МБДОУ Фировский детский сад "Родничок"
ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ (ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКА.
направления 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(фамилия, имя, отчество студента) |
Место прохождения практики: |
МБДОУ "Фировский детский сад Родничок" |
(полное наименование организации) |
Руководители практики: |
от Университета: |
(фамилия, имя, отчество) |
|
(ученая степень, ученое звание, должность) |
- Дневник практики:
Дата |
Краткое содержание работы, выполненное студентом, в соответствии с индивидуальным заданием |
1 день |
Ознакомление с инструкцией по технике безопасности и охране труда. |
2 день |
Ознакомление с законом РФ об образовании. |
3 день |
Изучение действий педагога в системе дошкольного образования в случае несчастного случая. |
4 день |
Изучение нормативной документации, регламентирующей деятельность, права и обязанности дошкольных образовательных учреждений, педагогов дошкольного образования, детей дошкольников и их законных представителей. |
5 день |
Изучение нормативной документации, регламентирующей деятельность, права и обязанности дошкольных образовательных учреждений, педагогов дошкольного образования, детей дошкольников и их законных представителей. |
6 день |
Изучение должностных инструкций воспитателя и педагога-психолога. |
7 день |
Выходной. |
8 день |
Знакомство с базой практики. Изучены основные сведения об организации, ее структуре, функциях, основных задачах. |
9 день |
Описан характер материалов об организации находящихся в открытом доступе. |
10 день |
Ознакомился с фото и видео материалами, отзывами. Изучены открытые педагогические материалы, дана им развернутая характеристика и анализ. |
11 день |
Изучен материал мегакампус по теме адаптации ребенка в дошкольном учреждении. |
12 день |
Определены факторы, влияющие на дезадаптацию ребенка (тревожность, трудности в учебных видах деятельности, проблемы во взаимодействии с воспитателем и т.п.) и что необходимо сделать сотрудникам ДОУ и родителям, чтобы дети успешно адаптировались в саду. |
13 день |
Предложен пошаговый план адаптации ребенка с описанием конкретных действий и мотивировок на каждом этапе. |
14 день |
Выходной. |
15 день |
Изучены в системе мегакампус актуальная педагогическая литература, сценарные и методические наработки для организации образовательного процесса. |
16 день |
Оформлен отчет о прохождении практики. |
Устав МБДОУ "Фировский детский сад Родничок"
I. Общие положения
1.1. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Фировский детский сад «Родничок» (далее - Учреждение) является муниципальной гражданской светской некоммерческой бюджетной дошкольной образовательной организацией.
Основным предметом (видом) деятельности Учреждения является реализация образовательных программ дошкольного образования (далее – образовательная программа), присмотр и уход за детьми.
1.2. Учредителем Учреждения является муниципальное образование «Фировский район».
1.3. Собственником имущества Учреждения является муниципальное образование "Фировский район».
1.4. Функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляет Администрация Фировского района в лице Отдела образования Администрации Фировского района (далее - Учредитель).
1.5. Функции и полномочия Собственника имущества Учреждения в установленном порядке осуществляет Администрация Фировского района (далее - Собственник), в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям Администрации Фировского района.
1.6. Организационно – правовая форма Учреждения – муниципальное бюджетное учреждение, тип Учреждения – бюджетное учреждение, тип образовательной организации – дошкольная образовательная организация.
1.7. Официальное полное наименование Учреждения – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Фировский детский сад «Родничок».
Официальное сокращенное наименование Учреждения – МБДОУ детский сад «Родничок».
1.8. Учреждение является юридическим лицом. Учреждение имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах казначейства, печать со своим наименованием, штампы, бланки, фирменную символику.
1.9. Учреждение от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, исполняет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде и арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.10. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Учреждением Собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением Собственником этого имущества или приобретенного Учреждением за счет выделенных собственником имущества Учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества Учреждения не несет ответственности по обязательствам Учреждения.
1.11. Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации, возникают у Учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
1.12. Место нахождения Учреждения: 172721, Тверская область, Фировский район, посёлок Фирово, улица Комсомольская, дом 6
Почтовый адрес Учреждения: 172721, Тверская область, Фировский район, посёлок Фирово, улица Комсомольская, дом 6
II. Предмет, цели и виды деятельности Образовательной организации
2.1. Предметом деятельности Образовательной организации является оказание услуг по реализации образовательной программы дошкольного образования и осуществление присмотра и ухода за воспитанниками в возрасте от 2 лет по достижении возраста 7 лет, но не позже достижения ими возраста 8 лет.
