и устранить причину отклонений в поведении младших школьников, но и повысить уверенность в себе. Результаты проекта могут быть использованы в работе учителя начальных классов, школьного психолога, а также в работе с детьми более старшего возраста. Рекомендации для учителя. Игры в школе должны быть дидактическими, т.е. вести школьников по пути познания, развития. Рассмотрим следующие функции математических сказок. Первая, простейшая функция, в том, чтобы облегчить учебный процесс, оживить его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и пр. Вторая функция – «театрализация» учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей - Незнайки и Знайки, Буратино или Алисы из Страны чудес. Третья функция – соревновательная. Математическая сказка вносит элемент соревнования, конкурса, возбуждает активность, стремление к лидерству. Простейший вариант – «кто первый решит задачу, проверит правильность решения выражений» и пр.; «придумать задачу: чье условие лучше?» и т.п. Но от этих простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, к соревнованию в качестве и глубине знаний. Названные три функции математической сказки представляют собой ступени от сказки-забавы к сказке-увлечению познанием. Это высшая ступень – от сказки к творчеству, к опережению школьных программ. При подведении итогов учитель отмечает похвалой всех создателей сказок. Любая сказка должна приносить детям удовольствие, радость, особенно в младших классах. |
15 |
Используемые источники |
1. Аболмасова М.А. Новые стандарты и принцип психолого–педагогической комфортности / М. А. Аболмасова // Интернет и образование. — 2013. — № 55. — С. 21–32. 2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. — СПб.: Изд-во Речь, 2005. — 128 с. 3. Бахир В.К. Развивающее обучение / В.К. Бахир // Начальная школа. — 2014. — № 5. — С. 26–30. 4. Белосвет В.В. Развитие познавательной активности на уроках математики / В.В. Белосвет // Начальная школа. — 2014. — № 6. — С. 10–15. 5. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. — СПб.: Речь, 2012. — 694 с. 6. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников: учеб.-метод. Пособие / Н.В. Елфимова. — М.: Изд-во МГУ, 2013. — 276 с. 7. Зибарова Ю.Э. Модель развития познавательного интереса младших школьников посредством вовлечения в систему внеурочной деятельности / Труды СГА. Выпуск 10–11 (октябрь-ноябрь). — М.: Издательство СГУ, 2012. — С. 50–62. 8. Тарабурина Т.Ю. Система дидактических игр на уроках математики в начальной школе / Т.Ю. Тарабурина — [Электронный ресурс]. СПб, 2014. — Режим доступа: http://alma-mater-spb.ru/wp-content/uploads/2012/10/games.pdf. 9. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5. / Сост. С.Ф. Егоров. — М.: Педагогика, 1990. — 528 с. |
Сказки, составленные детьми
"Сказка про Колобка, который любил математику"
Жили-были дед и баба. Однажды дед говорит бабе:
- Испеки мне, бабка, колобок!
А бабка ему отвечает:
- Из чего испечь? Мука давно закончилась.
Тогда дед сходил в магазин, купил пачку муки, пакетик дрожжей и молоко. Бабка принялась за дело. Замесила тесто и испекла колобок. А тесто ещё осталось, поэтому он испекла ещё пять маленьких печений: круглое, квадратное, треугольное, прямоугольное и овальное. Положила она выпечку на окошко, чтобы она остыла. А Колобок открыл глаза, положил печенья в корзинку и прыг! на улицу и убежал.
Катится Колобок, катится, а навстречу ему Ёжик. Ёжик говорит:
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
А Колобок отвечает:
- Ты меня не ешь. Для тебя у меня есть печенье – прямоугольное. Но чтобы его заслужить, ты должен отгадать мою математическую задачку. Слушай внимательно.
«Маша, Машенька, Маруся и Мария собирали грибы. Сколько девочек, сообрази!»
Ёжик подумал и назвал правильный ответ. За это он получил прямоугольное печенье. А Колобок покатился дальше. Катится Колобок, катится, а навстречу ему Зайчик. Зайчик говорит:
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
А Колобок отвечает:
- Ты меня не ешь. Для тебя у меня есть печенье – круглое. Но чтобы его заслужить, ты должен отгадать мою математическую задачку. Слушай внимательно.
«В каждом из четырёх углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидит кошка. Сколько всего кошек в этой комнате?»
Зайчик подумал-подумал и сказал ответ. Ответ был правильный, поэтому Колобок, как и обещал, угостил Зайчика круглым печеньем. И покатился дальше.
Катится Колобок, катится, а навстречу ему Волк. Волк говорит:
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
А Колобок отвечает:
- Ты меня не ешь. Для тебя у меня есть печенье – овальное. Но чтобы его заслужить, ты должен отгадать мою математическую задачку. Слушай внимательно.
«Винни-Пух поселился в квартире на втором этаже девятиэтажного дома. Потом он захотел жить повыше и перевернул дом. На каком этаже теперь живёт Винни-Пух?»
Волк подумал-подумал и ответил правильно. Колобок угостил его за это овальным печеньем. И покатился дальше. Катится Колобок, катится, а навстречу ему Медведь. Медведь говорит:
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
А Колобок отвечает:
- Не ешь меня, Медведь. Для тебя у меня есть печенье – треугольное. Но чтобы его заслужить, ты должен отгадать мою математическую задачку. Слушай внимательно.
