Звуковая культура речи в детском саду
Звуковая культура речи – это нормативное произношение звуков родного языка, правильное четкое произношение слов, соответствующее орфоэпическим нормам, а также богатство и уместность использования средств интонационной выразительности речи. Овладение дошкольниками звуковой культурой речи как составляющей частью речевой культуры происходит в ходе общения с окружающими взрослыми и сверстниками в коллективной работе. Поэтому работу по воспитанию звуковой культуры речи необходимо систематически проводить в детском саду и закреплять в семье. Огромное воздействие на развитие и формирование высокой звуковой культуры речи у детей оказывает воспитатель. Современным педагогом дошкольного образования решаются следующие задачи:
- развитие у ребенка чистейшего, ясного произношения звучаний в словах, верного произношения слов в соответствии с общепризнанными нормами орфоэпии русского языка,
- развитие отчетливого произношения (оптимальной дикции),
- развитие выразительности детской речи.
Воспитание звуковой культуры речи дошкольников предполагает: развитие у ребенка верного звукового произношения слов; точного и отчетливого произношения текстов в согласовании с языковыми нормами и правилами; формирование голосового аппарата (умения регулировать звучность произнесения текстов и фразу у детей); формирование небольшого темпа речи; подготовка верного и правильного речевого дыхания; формирование навыков опытного применения интонационных средств выразительности (перемена в связи с содержанием высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и многое другое); формирование слухового внимания и речевого слуха.
Решение задачи воспитания звуковой культуры речи дошкольников решается: на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку; на музыкальных занятиях (прослушивание музыки, распевание, музыкально - ритмических движений); в рамках дополнительной работы вне занятий (различные забавы, процедуры в видеоигровой фигуре и др.) и др.
Для обучения звуковой культуре речи дошкольников используются разнообразные методы и методические приемы, которые можно применять как в детском саду, так и дома:
- нравоучительные забавы («Чей либо дом?» и др.),
- подвижные или хороводные игры с текстом («Лошади», «Каравай» и др.),
- дидактические рассказы с включением учебных заданий ребятам (воспроизводить слова с сложным звуком, изменять высоту голоса и т.п.),
- метод упражнений (заучивание и повтор знакомых скороговорок, игровых занятий «Подуем на пушинки» и др.).
Применяются различные способы, непосредственно влияющие на произносительную сторону ребенка: образец правильного произношения, выполнения задания, который предоставляет педагог; сжатое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата; утрированное артикуляции либо интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова); образное называние звука или звукосочетания; хоровые и персональные возобновления; совместная речь ребенка и педагога, а также отраженная речь; анализ ответа или действия и исправления; демонстрация игрушки или картинки и др.
Учитывая физиологических и психологических способностей ребенка задачи воспитания звуковой культуры речи в различных возрастных группах усложняются, распределяясь скачкообразно. Так в младшем дошкольном возрасте деятельность более ориентирована на развитие способностей верного произношения звуков, формирование речевого слуха; в старшем возрасте больше внимание уделяется выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.