2.2. Основной целью деятельности, для которой создана Образовательная организация, является: - осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образовании.
2.3. Основными видами деятельности Образовательной организации являются:
- дошкольное образование;
- предоставление услуг по дневному уходу за детьми.
2.4. Иными видами деятельности Образовательной организации являются:
- образование дополнительное детей и взрослых;
- аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.
2.5. Образовательная организация вправе осуществлять образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам, реализация которых не является основной целью её деятельности.
2.6. Образовательная организация вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. При осуществлении приносящей доход деятельности Образовательная организация руководствуется законодательством Российской Федерации, Тульской области и муниципальными нормативными правовыми актами.
2.7. При зачислении воспитанника в Образовательную организацию между родителями (законными представителями) и Образовательной организацией в письменной форме заключается договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
2.8. Присмотр и уход за воспитанником в Образовательной организации осуществляется на платной основе. Учредитель Образовательной организации устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) за присмотр и уход (далее - родительская плата), и определяет ее размер.
2.9. Организация питания воспитанников и работников Образовательной организации возлагается на Образовательную организацию.
2.10. В Образовательной организации функционирует группы сокращённого дня (десятичасового пребывания).
2.11. Образовательная организация осуществляет образовательную деятельность на основании специального разрешения – лицензии на осуществление образовательной деятельности.
III. Виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и направленности
3.1. Образовательная деятельность в Образовательной организации осуществляется путем реализации образовательных программ дошкольного образования, которые определяют содержание и организацию образовательного процесса детей дошкольного возраста и направлены на: - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; - создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
3.2. Организация образовательного процесса в Образовательной организации осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования.
3.3. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
3.4. Образовательная организация реализует уровень общего образования (дошкольное образование) путём реализации следующих образовательных программ: - образовательной программы дошкольного образования; - адаптированной образовательной программы дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения речи;
3.5. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются Образовательной организацией самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ дошкольного образования.
3.6. В группах общеразвивающей направленности реализуется основная общеобразовательная программа.
3.7. В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения речи.
3.8. Дополнительные общеразвивающие программы различной направленности (естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой) реализуются при оказании дополнительных образовательных услуг воспитанникам Образовательной организации.
3.9. Образовательная деятельность в Образовательной организации осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
3.10. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами.
Структура и характеристика образовательной среды МБДОУ "Фировский детский сад Родничок"
Структура |
Характеристика |
1 раздел. Цели и задачи воспитания |
Цели: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Задачи: 1. Реализация основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС. 2. Совершенствование системы комплексно-тематического планирования образовательного процесса с учетом содержания образовательных областей согласно ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ. 3. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников через формирование у них представлений о здоровом образе жизни. 4. Создание условий для эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников. 5. Развитие готовности к обучению в школе, формирование компетентностей, обеспечивающих благоприятную адаптацию и успешное вхождение в новую социальную ситуацию. |
2 раздел. Программы и технологии используемые в целостном педагогическом процессе. |
В Программе «От рождения до школы» представлено также описание форм, способов, средств реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Содержание Программы «От рождения до школы» обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: —социально-коммуникативное развитие; —познавательное развитие; —речевое развитие; —художественно-эстетическое развитие; —физическое развитие. |
3 раздел. Формы организации педагогического процесса |
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. Фронтальнаяформа организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание.При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения. Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является организованная образовательная деятельность (ООД). |
4 раздел. Диагностические методики. |
«Вырежи фигуры», методика «Запоминаем и расставляем точки», «Заучивание десяти слов», |
5 раздел. Условия реализации программы. |
В ДОУ –выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности: ·предметно-игровая, ·трудовая, ·спортивная, ·продуктивная, ·общение, ·сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения. |
Работа с родителями. Работа с родителями строилась на принципах преемственности семьи и детского сада. Вовлечение родителей в деятельность детского сада помогало создавать атмосферу взаимной заинтересованности в воспитании и общении с детьми. В рамках просветительско-профилактической деятельности проведены: родительские собрания, тренинг, семинар-практикум, мастер-класс,консультации.