«Бабушка положила в тарелку 12 груш. После того, как внуки взяли с тарелки по 1 груше, осталось 7 груш. Сколько у бабушки внуков?»
Медведь подумал-подумал и сказал правильный ответ. Колобок угостил его треугольным печеньем и покатился дальше. Катится Колобок, катится, а навстречу ему Лиса. Лиса говорит Колобку:
- Здравствуй, Колобок! Я слыхала, ты лесных зверей печеньями угощаешь. Не найдётся ли для меня печенья? А не то я тебя съем!
Колобок говорит:
- Конечно же, есть у меня печенье. Как раз для тебя осталось: квадратное! Только сначала реши мою математическую задачку. Слушай внимательно.
«Белка покрасила стороны кубика разными красками. Сколько цветов красок для этого потребовалось белочке?»
Лисичка подумала, сказала правильный ответ и получила квадратное печенье.
А Колобок развернулся обратно и покатился назад к бабушке и дедушке. Ведь у него не осталось больше печений, и ему уже было опасно встречаться с другими лесными зверями. Прикатился Колобок к домику к бабушке и дедушке. А дед и баба его уже заждались. Помыли Колобка и стали думать, что же с ним делать. Жалко им стало такого умного Колобка есть. И решили они его отдать в школу учиться дальше. Пусть учится, ума-разума набирается.
«Пятерка»
Однажды девочка Кира, ученица 3-Б класса, делала домашнее задание по математике. Но только она записала в тетрадку уравнение, как зазвонил телефон. Кира встала из-за стола и пошла поговорить. А если бы она осталась, то увидела бы, как в ее тетрадке произошла удивительная детективная история. А началось все так.
Старший следователь Равно прибыл на место преступления. И там он обнаружил странную надпись: Х-8=5
- Хм, тут стоит «минус», значит, кто-то что-то украл, - предположил Равно.
И, действительно, радом стояла Пятерка и плакала:
- Украли! Украли! У меня Восьмерку украли! Я вышла из дома, только на минутку отвлеклась, а Восьмерки уже нет!
- Успокойтесь, пожалуйста, и постарайтесь вспомнить, не заметили ли вы неподалеку кого-то странного? - спросил Равно.
- О, да! Я заметила, как какой-то неизвестный икс в черном плаще и маске прятался за ближними кустами.
- Этот икс, скорее всего, и есть похититель. Надо его найти! - подумал Равно.
Он пришел в свою детективную контору и стал просматривать фотографии преступников. И тут он вспомнил недавнее дело о том, что число Одиннадцать напало на старушку Сто Два. Особой приметой преступника было то, что он одет в черный плащ. Равно воскликнул:
- Ага, значит, вот кто преступник! Надо его допросить!
И Равно отправился домой к Одиннадцати. Но застал там только его жену. Оказалось, что Одиннадцать все еще сидит в тюрьме за свое преступление. И никак не мог быть тем неизвестным, который украл у Пятерки восемь.
Равно расстроился: его версия оказалась неверной. У подозреваемого есть алиби. Грустный и усталый направился он к выходу. Но у самых дверей жена Одиннадцати вдруг вспомнила, что совсем недавно Тринадцать брал у нее черный плащ поносить на время.
- Большое спасибо за важные сведения! До свидания! - попрощался Равно и бросился на поиски Тринадцати.
Он застал Тринадцать дома и сразу же приступил к допросу.
- Это ты украл у Пятерки Восьмерку? – в лоб спросил Равно.
Тринадцать ответил:
- Нет, что ты! Это не я! У меня и черного плаща-то нет!
- А откуда ты знаешь, что у вора был черный плащ? Это очень подозрительно! А ну-ка, открой шкаф! – приказал Равно.
Тринадцать открыл шкаф, и Равно увидел, что в шкафу висит черный плащ.
- Так-так! Надевай свой плащ, и идем на место преступления! Сейчас мы проведем следственный эксперимент!
Когда они прибыли на место, Пятерка была еще там.
- Начинаем следственный эксперимент. Пятерка, становитесь на то место, где у вас пропала Восьмерка. А ты, Тринадцать, становись на место неизвестного икса.
Тринадцать встал в уравнение, и получилось: 13-8=5
- Пятерка, узнаете ли вы преступника? – спросил Равно.
- Да! Это он! Никаких сомнений! - воскликнула Пятерка.
Пришлось Тринадцати признаваться:
- Да, это я украл Восьмерку. Она лежит у меня в подвале. Простите меня, пожалуйста, я больше так не буду!
И, действительно, когда обыскали подвал, они нашли там Восьмерку. Пятерка была просто счастлива! Счастлив был и старший следователь Равно: еще одно математическое преступление раскрыто!
«Сказка про тройку»
В тридевятом царстве в тридесятом государстве жила была Тройка. Она жила в треугольном домике. Её все любили потому, что она была доброй и отзывчивой. У неё было много друзей, так как в этом царстве жили: три поросёнка, три медведя, три толстяка, три богатыря.
Однажды Тройка пошла в лес и нашла там три орешка. Они оказались не простыми, а волшебными. Ей можно было загадать три желания. И она их загадали:
1. Чтобы во всём мире не было войны.
2. Чтобы все были здоровы.
3. Чтобы все были умными.