КРАСОТА. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ «КРАСОТА. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО» (Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина.)
Программа разработана авторским коллективом преподавателей кафедры эстетического воспитания МГОПУ им. М.А. Шолохова — Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой и М.Б. Зацепиной, под редакцией доктора педагогических наук, профессора Т.С. Комаровой. Программа эстетического воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания. Основывается на разных видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного — как классического, так и народного, театрального), осуществляемых средствами природы, эстетической развивающей средой, разнообразием художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной: рисование, лепка, аппликация, конструирование), художественно-речевой, театрализованной.
Программа предназначена для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, а также для педагогов дополнительного образования.
Программа эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота, Радость. Творчество» содержит разделы:
- «Искусство в жизни ребенка»,
- «Эстетическая развивающая среда»,
- «Красота природы»»
- «Знакомство с архитектурой»,
- «Литература»,
- «Изобразительная деятельность»,
- «Музыкальная деятельность»,
- «Досуг и творчество»,
- «Творчество»,
- а также Приложения.
Программы направлена на познание красоты окружающего мира (природы, людей), произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры и других), как классического, так и народного. Ребенок испытывает положительные эмоции, на, основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг. Формирует образные представления, мышление, воображение.
Программа нацелена на развитие ребенка и в приобщении детей к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
В программе большое внимание уделяется сенсорному воспитанию детей, развитию их восприятия (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического), перцептивных действий, постоянному обогащению сенсорного опыта детей как основы познания предметов и явлений.
При разработке программы авторы опирались на принципы общей дидактики (связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности и др.) и дидактики частных методик (методики музыки, изобразительной деятельности, художественно-речевого развития). Эти принципы связаны со спецификой того вида искусства, который лежит в основе той или иной художественной деятельности. Авторы к ним относят:
- Тесную связь с базовым видом искусства и другими видами, дополняющими и углубляющими образное познание действительности.
- Направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта у детей, формирование у них сенсорных способностей в разных видах художественной деятельности.
- Принцип взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора формирования творческой личности.
- Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности, необходимых для создания образа.
Строится на основе обучения, которое носит развивающий характер, а оно ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей.
Важный принцип данной программы — принцип интеграции как важнейшей качественной характеристики, определяемой глубокой взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельности. Интеграция базируется на ряде положении, вытекающих из специфики искусства и заключающихся в следующем:
- на образном содержании искусства базируется та или иная художественная деятельность, при этом для каждого вида искусства и основанной на нем художественной деятельности характерны свои специфические способы создания образа;
- образ одного и того же предмета, явления может быть передан в разных видах искусства путем использования специфичных для каждого искусства средств выразительности;
- в интеграции один из видов искусства выступает в роли стержневого, другой — помогает более широкому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами;
- принципиально важно единство психических процессов, лежащих в основе каждого вида художественной деятельности и обеспечивающих ее успешное осуществление. В то же время та или, иная художественная деятельность ребенка способствует развитию у него этих психических процессов.
Интеграция рассматривается авторами программы как глубокая форма взаимосвязи образования детей, охватывает все виды художественно-творческой деятельности: игры — дидактические, подвижные, игры — драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительная, музыкальная и театрализованная, а также художественно-речевая деятельность. Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности, а также память и внимание).
Особое внимание в программе обращено на такие принципы как принципы народности, культуросообразности, взаимосвязи индивидуального подхода (личностно ориентированный подход), преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы исходят из того, что важное значение в формировании личности имеет народное искусство.
Большое место в программе отводится детской художественной литературе и фольклору (потешки, пословицы, поговорки, загадки) как искусству, которое используется в работе с детьми достаточно широко и в разных формах. При этом литература рассматривается как важнейший вид искусства, а не только как средство развития речи и ознакомления с окружающим миром. К средствам эстетического воспитания и условиям его эффективного осуществления авторы программы относят и эстетически организованную среду.
Программа разработана на основе отечественных и зарубежных исследований. Вместе с тем в основу программы положены многолетние исследования авторов программы и сотрудников кафедры эстетического воспитания МГОПУ.
Апробирована программа в дошкольных учреждениях Москвы и Московской области.
