Характеристика форм взаимодействия воспитателя с психологом
Содержание
1. Дайте характеристику формам взаимодействия воспитателя с психологом
2. Предложите психолого – педагогическую характеристику на воспитанника ДОУ
1. Дайте характеристику формам взаимодействия воспитателя с психологом
Взаимодействие с воспитателями: оказание содействия формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников; участие совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий; участие в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности школьной зрелости у старших дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года); оказание консультативной и практической помощи воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности; организация и проведение консультаций (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность; проведение консультирования воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей; осуществление психологического сопровождения образовательной деятельности воспитателя; оказание психологической профилактической помощи воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания; участие во внедрении и адаптации новых программ работы (мультимедийные технологии, икт-технологии); организация психопрофилактических мероприятий с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей) [1]; участие во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.); участие в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти, просвещение воспитателей по данной тематике. [3]
Взаимодействие с музыкальным руководителем: помощь в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для групп детей с нарушением речи); участие в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях; проведение совместных занятий со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка; организация психологического сопровождения детей раннего возраста на музыкальных занятиях; участие в организации и проведении театрализованных представлений; обеспечение психологической безопасности во время проведения массовых праздничных мероприятий [2].
Взаимодействие с воспитателем по физическому воспитанию и инструктором по физической культуре:
1. Участие в составлении программы психолого-педагогическогосопровождения по физическому развитию.
2. Формирование у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
3. Оказание помощи в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
4. Способствование развитию мелкомоторных и основных движений.
5. Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
6. Способствование формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.)
7. Организация психопрофилактических мероприятий с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).
2. Предложите психолого–педагогическую характеристику на воспитанника ДОУ
Психолого-педагогическая характеристика ребенка
Дата обследования «22.09.2019»
Ф.И. ребенка: Алина К.
Дата рождения 06.06.2013
Соматическое здоровье – часто болеет простудными заболеваниями, плохой аппетит, засыпает с трудом, сон неспокойный.
Анамнестические данные.
Данные о протекании беременности и родов – роды первые, отмечается состояние токсикоза в первом триместре беременности, фито плацентарная недостаточность на позднем сроке.
Вес и рост при рождении – 3000г, 52 см. Вид вскармливания ребенка до года – до 6 месяцев грудное вскармливание, после был введен прикорм.
Развитие ребенка в первые годы жизни.
Сон – спокойный, два раза в день, сменяется бодроствованием.
Аппетит – прикорм с 6 ти месячного возраста, прибавка хорошая, в норме.
Психомоторное развитие – соответствует возростным особенностям. Тяжелые соматические заболевания, травмы и пр.- отсутствуют.
Характеристика условий воспитания.
Воспитанием ребенка в семье занимаются мать, отец, бабушка. Бабушка проживает отдельно. Ребенок живет с сестрой в одной комнате, имеется отдельное спальное место.
Воспитанию и обучению ребёнка уделяется достаточное внимание: родители всегда интересуются успехами ребенка, родительские собрания посещают, участие в жизни группы принимают. В детский сад ребёнка приводят всегда опрятным, аккуратно одетым и ухоженным.
Контакт воспитателей с родителями (родственниками) установлен, обратная связь присутствует, конфликтных ситуаций нет.
Социокультурный статус семьи
Мать: Киреева Алена Игоревна, образование высшее, 12.03.1987 года рождения;
Отец: Киреев Алексей михайлович, образование средне – специальное, 01.09.1982 года рождения.
Состав семьи: полная, из 4 человек, сестре 3 года. Взаимоотношения с сестрой, по словам мамы, отличные.
Характер взаимоотношений в семье - уважительные отношения членов семьи к друг другу, не конфликтная семья. Тип воспитания семьи – демокртический.
Единство требований при воспитании ребенка соблюдаются. Возможности членов семьи и домашние условия для общего психического развития ребенка соответствуют требованиям для полноценного развития ребенка.
Данные о состоянии психофизиологического развития ребенка
Состояние представлений об окружающем (характер сведений о самом себе, понимание родственных связей, степень ориентировки в окружающем мире и точность доступных возрасту представлений о нем) ребенок плохо ориентируется в пространстве, необходимо неоднократное повторение одного и того же. Может назвать свое имя и имена ближайших родственников.