Групповые родительские собрания: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» (1 младшая группа), «Подготовимся к школе вместе» (подготовительная группа), «Как помочь ребёнку адаптироваться к условиям детского сада» (группа ранней социализации), «Игра в жизни ребёнка 2-3 лет» (1-я младшая группа), тренинг «Агрессивный ребёнок» (старшая группа), семинар – практикум «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» (подготовительная группа), мастер-класс «Помощь родителей на этапе подготовки детей к школе». (подготовительная группа)
Индивидуальные консультации: «Как помочь ребёнку в период адаптации?», «Что должен знать и уметь ребёнок данного возраста», «Как бороться с истерикой», «В чём заключается влияние пальцев рук на развитие речи?», «Как развивать интеллектуальные способности детей», «Ребёнок с синдромом гиперактивности», «Детские страхи», «Как повышать самооценку?», «Принципы общения с агрессивным ребёнком», «Психологические критерии готовности ребёнка 6-7 лет к обучению в школе», проблемы «детско-родительских» отношений, индивидуальные консультации по результатам диагностических обследований детей, составление и распространение памяток и рекомендаций.
В течение учебного года с родителями было проведено 50 консультаций. Причинами, побудившими родителей обратиться к специалисту, является недостаток знаний в воспитательном процессе и в нарушениях «детско-родительских» отношениях.
Для контроля за эффективностью взаимодействия педагогов с родителями было проведено анкетирование по проблеме удовлетворённости родителей деятельностью ДОУ в 2019-2020 учебном году. Результаты анкетирования показали:
- родителей полностью удовлетворяет работа сотрудников детского сада – 99%;
- оценивают работу детского сада очень высоко - 89%
Работа с воспитателями. С целью повышения психологической компетентности педагогов ДОУ, включающей ориентировку в закономерностях развития ребёнка, в вопросах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных новообразований использовала следующие методы: дискуссии, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, консультации, беседы. Выступление на педагогическом совете:
1. «Основные направления работы ДОУ на 2019-2020 учебный год» - социальный портрет семьи
2. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками» - деловая игра «Театральный ринг»
3. «Итоги работы коллектива МБДОУ за 2019-2020 учебный год» - результативность психологического сопровождения в ДОУ
Психологическая помощь педагогическому коллективу: дискуссии «Имидж детского сада», «Взаимодействие воспитателей с родителями»; семинар ДОУ «Использование в образовательном процессе средств театрализации» - практическая часть по психогимнастике «Теремок»; тренинг «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния».
Со всеми сотрудниками проводилась психопрофилактическая работа по снятию психического и эмоционального напряжения. Они посещали сенсорную комнату для сохранения своего здоровья и самораскрытия. Индивидуальные консультации:
1. «Как организовать педагогический процесс в период адаптации».
2. «Взаимодействие воспитателей с родителями».
3. «Тактика поведения педагога в ситуации служебного конфликта».
4. «Организация по проведению родительских собраний».
5. «Требования к проведению занятия».
6. «Театрализованная игра как средство эмоционального развития детей»
7. «Гиперактивные дети».
8. «Детская агрессивность».
9. «Проблема детского онанизма».
10. «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей».
11. Проблемы межличностных отношений в коллективе детей.
12. Методические консультации.
13. Встречи по личным вопросам.
В течение учебного года с педагогами было проведено 43 консультации. Чаще всего обращались воспитатели старшей и средней групп.
Самообразование: взаимодействие с психологами района, приобретение необходимой психологической литературы, изготовление методических пособий, дидактический и диагностический материал, наглядная информация для родителей и воспитателей, мультимедийные презентации.
Положительными моментами в работе было следующее: повышена эффективность в коррекции психосоматики, эмоционально-личностных нарушений с помощью песочной терапии и арт-терапии, при проведении групповых занятий у детей усвоились коммуникативые навыки, социальная адаптация.
С помощью занятий, направленных на развитие самосознания, у детей усилилась мотивация на собственную эмоциональную и поведенческую саморегуляцию. Среди психологов района по обмену опытом получила положительные отзывы, а также по проведению родительских собраний в ДОУ, на которых проходило живое общение в форме диалога и игр. Создала свой мини-сайт.
