Формирование общих речевых навыков в непосредственно образовательной деятельности
Задача воспитателя заключается в том, чтобы: воспитать умение внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, его направление; различать звуки речи в словах; отличать одни звуки от других, близких по акустическим и артикуляционным признакам; улавливать на слух тонкости звукового оформления языка; правильно пользоваться интонационными средствами выразительности; сравнивать свою речь с речью окружающих; контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание. Для решения этих задач целесообразным является использование специальных игр и упражнений: «Слуховые» игры; игры на развитие фонематического слуха.
Задача воспитателя состоит также в том, чтобы научить детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для этого можно проводить следующие упражнения с использованием раздаточного материала: «Понюхай цветок», «Сдуй снежинку», «Загони шарик в воротики», «Пускаем мыльные пузыри». Задачи воспитателей относительно развития голосового аппарата: развивать в играх и игровых упражнениях основные качества голоса – силу и высоту; приучать детей говорить без напряжения, умеренным голосом, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями. Упражнения на отработку темпа и ритма речи: чтение знакомых стихов под дирижирование рук Петрушки или с изменением темпа; подвижные и хороводные игры с текстом; повторение цепочек слогов с ударением на конкретном слоге; проговаривание чистоговорок. Упражнения на воспитание интонационной выразительности речи: произнесение различных фраз с интонацией радости, печали, досады и др.; выделение с помощью голоса отдельных слов в предложении; проведение конкурса чтецов; пересказ литературных произведений по лицам.
Пути работы над дикцией – игры на звукоподражание, проговаривание чистоговорок, разучивание и повторение скороговорок (сначала в умеренном темпе, а затем в ускоренном). Работа над общими речевыми навыками проводится индивидуально и с подгруппами детей в течение дня, включается в структуру занятий по звуковой культуре речи, в другие занятия.