Вклад Е. И. Тихеевой в методику развития речи детей дошкольного возраста
Е.И. Тихеева о роли родного языка в развитии личности ребёнка
Развитие речи, обучение родному языку Тихеева рассматривала в связи с развитием личности ребенка. «Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка». Отсюда, по ее мнению, систематическое обучение речи должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду.
Теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляют следующие положения: развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира. Особого внимания требует развитие языка в связи с мышлением. Язык развивается наглядным, действенным путем. Развитие речи опирается на базу сенсорных представлений; речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей; речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самодеятельности детей в области языка; руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни; обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития дошкольников; развитие речи связано со всем педагогическим процессом детского сада.
Е.И. Тихеева определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду: развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, ее структурой.
Основные теоретические положения методики развития речи детей, разработанные Е.И. Тихеевой
Теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляют следующие положения:
- развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. Дети овладевают родным языком в процессе познания окружающего мира. Особого внимания требует развитие языка в связи с мышлением. Язык развивается наглядным, действенным путем. Развитие речи опирается на базу сенсорных представлений;
- речь детей развивается в социальной среде при условии расширения социальных связей, в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей;
- речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самодеятельности детей в области языка;
- руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни;
- обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития дошкольников;
- развитие речи связано со всем педагогически процессом детского сада.
Она называла ощущение и восприятие первой ступенькой в познании окружающего мира, на которую опирается развивающаяся речь детей. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств.
Разделы работы по развитию речи детей
Е.И. Тихеева придавала большое значение обучению родному языку в детском саду. Она подчеркивала, что систематическое обучение языку, методическое развитие речи должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. В детском саду, по мнению Тихеевой, должна быть создана специальная педагогическая и дидактическая обстановка для правильного и активного развития речи детей. Основа обучения речи и языку – план-программа, которая позволит педагогу последовательно и систематично проводить работу с детьми в каждой возрастной группе.
Развитие речи в первые годы жизни ребёнка
Проанализировав особенности развития речи детей первых трех лет жизни, Тихеева определила основные условия речевого развития маленьких детей:
- индивидуальный контакт младенцев с обслуживающим их взрослым;
- постепенно расширяющееся социальное речевое окружение;
- развитие слуха и речевого аппарата (эмоциональная поддержка речевых реакций детей, фон тишины, игры на развитие слухового восприятия);
- стимулирование активной речи детей за счет сопровождения речью всех действий;
- создание благоприятной обстановки для развития восприятия и накопления представлений детей (объекты природы, дидактически оборудованное помещение, образовательный игровой материал);
- планомерное руководство развитием наблюдательности детей, расширением их кругозора;
- грамотная, правильная речь воспитателя;
- использование игры как основного средства развития речи;
- поддержание у детей «радостного интереса к окружающему», чувства «ненарушаемой радости»;
- помнить, что маленький ребенок – это большой человек в будущем, способствовать развитию его задатков.
Список литературы
- Учебник В.И. Яшина, М.А. Алексеева « Теория и методика развития речи у детей - М.. 2015
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста, под ред. Ф.А. Сохина – М.. 2005
- Тихеева Е.И. Игры и занятия малых детей – М., 1965