Мониторинг сформированности количественных представлений у детей средней группы
Цель: выявить уровень сформированности количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста. Задачи:
- Подобрать и апробировать диагностический инструментарий.
- Провести диагностику уровня сформированности количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
- Проанализировать полученные результаты.
Для проведения мониторинга детей были использованы критерии, взятые из Программы воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С Комаровой, направленные на выявление уровней сформированности количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели формирования количественных представлений детей старшего дошкольного возраста
Критерии |
Показатели |
Количество и счет |
Умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного размера, цвета, формы). Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». Считать (отсчитывать) в пределах 10. Умение считать количество предметов на слух. |
Сравнение |
Уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы). Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого. |
Таблица 2
Уровни сформированности количественных представлений
Название уровня |
Характеристика |
Количество баллов |
Высокий |
Ребенок ориентируется в обстановке, определяет цель деятельности. Намечает ход выполнения задания. Умеет составлять множества, выделять части из целого, считать в пределах 5. Умеет сравнивать рядом стоящие числа, устанавливать какое число больше(меньше) другого. Умеет отличать порядковый счет от количественного, правильно называть порядковый числительный. Разделяет предметы на группы по определенному признаку. Не отвлекается, самостоятельно преодолевает трудности. Деятельность завершается качественным результатом. Допустил не более 1 ошибки и самостоятельно исправил ее. |
4 балла |
Средний |
Испытывает затруднения в составлении множества, счете в пределах 5, выделяет части из целого с помощью взрослого. Умеет сравнивать рядом стоящие числа, устанавливать какое число больше (меньше) другого. Умеет отличать порядковый счет от количественного, правильно называть порядковый числительный. Затрудняется разделить предметы на группы по определенному признаку. Допустил не более 2 ошибок (исправил с помощью взрослого). Достигает результата, но отличается неточностью, небрежностью исполнения. |
3 балла |
Низкий |
Не умеет составлять множества, выделять части из целого, считать в пределах 5. Умеет сравнивать рядом стоящие числа, устанавливать какое число больше (меньше) другого. Не ориентируется в порядковом значении числа, не умеет вести порядковый счет, не понимает отношений между смежными числами. Отсутствие знаний о составе чисел. Разделить предметы на группы по определенному признаку может только с помощью взрослого. Подготовку средств осуществляет несознательно, забывает большинство необходимых предметов. Не хочет преодолевать трудности, часто отвлекается. Результат отличается незавершенностью. |
2 балла |
Во время обследования велся протокол, в котором фиксировались: задание и уровень его выполнения, оказываемая ребенку помощь, возможности самостоятельного исправления ошибок, характер контакта со взрослым, отношение к выполнению заданий, уровень активности при выполнении заданий.
1) Этап восприятия неопределенной множественности формирования – понимание дошкольников грамматической формы единственного представлений и формирования множественного представлений числа количественных существительных.
2) Этап восприятия границ множества количественных – понимание дошкольников значения слов «много» и формирования «мало» (с ориентацией на количественных площадь занимаемого представлений предметной группой пространства).
3) Этап выделения отдельных элементов множества количественных – понимание дошкольников значения слов «много» и формирования «один».
4) Этап установления взаимно представлений однозначного представлений соответствия между элементами формирования двух множеств – владение дошкольников способами формирования наложения и формирования приложения, понимание дошкольников выражения «столько, сколько».
5) Этап сравнения множеств и формирования определения их равномощности формирования посредством попарного представленийсоотнесения их элементов – понимание дошкольников задачи формирования сравнения, самостоятельное дошкольников использование дошкольников способов наложения или формирования приложения, понимание дошкольников выражения «больше», «меньше», «поровну».
Максимальная сумма количественных баллов, которую может набрать ребенок, полностью выполнивший все дошкольников диагностические дошкольников задания, составляет 12 баллов.
Соответственно представлений были формирования определены уровни формирования сформированностиформирования количественных представлений у детей среднего представлений дошкольного представлений возраста:
- низкий уровень – от 0 до представлений 4 баллов,
- средний уровень – от 5 до представлений 8 баллов,
- высокий уровень – от 9 до представлений 12 баллов.
Данные, полученные дошкольников на количественных констатирующем этапе дошкольников эксперимента количественных представлены в Таблице дошкольников 3.
Таблица количественных 3
Уровни формирования сформированности формирования количественных представлений у детей среднего представлений дошкольного представлений возраста
Респонденты |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
Уровень |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
средний |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
низкий |
3 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
низкий |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
низкий |
5 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
средний |
6 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
низкий |
7 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
высокий |
8 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
средний |
9 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
средний |
10 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
средний |
Таким образом, у большинства количественных дошкольников отмечается недостаточность уровня сформированности формирования количественных представлений у детей среднего представлений дошкольного представлений возрасте, что характеризуется следующим: дети с трудом выделяют отдельные элементы множества и составляют целое из элементов, обозначая результаты в речи словами «один», «много» только с помощью воспитателя; затрудняются установить взаимно однозначное соответствие элементов двух множеств, используя способы наложения и приложения; не владеют умением сравнивать количество элементов двух множеств посредством наложения и приложения, выражать результаты сравнения в речи, используя слова «больше», «меньше», «поровну».
Все вышесказанное определяет необходимость разработки формирования серии формирования занятий непосредственной образовательной деятельности, направленных на количественных формирование дошкольников количественных представлений.
Содержание работы по формированию количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста
Цель: сформировать количественные представления у детей средней группы средствами дидактических игр и игровых упражнений.
В процессе дошкольников непосредственно представлений образовательной деятельности, воспитатель способствует развитию у детей средней группы умений и формирования способностей:
- оперировать, числами, выявлять простейшие дошкольников изменения и формирования зависимости формирования объектов по представленийвеличине;
- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить вычленять закономерности формирования чередования и формирования следования, оперировать в плане дошкольников представлений;
- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении формирования или формирования выдвижении формирования цели, в ходе дошкольников рассуждений, в выполнении формирования и формирования достижении формирования результата;
- рассказывать о представленийвыполняемом или формирования выполненном действии, разговаривать со представлений взрослыми, сверстниками формирования попредставлений поводу содержания игрового представлений (практического) действия.