Игровые виды деятельности дошкольников
Полноценное усвоение содержания физического воспитания в образовательных учреждениях непосредственно связано с формированием познавательных действий, которые составляют специфические приемы физической самоориентировки, самовоспитания. Необходимость овладения такими приемами помимо удовлетворения ежедневной потребности в движениях диктуется усилением индивидуализированной подготовки обучаемых, расширением их возможностей для реализации интереса, склонностей и предпочтений к занятиям определенным видом физической активности. Немаловажно также, что приемы самотренировки позволяют эффективно решать индивидуально – практические задачи по коррекции физического состояния, оптимизации учебной деятельности и досуга.
Анализ научных работ показывает, что эффективным приемом формирования у детей функции физического воспитания является подвижна игра. Возрастные особенности детей четвертого года жизни:
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, не-сформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.
Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них), выполняемые в рамках правил. Сюжет, правила и двигательные действия составляют содержание подвижной игры. Содержанием игры обусловливается её форма, т.е. такая организация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели, удовлетворения самим процессом игры. Специфическими функциями физической культуры, являются только те, которые в полной мере свойственны лишь ей. Поэтому любой другой вид общей культуры не может заменить физическую культуру в ее специфических функциях. Таких специфических функций можно выделить три:
1 – функция физического воспитания;
2 – оздоровительно-рекреативная функция;
3 – соревновательно-достиженческая функция.
Функция физического воспитания. Физическое воспитание, представляет собой специально организованный процесс, сущностью которого является развитие двигательных способностей, обучение движениям, овладение физкультурными знаниями и формирование потребности в физкультурных занятиях. Игра реализуется в процессе следующих этапов: выбор игры, подготовка места для игры, объяснение игры, распределение на команды, выбор капитанов команд.
Подвижные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии ребенка.
Различные подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления.
Но для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать физиологические особенности детей различных возрастов; во многом успех игры зависит от выбора места ее проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, разделения на команды и выбора водящих.
Конспект проведения подвижной игры во 2-й младшей группе по сказке "Гуси-лебеди"
Цели:
- Развивать ловкость, быстроту реакции.
- Закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли.
- Согласовывать слова с игровыми действиями.
- Вызвать у детей эмоциональный отклик на участие в игровом занятии.
Предварительная работа: Чтение сказки «Гуси – лебеди», рассматривание иллюстраций, заучивание потешек.
Оборудование: маска «Лебедя» для воспитателя, нагрудные эмблемы «гусей-лебедей» - для детей, маска для пастуха, маска для волка
Правила игры: убегая, не дать себя поймать волку
Методика руководства игрой: Игру можно проводить с любым количеством детей. Нужно только следить за тем, чтобы дети не наталкивались друг на друга.
Содержание.
Структурная часть |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Вводная часть: |
Воспитатель: Дети, вы сказки любите? Сегодня мы с вами будем не ребятами, а сказочными героями.
По лужку гуляли, лапки поднимали. 1,2,3,4,5 на носках идем гулять. А теперь, гусятки, мы идем на пятках. 1,2,3,4,5 будем прыгать и скакать.
На полянку поспешим, друг за другом побежим.
|
/ да//дети кружатся, им надевают эмблемы, воспитатель – маску Лебедя/ Ходьба в колонне по одному. Ходьба с высоким подниманием колена.
Ходьба на носках Ходьба на пятках. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Бег по кругу. |
Основная часть: |
На одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной – стоит пастух. Сбоку – логово, в котором живет волк. Остальное – луг. (выбираются дети, исполняющие роли волка и пастуха, остальные – гуси). Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся. Пастух: Гуси, гуси! Гуси: Га-га-га! Пастух: Есть хотите? Гуси: Да-да-да! Пастух: Так летите. Гуси: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой! Пастух: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите! Гуси, расправив крылья, летят, а волк старается их поймать. |
Дети выполняют игровые правила |
Этап рефлексии |
После нескольких перебежек подсчитывается количество пойманных. Дети вам понравилась игра?До новых встреч. |
По желанию детей игра повторяется 2-3 раза. |