Педагогические условия, способствующие адаптации детей к ДОУ
Множество вопросов, связанных с адаптацией, остаются на стадии теоретических рассмотрений и сводятся к рекомендациям перед приходом малыша в ДОУ максимально перестроить домашний распорядок дня под распорядок дня детского сада. Значительную роль играет социальная адаптация детей, то есть действие и итог согласования персональных возможностей и состояния каждого ребенка с действительностью, адаптация его к изменившимся условиям, новой среде жизнедеятельности, системе взаимодействий в конкретных социально-психологических общностях, определения соответствия поведения установленным в них нормам и правилам. Трудности адаптации могут быть связаны:
- с недостаточным владением ребенком игровыми навыками в сочетании с отсутствием развитых способов положительного общения;
- излишней импульсивностью, подвижностью ребенка, препятствующими реализации адекватных способов сотрудничества;
- эгоистичным поведением малыша.
К параметрам определения социальной адаптации воспитанников причисляется изменение речевой активности ребенка при поступлении в ДОУ.
На этом этапе важную роль играют персональные индивидуальности ребенка в области коммуникации и его речевые умения и навыки. На основе речи и ее смысловой единицы - слова - формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С. Выготский. Дети с речевой патологией, как правило, имеют большие или меньшие трудности обучения и адаптации.
В работах Г.М. Ляминой, А. М. Леушиной, Е. И. Кавериной, раскрыт вопрос развития коммуникативных и речевых реакций на этапе адаптации ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Основные положения по проблеме изменения речевой деятельности воспитанников на адаптационном этапе изучаются в трудах Н.П. Жуковой, Н. М. Аксариной.
Множеством исследований выяснено, что на этапе адаптации замедляется пополнение активного словаря ребенка новыми словами, и только к концу первого месяца адаптации ребенок начинает употреблять в среднем десять-пятнадцать новых слов, словарь ребенка ежемесячно пополняется двадцатью-тридцатью новыми словами. По мере роста речевой активности ребенка повышается и его психическая активность, так как речь воздействует на перестройку психических процессов малыша, такие как: память, восприятие, мышление.
В свою очередь, ход овладения речью связан с развитием деятельности ребенка, с его восприятием и мышлением. На первичных уровнях овладения речью смысл, вкладываемый ребенком в слышимые и произносимые им слова, значительно разнится со смыслом, которым эти же слова обладают для взрослого человека. Следовательно, основной стороной умственного развития маленького человека считается то, что в период раннего детства происходит перемена значения слов.
Главными формами деятельности ребенка второго и третьего годов жизни считаются игра и действия с предметами, одновременно с которыми происходит развитие речи. Наполнение предметной деятельности расширяет пассивный и активный словарь малыша названиями предметов, их качеств, свойств, но только в случае, когда взрослый человек при взаимодействии с ребенком их произносит и привлекает малыша к повторению этих слов. В свете этого можно сделать вывод, что именно игра предоставляет большие возможности для развития речи, так как малыш обращается к игрушкам, предметам, действиям.
Трехлетние дети занимаются в основном играми - наблюдениями, играми-действиями или параллельными играми, такими как: игры со строительным материалом, игры в кукольном уголке, дидактические игры, фиксирующие понимания цвета, формы, величины, как доказывают наблюдения. Основное значение в организации игрового общения детей данного возраста со сверстниками принадлежит взрослому.
В период адаптации малыш в самостоятельной игре имеет главную роль. Сюжет игры может быть самый разный, в частности и тот, что применялся на втором году жизни ребенка, но при сохранении темы игры изменяются наполнение, метода сотрудничества взрослого и ребенка, возрастает активность и самостоятельность ребенка, его манипуляции с предметами начинают быть более разнообразными, а зачастую игра переходит в самостоятельную.
Выбирая содержание и прием управления речевой игрой и упражнениями нужно считаться с детским опытом, потому что малыши двух-трех лет уже больше знают, видят, что способствует становлению самостоятельных действий и инициативных проявлений, что, в свою очередь, содействует позитивной игровой мотивации: малыши с большим стремлением разговаривают и функционируют (кормят коровку или лошадку, беседуют с ними так, как это наблюдали в действительности).