Программа имеет методические пособия для педагогов и развивающие пособия для детей.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С
ИСКУССТВОМ (примерный план)
I цикл «А.С. Пушкин в литературе, музыке и творчестве художников» |
Познавательные беседы на занятиях по развитию речи, по музыке и изобразительной деятельности |
|
|||||||||||||||||||||||||
№ п/п |
Название тем занятия |
Программное содержание |
Материалы |
Методы и приемы |
Советы |
|
|||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6
|
|
|||||||||||||||||||||
СЕНТЯБРЬ |
Знакомство детей со «Сказкой о царе Салтане» |
Закрепить знания детей об А.С. Пушкине как великом русском поэте, учить слушать литературные произведения, вызывать чувство радости, познакомить со «Сказкой о царе Салтане» |
Портрет А.С. Пушкина, текст сказки и иллюстрации к ней |
Выразительное чтение, беседа, уточнения |
Повторить стихи А.С. Пушкина, оформить книжный уголок |
|
|||||||||||||||||||||
СЕНТЯБРЬ |
Анализ содержания «Сказки о царе Салтане» |
Учить детей разбирать сказку, давать характеристику героям, использовать образные выражения при создании словесного образа сказочного героя |
— « — |
Беседа, проблемные вопросы по образным выражениям поэта |
Провести игру-импровизацию по передаче образов сказочных героев - через движения |
|
|||||||||||||||||||||
СЕНТЯБРЬ |
«Сказка о царе Салтане» в музыке Н.Римского- Корсакова |
Познакомить с историей написания о перы, учить слушать музыку и вызывать интерес к ней, познакомить с фрагментами оперы «Сказка о царе Салтане» |
Портрет композитора, аудиозаписи фрагментов оперы |
Искусствоведческий рассказ, слуховая и зрительная наглядность |
Слушать фрагменты из данной оперы в повседневной жизни ДОУ |
|
|||||||||||||||||||||
СЕНТЯБРЬ |
Музыкальные характеристики образов в опере «Сказка о царе Салтане» (2 занятия» |
Дать детям представление о музыкально-выразительных средствах при создании образа, показать взаимосвязь художественного слова и музыки |
— « — |
Рассказ о музыкально- выразительных средствах, вариативность эмоционального исполнения |
— « — » |
|
|||||||||||||||||||||
ОКТЯБРЬ |
Знакомство с иллюстрациями И.Билибина к «Сказке о царе Салтане» |
Учить рассматривать иллюстрации и обратить внимание детей на создание сказочных образов художником, показать синтез художественного слова, музыки и живописи |
Иллюстрации художника |
Сравнение, слуховая и зрительная наглядность, поисковые вопросы |
В свободное от занятий время закрепить материал |
|
|||||||||||||||||||||
ОКТЯБРЬ |
Создание детьми иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» |
Учить ребят создавать художественные образы, используя разные выразительные средства |
Краски, кисти, бумага большого формата, вода и т.д. |
Практическая работа детей, указания, пояснения |
По результатам занятий организовать выставку детских работ для родителей |
|
|||||||||||||||||||||
II цикл «Времена года - осень в поэзии, музыке и живописи» |
Во время прогулок - в ходе наблюдения за осенними явлениями в природе, беседы; интегрированных занятий по изобразительной деятельности, музыке и развитию речи
|
||||||||||||||||||||||||||
ОКТЯБРЬ |
Ознакомление с репродукцией А.Пластова «Золотая осень» и слушание стихов А.С. Пушкина об осени |
Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее замысел, выделять основные средства выразительности (цвет, композиция); развивать эстетическое видение, различать оттенки настроений в живописи и поэзии |
Картина А.Пластова «Золотая осень» и тексты стихов об осени |
Беседа, проблемные вопросы, выразительное чтение, пояснения |
До занятия провести экскурсию в парк,где наблюдать за происходящими изменениями в природе |
||||||||||||||||||||||
ОКТЯБРЬ |
Слушание песни «Осень», стихи А.Пле- щеева, муз. П.Чайковс- кого |
