Внеурочная деятельность у младших школьников
1. Формы организации внеурочной деятельности школьников (беседа, игра, кружок, экскурсия, проектная деятельность и др.).
Формы внеурочной деятельности: кружок, студия, секция, клуб, объединение, факультатив, научное общество, конференция, слет, игра, соревнование, турнир, встреча, концерт, спектакль, практика, экскурсия, культпоход, туристический поход, субботник, десант. Формы внеурочной деятельности по направлениям:
- Спортивно-оздоровительное – посещение спортивных секций; организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований; проведение бесед по охране здоровья; применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками; динамические паузы и прогулки в начальной школе; участие в спортивных соревнованиях; работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.
- Общекультурное – организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.
- Общеинтеллектуальное – предметные недели; библиотечные уроки; конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые; проектная деятельность; участие в научно-исследовательских конференциях; разработка проектов к урокам.
- Духовно-нравственное – встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея; выставки рисунков; оформление газет о боевой и трудовой славе россиян; тематические классные часы; подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница»; фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.
- Социальное – проведение субботников; работа на пришкольном участке; разведение комнатных растений и уход за ними; акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.
Формы внеурочной деятельности по видам: словесно-логические – основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей (беседы на различные темы, дискуссии, собрания, конференции, лекции), главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых, обсуждение проблемных вопросов; образно-художественные формы (концерты, спектакли, праздники, КТД) – главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание, главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции; трудовые формы внеурочной деятельности (работа на пришкольном участке, работа по оформлению и уборке кабинета, уход за комнатными растениями, организация дежурства на переменах и в школьной столовой, помощь школьному библиотекарю, трудовые десанты) – в современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда; игровые (досуговые) формы работы (совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, неделя театра, танца, вокала, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы, экскурсионные прогулки в парк, Экскурсионные поездки) – роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания; психологические формы (лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации, тренинги) – в формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии, эти формы требуют специальных знаний и умений.
2. Особенности организации проектной деятельности во внеурочной работе с младшими школьниками.
Первый компонент внеуцрочной проектной деятельности - работа над темой — это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент- работа над проектами — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т. е. продукта). Основные виды творческих работ — это поделки и мероприятия. Основные этапы внеурочной проектной деятельности?
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проектов.
4.Реализация проектов.
5. Презентация.
В начальной школе ребятам более доступны и понятны творческие и проекты. Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить экскурсии, прогулки-наблюдения и т.д. Дети с начальных классов приучаются к публичным выступлениям. С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не в русле учебного предмета.
3. Требования к организации внеурочной работы в начальной школе. Внеурочная деятельность должна:
- быть общественно-полезная, досуговая и осуществляется совместно с общественными институтами;
- включать учащихся в разностороннюю деятельность;
- формировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.