Пример составления фразы воспитателем, в исследуемом возрасте, обладает существенным значением, так как фраза может быть более яркой с применением наречий, союзов. Дети двух-трех лет уже могут повторить образец элементарного рассказа - описания. Приемы действий с предметами (игрушками) педагог не только сам демонстрирует воспитанникам, но предлагает им самим представить, как, например, успокоить зайчика, что использовать, если нужно угостить куклу чаем и так далее.
Следовательно, одновременно с развитием речи у малышей формируются мыслительные процессы, налаживаются прямые связи (если покормить зайчика - он успокоится; для чаепития требуется нужная посуда и так далее).
Существенное значение в социальном и общем формировании ребенка раннего и младшего возраста имеют социальные условия и влияние взрослого на развитие речевой активности малыша, поэтому на этапе адаптации ребенка к детскому саду основные требования предъявляются к речи педагога и его навыкам выстраивать педагогические ситуации, способствующие решению задач возбуждения речевой активности, развитию речевых навыков и умений ребенка, которые предлагают следующее:
1. Формирование способностей повторять речевые и предметные действия взрослого, сопоставлять их и моделировать другие на основании воспринятых образцов.
2. Формирование у ребенка осмысления речи окружающих и накопление речевых возможностей, постоянное расширение словарного запаса, уточнение и закрепление смысла слов, распознавание грамматических видов.
Вышеназванные задачи непосредственно зависят друг от друга, причем пассивная речь превосходит в развитии активную речь и стимулирует ее развитие. Тенденции сопоставления пассивной речи с активной определяют изменения необходимости воспитанников в коммуникации с взрослыми и сверстниками в процессе перехода от стадии пассивной к стадии активной адаптации. Ребенок все чаще вникает в речевую коммуникацию с педагогом и сверстниками, приобретает навыки решения задач речевого общения. В двух-трех летнем возрасте ребенок начинает легче осознавать обращенную к нему речь окружающих и отвечать на нее, поэтому очень важно употреблять при формировании речи и мышления ребенка такой метод, как вопросы, которые должны быть довольно разными. В фактической работе часто применяются однотипные вопросы («Что?», «Кто?», «Какой?»), на которые ребенок с легкостью отвечает, как правило, одним словом. Для того, чтобы обучить ребенка выражаться посредством предложения, даже сложными, следует и задавать сложные вопросы, такие как: «По какой причине зайчик плачет?», «Для чего Петрушке нужен мяч?», либо, к примеру, поинтересоваться не только кто пришел в гости, но и откуда пришел, где живет (например, мишка), чем будем угощать его и так далее. Вопрос «чем?» весьма важен, потому, что нуждается в изменения формы слова (не просто «ест хлеб, морковку», а «угостим хлебом, морковкой»), на что нужно обратить внимание ребенка сразу с внедрением нового слова. Нужно мотивировать детей самостоятельно ставить вопросы, при взаимодействии друг с другом: «Поинтересуйся у Тани, какая кукла ей нравится, с кем она хочет играть (укладывать или купать куклу)» и так далее.
В трехлетнем возрасте ребенка шире применяются и такие подходы, как рассмотрение и сопоставление, которые становятся более продолжительными, обнаруживается больше примет, причем значительных, на базе которых составляются обобщающие принципы: сервиз чайный или столовый, животные домашние или дикие.
Нужно применять вариативные методы при моделировании речевых игр, так как это связано с поставленными целями и способностями воспитанников. Длительность речевых игр связана, обычно, с реакцией малышей, их интересом. Очень важно, чтобы каждый воспитанник ощутил себя персонажем игры, для чего требуется внимание, помощь, приветствие даже самых незначительных самостоятельных действий и речевой деятельности воспитанника со стороны взрослого. Ребенок не сразу усваивает задачу, а если усваивает, то ненадолго. Поэтому необходимо одну и ту же игру повторять. но с разным наглядным материалом. К. Л. Печора и Г. В. Пантюхина обозначили способы управления игрой.
1. Прежде всего, воспитатель обогащает их впечатления, например, в присутствии малышей он может погладить ленточки, полить цветы, пришить пуговицу. Организуя игру детей и руководя ею, воспитатель разыгрывает различные сюжеты: мишка заболел; кошка обожгла лапку - ее надо полечить; лиса унесла цыпленка в тот момент, когда Даша ушла из комнаты, чтобы принести ему воды.