Учить детей вслушиваться в содержание песни, выделять выразительные средства, которыми композитор и поэт передают настроение осени, побуждать ребят высказывать личное эмоциональное отношение к изменениям, происходящим в природе |
Ноты песни «Осень» |
Вступительная беседа, уточнения, пояснения, выразительное исполнение |
Продолжать наблюдения за осенними изменениями, происходящими на участке детского сада |
||||||||||||||||||||||
ЯНВАРЬ |
НОЯБРЬ |
Знокомство с |
Закреплять умения |
Репродукция |
Беседа, |
Предложить |
|||||||||||||||||||||
|
|
картиной |
рассматривать картину, |
картины |
слуховая и |
детям в |
|||||||||||||||||||||
|
|
ИЛевитана |
чувствовать красоту |
И.Левитана |
зрительная |
свободное |
|||||||||||||||||||||
|
|
«Золотая |
осеннего пейзажа, |
«Золотая |
наглядность |
время |
|||||||||||||||||||||
|
|
осень» |
выделять самостоятельно выразительные средства живописи, поощрять самостоятельность и творческую активность при описании картины, воспитывать интерес к |
осень» |
|
изобразить осенние явления через движения (идет дождь, качаются деревья, |
|||||||||||||||||||||
|
|
|
пейзажной живописи; |
|
|
кружатся |
|||||||||||||||||||||
|
|
|
предложить детям прочитать наизусть любимые стихи об осени |
|
|
листочки, улетают ПТИЦЫ и т.д.) |
|||||||||||||||||||||
ЯНВАРЬ |
НОЯБРЬ АРЬ |
Слушание |
Учить детей различать |
Аудиозапись |
Искусство |
— « — |
|||||||||||||||||||||
|
|
муз. пьесы |
оттенки настроений в |
или ноты |
ведческий |
|
|||||||||||||||||||||
|
|
П.Чайковс- |
музыке, выразительные |
музыкального |
рассказ об |
|
|||||||||||||||||||||
|
|
кого |
интонации; словесно |
фюизведсния, |
истории |
|
|||||||||||||||||||||
|
|
«Октябрь» из |
нарисовать картину осени |
осенний букет |
написания муз. |
|
|||||||||||||||||||||
|
|
цикла |
к прослушанному |
|
произведения, |
|
|||||||||||||||||||||
|
|
«Времена |
музыкальному |
|
слуховая |
|
|||||||||||||||||||||
|
|
года» |
произведению |
|
наглядность, |
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
объяснения |
|
||||||||||||||||||||||
НОЯБРЬ |
Рассмотрение картин А.Пластова и И.Левитана «Золотая осень» |
Путем сравнения показать детям как художники по- разному передают осень, находить общее и различное в содержании и выразительных средствах произведений живописи, понимать чувства, переданные художниками в картинах |
Репродукции картин « |
Беседа, проблемные вопросы, указания и пояснения |
На прогулке наблюдать явления природы, характерные для осени |
||||||||||||||||||||||
НОЯБРЬ |
Рисование красками на тему «Осень» |
Учить детей подбирать цветовую гамму красок для передачи образа осени, приучать их работать аккуратно |
Бумага, краски, вода |
Практический показ, объяснения |
Оформить выставку детских работ в фойе детского сада |
||||||||||||||||||||||
III цикл «Создание коллективной аппликации «Царевна Лебедь» по иллюстрации художника И.Билибина» |
Беседы об иллюстрации «Царевна Лебедь» на занятиях по изобразительной деятельности и созданию аппликац
|
||||||||||||||||||||||||||
ДЕКАБРЬ |
Рассмотрение иллюстраций художника И.Билибина к «Сказке о царе Салтане» |
Продолжать учить детей рассматривать иллюстрации, выделять художественные выразительные средства; обратить внимание на особую манеру рисования и орнамент художника, сочетание цвета в его работах, вызвать интерес у ребят к созданию коллективной работы в технике аппликации, формировать у них умения выражать свое отношение к живописи и музыке |
Иллюстрации художника, выставки детских работ по аппликации |
Рассказ о художнике, собственное отношение педагога к разбираемой картине, чтение и слушание фрагментов художественного произведения и оперы |
Еще раз обратить внимание детей на иллюстрацию «Царевна Лебедь» и повторить разбор |
||||||||||||||||||||||
ДЕКАБРЬ |
Создание аппликации по иллюстрации «Царевна Лебедь» (3 занятия) |