Уровень владения программным материалом, навыками и умениями по всем разделам обучения в детском саду ниже среднего. Игровая деятельность:
- не проявляет интерес к игрушкам, но любит собирать мозаику, катать
- коляску с куклой, рассматривать иллюстрации к книгам;
- в совместных играх принимает участие по просьбе воспитателя, выполняет второстепенную роль в коллективной игре, не стремится изменить содержание игры, в любой момент может выйти из игры, конфликтных ситуаций не наблюдалось, не умеет поддерживать игру.
Конструктивная и графическая деятельность: с помощью педагога умеет правильно собирать матрешку, пирамидку, складывает простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполняет постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др.), лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, вогнутость линий, изображение фигурок по образцу сформированы не до конца. Отношение к занятиям:
- не доводит дело до конечного результата,
- работает медленно и неравномерно.
Характеристика высших психических функций (оценивается студентом по соответствующим методикам)
Особенности восприятия (зрительного и слухового). Уровень зрительной ориентировки на свойства и качества предметов – на цвет, форму, величину, пространственные отношения, целостное восприятие предмета:
- знает и называет основные цвета,
- дифференцирует предметы по величине,
- называет геометрические формы (плоскостные и объемные),
- пространственные отношения сформированы,
- отмечено целостное восприятие предмета.
Уровень развития внимания (непроизвольного и произвольного) соответствует возрастным нормам.
Характеристика основных свойств внимания (объема, устойчивости, переключаемости, распределяемости) соответствует возрастным нормам.
Особенности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, элементов логического мышления – уровень развития элементов логического мышления:
- осуществляет классификацию предметов (изображений),
- отмечено понимание картин со скрытым смыслом, п
- онимает последовательность событий (серия сюжетных картин).
Уровень развития эмоционально-волевой сферы (оценивается студентом по соответствующим методикам)
Особенности проявления эмоций и чувств – эмоционален, активен, раним.
Преобладающий тип настроения (подавленное или радостное, устойчивое или неустойчивое, легко изменяющееся от незначительных причин) – радостное, неустойчивое, легко изменяющееся от незначительных причин.
Волевые качества (целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, слабость волевого напряжения и др.) – решительность, самостоятельность.
Особенности характера и поведения ребенка
Контактность (легко вступает в контакт и смущается в незнакомой обстановке) – легко вступает в контакт. Спокойный или беспокойный – спокойный.
Конфликтный в поведении, в процессе общения со сверстниками, взрослыми – бесконфликтный.
Добрый, ласковы – добрый. Аккуратный или неряшливый – аккуратный.
Развитие двигательных функций ребенка
Состояние общей и мелкой моторики соответствует возрастной норме. Характеристика ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и др. – соответствует возрастной норме. Тип ведущей руки – правша.
Развитие двигательных умений, связанных с самообслуживанием (завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц и пр.) – соответствует возрастной норме.
Состояние речи ребенка
Импрессивная сторона речи (понимание диалога, связной речи, предложений, грамматических категорий и форм) - пользуется развернутой фразой;
Экспрессивная сторона речи (общее звучание речи: внятность, темп, ритм, интонационная выразительность, особенности речевого дыхания и характеристика голоса; уровень развития связной речи, объем и типы употребляемых предложений, количественная и качественная характеристика активного словарного запаса, грамматическое оформление речи, особенности звукопроизношения) – недостаточная сформированность лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи; синтаксические конструкции фраз бедные.
Основные направления коррекционно-развивающей работы
1. Развитие эмоциональной устойчивости
2. Развитие внимания
3. Проведение консультаций с родителями
4. Составление программы коррекционно–логопедических занятий
Список литературы
- Алешина Ю. Индивидуальное и семейное консультирование. – М.: Класс, 2010.
- Глебова С. В. Детский сад – семья. Аспекты взаимодействия. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
- Зверева О.Л., Котова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методические пособие. – М.: Айрис – пресс, 2006.