Коррекционная педагогика в системе наук о человеке
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и задачи коррекционной педагогики
2. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими науками
3. Рекомендации воспитателю, в группе которого есть гиперактивный ребенок
1. Предмет и задачи коррекционной педагогики
Областью научных интересов коррекционной педагогики является своевременное эффективное выявление, предупреждение и преодоление недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, адекватная интеграция их в социальную среду. Недостаток, отклонение в развитии и поведении являются временной, переменной величиной в организации педагогического процесса с данной категорией детей и подростков, а, следовательно, поддаются изменению, коррекции.
Предметом исследования коррекционной педагогики является процесс обучения и воспитания детей и подростков с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, испытывающими временные адаптационные трудности и сложности в освоении образовательных программ. Для преодоления этих трудностей необходимы своевременное проведение диагностико-профилактической и коррекционно-педагогической работы, способствующей эффективному развитию и формированию личности данной категории детей и подростков в условиях функционирования общеобразовательной школы.
Исходя из сложившейся социально-педагогической ситуации, в которой оказываются дети с недостатками в развитии девиациями (девиация – отклонение) в поведении, коррекционная педагогика призвана помочь в решении следующих задач:
1. Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления.
2. Изучить историю становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми с недостатками в развитии и девиациями в поведении.
3. Выявить ведущие тенденции в профилактике и педагогической коррекции отклонений в развитии и поведении детей и подростков.
4. Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.
5. Провести анализ опыта коррекционно-развивающего образования детей с отклонениями в развитии и поведении в условиях массовой школы.
6. Определить организационно-педагогические основы функционирования классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.
7. Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в развитии и девиациями в поведении.
Коррекция – (от лат. correctio - исправление) – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.
Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта, в то же время коррекция может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка.
В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.
Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств, на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.
2. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими науками
Коррекционная педагогика как одна из отраслей педагогической науки тесно взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин. Коррекция, являясь составной частью единого педагогического процесса, опираясь на него, имеет самую тесную взаимосвязь с общей педагогикой, определяющей цели, содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения, разносторонне развитие личности ребенка. Вместе с тем, используя арсенал общей педагогики, ее категориальную систему, принципы, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса, передовой педагогический опыт, коррекционная педагогика вносит существенные поправки в методику и технологию применения педагогических знаний, в содержание обучения и воспитания детей и подростков в соответствии с природой и характером имеющихся у них отклонений в развитии и поведении, разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия на ребенка и социальную среду, его окружающую.
Построение коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками, организацию дифференцированного обучения и индивидуального воспитания невозможно осуществить, не зная природы недостатка в развитии ребенка, не выяснив и не изучив причины его отклонений в поведении. Одним словом, без знаний основ общей психологии человека трудно организовать эффективную коррекционную работу, тем более что результаты исследования закономерностей психического развития ребенка показывают, что они идентичны как для нормы, так и для патологии. Вместе с тем для детей с недостатками в развитии характерны такие особенности психики, которые не всегда можно встретить у нормальных детей: задержка общего психического развития, замедленность, слабость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, неполное (фрагментарное) восприятие окружающего мира и др.
Такое диалектическое единство общего и особенного, обыденного и необычного в психическом состоянии детей и подростков подводит нас к констатации взаимосвязи коррекционной педагогики и философии. кропотливая коррекционная работа, повседневное педагогическое воздействие на недостаток в психическом и физическом развитии приводят к проявлению философской закономерности перехода количества в качество, к уменьшению отклонения или компенсации физического недостатка за счет активизации деятельности здоровых органов или имеющих незначительное недоразвитие. В коррекционной педагогике послеживается тесная взаимосвязь с социальной педагогикой, предметом которой является исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития позитивной самореализации человека. Социология помогает в изучении закономерностей становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей.
Таким образом, видно довольно разностороннюю взаимосвязь коррекционной педагогики с философскими и социально-педагогическими науками, которая обуславливается и определяется теми задачами, которые призвана решать коррекционная педагогика. Кроме того, коррекционно-педагогическая деятельность будет тогда эффективной, когда она будет опираться на знания в области медицинских наук. С медицинской точки зрения базой для коррекционной педагогики может быть педиатрия, которая изучает здоровье ребенка и процессы его развития, физиологию, патологию, методы профилактики и лечения заболеваний, угрожающих его гармоничному развитию или представляющих опасность для жизни детского организма.
Психиатрия, изучающая вопросы этиологии, патогенеза, патоморфологии, диагностики, терапии и профилактики психических болезней, поможет коррекционной педагогике найти правильное направление, выбрать верное решение при работе с детьми и подростками, имеющими отклонения в психическом развитии. При коррекции и реабилитации нарушенных психических функций не обойтись без планомерных психических воздействий на человека, т.е. без психотерапии, которая выступает как комплекс психических воздействий на больного, направленных на повышение его сил в борьбе с болезнью, на создание охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию. Задача коррекционной педагогики состоит в том, чтобы дать общее представление, обозначить общий контур, представить ведущие направления и тенденции, присущие данной области научных знаний. При организации и проведении коррекционно-педагогической деятельности в значительной степени нужно опираться на общепедагогические принципы. Сначала остановимся на рассмотрении общепедагогических принципов, а затем определим группу коррекционно-педагогических принципов, создающих базу для педагогической коррекции отклоняющегося поведения и развития детей и подростков. Общепедагогические принципы
1. Принцип целенаправленности педагогического процесса.
2. Принцип целостности и системности педагогического процесса.
3. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.
4. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
5. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.
6. Принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе.
7. Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий
3. Рекомендации воспитателю, в группе которого есть гиперактивный ребенок
- Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами. На занятиях его лучше сажать перед собой.
- Говорить сдержанно, спокойно, мягко, медленно.
- Избегать повторения слов «нет» и «нельзя»
- Не давать многословных инструкций, после 10-ти слов ребенок воспитателя просто не услышит.
- Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
- Если дать ребенку какое-то новое задание, то хорошо бы показать, как его выполнять, или подкрепить рассказ рисунком.
- Направлять энергию ребенка в полезное русло (вымыть доску, полить цветы). На занятиях давать поручения раздать что-нибудь, в свободной деятельности мотивировать его на спокойные действия.
- Давать задания в соответствии с возможностями ребенка.
- Предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения.
- Большие задания разбивать на последовательные части. контролируя каждое.
- Использовать на занятиях элементы игры и соревнования.
- В совместной деятельности учить ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.
- Создавать ситуации успеха, в которых ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.
- В своих отношениях с ребенком поддерживать позитивную установку. Хвалить его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивать успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
- Поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
- Избегать завышенных или заниженных требований.
- Игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные.
- Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
- Помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
- Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
- Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).
- Задать неожиданный вопрос.
- При всем неуемном внимании к гиперактивному ребенку внешне относиться к нему так же, как и к остальным детям.
Список литературы
- Воронина И.И., Комарова С.Н. Инновации в коррекционной педагогике // Инновационная наука. 2018. №12. С. 150-152
- Калягин В.А., Овчинникова Т.С. О необходимости психотерапии в коррекционной педагогике // Современные проблемы специального и инклюзивного образования. – Санкт-Петербург. 2018. С. 9-13
- Котенёва Д. С., Зубкова Н. С. Тенденции становления и развития коррекционной работы в зарубежной и отечественной педагогике // Молодежный научный форум. – Москва. 2018. С. 29-33
- Мишина О.А., Агавелян О.К. Пути развития в становлении бессознательного в коррекционной психологии и педагогике // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. – Санкт-Петербург. 2018. С. 37-39