Рассказать, какие цвета подходят для выполнения работы, подобрать цветную бумагу, показать детям, как пользоваться копировальной бумагой для получения форм, приучать их аккуратно выполнять свою работу |
Цветная и копировальная бумага, большие и маленькие ножницы, клей и т.д. |
Практический показ, словесные объяснения, указания и пояснения |
В свободное от занятий время предложить ребятам нарисовать или вылепить «Царевну Лебедь» |
||||||||||||||||||||||
ЯНВАРЬ |
Создание по желанию детей других аппликаций по иллюстрациям И.Билибина к «Сказке о царе Салтане» (4 занятия) |
Учить подбирать цветовую гамму для передачи образа, развивать умения пользоваться ножницами, клеем, копировальной бумагой, приучать к аккуратному выполнению работы |
— « — |
— « — |
|
||||||||||||||||||||||
IV щ 1кл «Е. Чарушин - писатель и художник» |
Искусствоведческие познавательные беседы на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, лепке и рисованию, а также по музыке |
||||||||||||||||||||||||||
ФЕВРАЛЬ |
Знакомство детей с творчеством Е. Чарушина (2 занятия) |
Познакомить ребят с биографией русского писателя, историей написания рассказов о животных, вызвать интерес к его творчеству и художественным произведениям для детей |
|
|
|
||||||||||||||||||||||
ФЕВРАЛЬ |
Чтение произведений Е. Чарушина (2 занятия) |
Учить детей вслушиваться в текст произведения, чувствовать красоту и юмор при описании жизни животных, испытывать чувство радости от этого, отвечать на вопросы по содержанию прочитанной книги |
Книги: «Большие и маленькие», «Птичье озеро», «Про Томку», «Моя первая зоология» |
Выразительное чтение, беседа, вопросы, рассказ |
Сохраняется • книжный уголок
|
||||||||||||||||||||||
МАРТ |
Пересказ произведений Е. Чарушина (2 занятия) |
Учить детей пересказывать тексты, используя иллюстрации художника и образные описания животных |
Иллюстрации Е. Чарушина к книгам о животных |
Вопросы, уточнения, примеры образных выражений писателя |
Побуждать ребят использовать образные выражения на занятиях и в повседневной жизни |
||||||||||||||||||||||
МАРТ |
Е. Чарушин - художник, изображающий животных (анималист) (2 занятия) |
Дать детям знания о художнике-анималисте, учить рассматривать иллюстрации и выделять выразительные средства, обратив внимание на красоту формы тела животных |
Иллюстрации Е. Чарушина к своим произведениям |
Беседа (о целостности в передаче образа: форма тела, движение, фактура меха), пояснения |
— « — |
||||||||||||||||||||||
АПРЕЛЬ |
Коллективная лепка: звери в зоопарке (2 занятия) |
Учить выбирать тему для лепки, передавать характерные особенности формы животных, их деталей и пропорций; лепить животных в движении, в состоянии покоя, чувствовать декоративность формы |
Глина, ангоба, стеки, кисти и т.п., иллюстрации, фарфоровые скульптурки животных |
Практические занятия, рассказ, уточнения, объяснения |
Заранее посетить выставку в изостудии детского сада |
||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
АПРЕЛЬ |
Рисование детьми иллюстраций к книгам Е. Чарушина (2 занятия) |
Учить дошкольников передавать в рисунках впечатления от прочитанных произведений, создавать образы разных животных, передавая характерные особенности их формы тела |
Разные материалы для рисования, бумага большого формата и т.д. |
Словесные и практические, сосредоточение их на выразительности выполняемых работ |
При условии, что ребята имеют хорошие навыки в области рисования, можно пред- ложить использовать тушь |
||||||||||||||||||||||
МАЙ |
Образы животных в творчестве композиторов (4 занятия) |
Учить детей вслушиваться в музыкальное произведение и слышать выразительные средства, используемые при передаче музыкальных образов животных |
Произведения из сборника О. Радыновой «Музыкальное развитие детей» |
Слуховая наглядность, выразительно- эмоциональное исполнение, беседа, пояснение |
До занятия познакомиться с пособием О. Радыновойвой |
||||||||||||||||||||||