2. Важно, чтобы методы руководства игрой постепенно усложнялись. Это может быть за счет подготовки ситуации для развития игры, которая в первом полугодии готовится воспитателем, а во втором - совместно с детьми либо дети это делают самостоятельно.
3. Создавая проблемные ситуации, воспитатель предлагает малышу не прямо решать задачу, а ставит вопрос так, чтобы он смог сам ее решить.
4. Важно, чтобы воспитатель давал правильную оценку действиям и поступкам ребенка. Если малыш хорошо справился с задачей, нужно его похвалит, показать другим детям, как хорошо у него получилось.
5. Необходимо следить за тем, чтобы правильно разрешались конфликты между детьми, возникающие в ходе игры. Обидчику воспитатель выражает свое порицание соответствующим тоном. Однако в работе с детьми данного возраста следует широко пользоваться методом отвлечения, переключения ребенка на другую деятельность.
Таким образом, для успешного проведения речевых игр в период адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению необходимо учитывать тематику игр, использовать разнообразные приемы и методы в ходе их проведения, требования к речи педагога. К концу периода адаптации дети, используя сформированные навыки речевого общения, должны уметь осознанно воспринимать речь взрослых, т. е. уметь вслушиваться в речь окружающих, правильно выполнять словесные инструкции, активно пользоваться звукоподражаниями. пользоваться в общении ситуативной речью - как по побуждению воспитателя, так и по собственной инициативе. Самым важным достижением является появление у детей активной речи, желания говорить, когда дети в общении начинают отвечать на вопросы воспитателя, по своей инициативе вступают в общение со взрослым и сверстниками.
Система речевых игр, направленных на развитие адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Оправданным считается предположение о том, что в случае организации комплексной реализации целей развития речи и взаимодействия воспитанников в период их адаптации к детскому саду, возможно, будет уменьшить продолжительность адаптации детей и поднять результативность деятельности в данной сфере.
Для того, чтобы добиться желаемой успешности на пути социального и интеллектуального развития воспитанников, в приоритетном порядке нужно формировать коммуникативные знания воспитанников, их умения выстраивать взаимодействия с людьми посредством языковых и неречевых возможностей.
«Пушинка». Нужно взять немного ваты, распушить ее так, чтобы при малейшем дуновении она бы летела. Проделайте это же с детьми с другим комочком ваты, после чего предложите детям подуть на «пушинку» самостоятельно, с силой выдыхая воздух через рот, ловя пушинку на лету и не позволяя упасть.
«Мыльные пузыри». Предложите малышам емкость с раствором для мыльных пузырей и покажите, как нужно делать их. Покажите малышам, как они летают, предложите побегать за пузырями и попытаться поймать их. Организуйте соревнование на то, чей пузырь будет дольше летать и не лопнет либо кто сможет выдуть большее число пузырей за один раз.
«Самолет». Нужно показать малышам летящий самолет в небе, игрушечный самолетик и изображенный на картинке. Покажите сами, как он летает: раскиньте руки в разные стороны, «рычите двигателями» и, издавая «ровный гул», пробежитесь. Предложите малышам сделать тоже самое и поиграйте с ними в «летящие самолетики».
«Я иду к вам в гости». Педагог, обращаясь к воспитанникам, произносит: «Хочу пойти в гости и возьму с собой подарки (……)».
Идет к группе ребят и заявляет: «Привет, я к вам в гости пришла, принесла вам подарки. Взгляните, что у меня есть.
(камушки, конфеты, фантики, игрушки, печенье и тому подобное).
Дети смотрят, разбирают подарки, играют (камешки стучат, из фантиков можно сделать бабочки, сложить гармошкой и так далее).
«Шли-шли, что-то нашли». Педагог, прохаживаясь по помещению, «случайно» находит различные предметы, подготовленные заранее, при этом говорит:
«Я гуляю и нахожу что-то интересное.
Приглашаю погулять со мной ( имена детей)
Идя впереди воспитанников, педагог приговаривает: «Мы идем-идем-идем-идем. Что такое мы найдем?» (достает посуду, зонтик, шарик и тому подобное). Находку можно разглядеть с ребятами и поиграть ей.
Разнообразные «находки» позволяют переключить воспитанников на разные занятия (рисование, конструирование, лепку)
«Загляните ко мне в окошко». В полдник, если по меню идут печенье, яблоки, конфеты, можно провести данную игру.
На стол помещается подобие окна со шторками и заявляется, что можно открыть это окошко, раздвинуть шторки и можно приглашать ребят посмотреть в него.
«Тому, кто заглянет дам вкусненькое яблочко, сладкое такое. Яблок здесь много всем хватит».
Дети заглядывают в окошко и получают яблоко и пожелание приятного аппетита. Так же в «окошко» можно предложить:
1.картинки для рассматривания,
2.игрушки - забавы,
3.раздать «секретики» (шарики, цветочки, звездочки и тому подобное)
«Прячем мишку». Педагог прячет любимую ребенком большую игрушку (к примеру, мешку) так, чтобы ее слегка было видно, произнося: "Куда делся медведь?", делает вид, что ищет его вместе с детьми. После того как ребенок найдет игрушку, педагог прячет ее снова, но так, чтобы найти было труднее. Когда мишка найден, прячется сам педагог, громко говоря "ку-ку!" После того, как малыш отыщет его, он переходит и опять прячется в новом месте. Затем воспитатель предлагает спрятаться воспитаннику.
Одним из направлений работы педагога-психолога в ДОУ является: «Сопровождение адаптационного процесса». Работа психолога ведётся со всеми участниками образовательного процесса. Это администрация ДОУ, воспитатели, дети и их родители. Вот сейчас мы про работу психолога с каждым из участников и поговорим.
Обсуждение вопроса адаптации с администрацией ДОУ. На этом этапе педагогу-психологу важно обсудить с заведующей ДОУ вопрос о том, как будет осуществляться приём детей в детский сад. Здесь важно обсудить следующие вопросы:
- Какое количество новых детей будет приходить в группу?
- В какие дни недели будет осуществляться приём в детский сад? (лучше всего это делать со вторника по четверг).
Также на этом этапе педагог-психолог может подготовить для заведующей следующие документы, которые она может предлагать родителям заполнить на этапе оформления документов при приёме в детский сад. Это могут быть:
- Согласие на психологическое сопровождение и проведение психологической диагностики.
- Анкета «Прогноз адаптации»
- Памятка «Алгоритм адаптации к ДОУ»
Работа с воспитателями адаптационных групп. Работа с воспитателями важное направление в работе психолога в адаптационный период. Здесь важно:
- помочь педагогам перестроиться на работу с детьми раннего возраста. Это понадобится в случае если педагоги ведут детей от раннего возраста до подготовительной группы. Здесь важно рассказать о том, что такое адаптация, как она протекает, дать общие рекомендации, подготовить картотеку рекомендуемых игр с детьми в адаптационный период.
- организовать психологическую поддержку в период адаптации. Это могут быть индивидуальные консультации, групповые психологические встречи.
- оказывать помощь педагогам в режимных моментах. Особенно сложным бывают сборы на прогулку и возвращение с неё.
Работа с родителями в период адаптации детей к детскому саду. На мой взгляд работа с родителями — это одно из самых важных направлений в работе педагога-психолога в период адаптации, так как от того как будут проявлять себя родители зависит на сколько быстро адаптируется ребёнок к детскому саду. В качестве форм работы с родителями можно использовать:
- Стендовую информацию, памятки, информационные листовки.
- Психологические встречи.
- Выступления на родительских собраниях.
- Анкетирование.
Более подробно хочу остановится на такой форме работы, как психологические встречи. Что они из себя представляют? Прежде всего — это встреча группы родителей с психологом ДОУ, где обсуждается вопрос адаптации детей к детскому саду. Такие встречи оптимально проводить один раз в неделю. По времени подойдёт первая половина дня, когда дети находятся в группе с воспитателем. Участие в психологических встречах позволяет родителям:
- отреагировать актуальные эмоции, чувства;
- снять напряжение;
- поделиться своим опытом (если такой был с первым ребёнком) и узнать об опыты других родителей.
Всё это позволит родителям более спокойно отнестись к адаптации, а как известно если спокойна мама, то и ребёнок спокоен.
Работа с детьми в период адаптации к ДОУ. Среди форм работы педагога-психолога с детьми можно выделить:
- наблюдение за адаптационным процессом (заполнение адаптационных карт). Можно это делать совместно с воспитателями во время тихого часа.
- организация игровых ситуаций в течение недели. Желательно, чтобы эта форма работы не сводилась к единоразовому посещению детей. Будет здорово если психолог в течение недели ежедневного будет заходить в группу к детям в период адаптации. Так дети быстрее привыкнут к нему и не успеют забыть.
- индивидуальная работа с детьми. Данная форма работы может проводиться, как в кабинете психолога (если ребёнок согласен пойти), так и в групповом помещении. Как правило в индивидуальной помощи нуждаются дети, которые по долгу не могут успокоиться. Тогда задача психолога переключить внимание ребёнка на любой вид деятельности. Для таких случаев я обычно всегда в кармане ношу с собой какие-нибудь мелкие игрушки. Здесь важно создать интерес и передать его своими эмоциями. Если это не помогает, то ищем другие способы отвлечь внимание. Иногда бывает достаточно взять ребёнка на руки, погладить и пожалеть.
Под адаптацией, обычно, подразумевается процесс внедрения субъекта в новые для него условия и приспособления к их среде, она считается активным процессом, ведущим или к положительным последствиям, или к отрицательным (стресс). В ходе этого определяются два главных принципа благополучной адаптации: внутренний комфорт (психическая удовлетворенность) и внешняя норма поведения (возможность легко и точно выполнять требования среды).
Важнейшее значение для благополучного протекания адаптационного периода имеет отношение педагогов к ребёнку, эмоциональная атмосфера в группе и детском учреждении в целом, детско-родительские отношения и взаимодействие педагогов с родителями.
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст]: практ. пособие / авт.- сост. Л. В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2015. – 236 с.
- Адаптация ребенка к условиям детского сада [Текст]: упр. процессом, диагностика, рекомендации / авт.-сост. Н. В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2015. – 188 с.
- Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста [Текст] / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. – 2015. – № 6. – С. 46-51.
- Аксарина, М. Н. Воспитание детей раннего возраста [Текст]: учебник / Н. М. Аксарина. – М.: Медицина, 2015. – 303 с.
- Божович, Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. Н. Божович. – СПб.: Питер, 2019. – 414 с.
- Васильева, Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] / Е. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 10. – С. 45-46.
- Вахнина, Н. Первый день в детском саду [Текст] / Н. Вахнина // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 7. – С. 13-18.
- Волошина, Л. Д. Современная воспитательная система детского сада [Текст] / Л. Д. Волошина, Л. И. Кокунько // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 3. – С. 12-17.
- Григорьева, А. Игра как способ адаптации детей дошкольного возраста [Текст] / А. Григорьева // Воспитание дошкольников. – 2016. – № 3. – С. 51-52.
- Гризик, Т. Участники адаптационного периода [Текст]: ребенок - родители - педагоги / Т. Гризик, В. Баева // Дошкол. воспитание. – 2018. – № 9. – С. 46-56.
- Давыдова, О. И. Адаптационные группы в ДОУ [Текст]: метод. пособие / О. И. Давыдова, А. А. Майер. – М.: Сфера, 2016. – 128 с.
- Доронова, Т. А. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы [Текст] / Т. А. Доронова // Обруч. – 2016. – № 5. – С. 32-34.
- Дорохина, Н. В детский сад идти пора [Текст] / Н. Дорохина // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 5. – С. 108-115.
- Ильина, И. С. Адаптация ребенка к детскому саду: общение, речь, эмоциональное развитие [Текст]: метод. пособие / И. С. Ильина. – Ярославль: Акад. развития, 2018. – 143 с.
- Казначеев, В. П. Современные аспекты адаптации [Текст]: монография / В. П. Казначеев. – М.: Наука, 2017. – 191 с.
- Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста [Текст] / В. Костина // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – С. 34-36.
- Лукина, Т. А. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей [Текст] / Т. А. Лукина // Ребенок в детском саду. – 2018. – № 3. – С. 46-49.
- Мельникова, Н. Адаптация малышей к детскому саду [Электронный ресурс] / Н. Мельникова // Дошкольное образование. – 2016. – № 5 (77). – URL: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200200503 (дата обращения: 11.05.2020).
- Остроухова, А. Успешная адаптация. Как ее «измерить»? [Текст] / А. Остроухова // Обруч. – 2018. – № 3. – С. 16-17.