Игра на развитие навыков общения детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной группы
Вариант № 1
Текст задания: Организуйте и проведите игру на развитие навыков общения детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной группы.
Часть А. Продемонстрируйте игру (по выбору студента) на развитие навыков общения детей в условиях инклюзивной группы.
«Бабушка Маланья»
Цель: Развивать навыки общения, согласованность движений всех детей, единство в создании образа и настроения.
Дети стоят в кругу, выбирают Маланью. Водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные – его повторить. Затем можно переизбрать водящего.
На ребенка, изображающего «Маланью» можно надеть платочек, он становится в круг. Дети начинают петь веселую песенку, сопровождая ее выразительными движениями.
Слова: «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движения за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, с такой головой, с такой бородой (движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают брови руками, делают «круглые глаза», «большой» нос и уши, показывают усы и пр.)
Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки)
На нее глядели и делали вот так (Повторяют за ведущим любое смешное движение).
Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, предающими настроение. Движение должно повториться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
Часть Б. Дайте обоснование выбора методов и приемов в процессе проведения игры на развитие навыков общения детей в условиях инклюзивной группы. Укажите, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению данного вида деятельности.
Несмотря на то, что игра является привычным в нашем понимании явлением, неоднородность данного явления порождает сложности не только при попытках выработать единые основания для классификации игр, но и при желании дать максимально точное и исчерпывающее определение игры как таковой.
Тем не менее, принимая во внимание характер, формы, цели и особенности игровой деятельности, под игрой следует понимать особый вид непродуктивной, в прямом смысле этого слова, деятельности, различной по степени регламентации, в одних случаях, выстраиваемой в строго заданных извне рамках, в иных - наделяющей субъектов данной деятельности максимальной степенью свободы и имеющей, в контексте педагогической науки, целый ряд целей: от развлечения и снятия нагрузки – до выполнения воспитательных и обучающих задач, а также, формирования межличностных отношений.
Продолжая разговор о многообразии подходов к классификации форм игровой деятельности, следует отметить, что набор оснований для проведения классификации, в случае отдельно взятой теории, диктуется исходной концепцией, которой придерживается исследователь.
Так, например, Ф. Фребель первым среди педагогов предложил тезис об игре – как об особом средстве реализации воспитательного процесса. В основу классификации им был заложен принцип дифференцированного воздействия игрового процесса на развитие умственных способностей (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).
Присутствующее у ребенка в течение первых шести-семи лет жизни, стремление к осмыслению и отражению явлений окружающей действительности, находит свое удовлетворение в играх, которые, по своей сути и содержанию носят подражательный (имитационный) характер, а по характеру организации – являются самостоятельными; регламентация игрового процесса со стороны взрослых – отсутствует.
В более старшем, школьном возрасте, дети, наоборот, охотнее играют в специально созданные игры, в случае с которыми, игровой процесс регламентирован как по форме, так и по содержанию. Таким образом, П. Ф. Лесгафт делит детские игры на две группы: подражательные (имитационные) и подвижные (игры с правилами).
Отнесение П. Ф. Лесгафтом отдельной категории игр к определенному возрасту для современных педагогов может показаться несостоятельным и «оторванным» от современных реалий, когда регламентированные игры с правилами занимают одно из ключевых мест в педагогическом процессе, начиная с младших групп детского сада.
Но, следует помнить, что в годы, когда П. Ф. Лесгафтом, в его книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» была предложена приведенная выше классификация, положение было совсем иным. В России тех лет, количество детских садов было незначительным и дети до 8 лет как правило воспитывались в домашних условиях, в связи с чем, период подвижных игр зачастую начинался лишь в школьном возрасте [22].
Н. К. Крупская, в своих работах, при делении детских игр на группы, руководствуется тем же принципом, что и П. Ф. Лесгафт, но называет данные группы несколько иначе: игры, придуманные самим детьми и игры, придуманные взрослыми. Первые назывались Автором творческими, подчеркивая их ключевую особенность – самостоятельный характер. Данное название сохранилось в традиционной для дошкольной педагогики классификации игр. Другую группу, так же, как и у П. Ф. Лесгафта, составляют игры с правилами [22].
Современной отечественной педагогической наукой к категории творческих игр относятся сюжетно-ролевые, строительные и игры-драматизации. К кругу игр с правилами относятся дидактические и подвижные игры. Так называемые строительные игры помогают детям понять окружающий мир сооружений и механизмов, созданных руками человека.
Таким образом, предпосылки возникновения данной категории игр совпадают с предпосылками возникновения сюжетно-ролевых игр. Если в случае с сюжетно-ролевой игрой происходит моделирование сферы человеческих взаимоотношений, то в процессе строительной игры «отражается» сфера созидания, например, создания строительных 41 сооружений.
Строительная игра несет в себе определенную интеллектуальную задачу, требующую решения (как построить?), которую ребенок решает посредством определенных действий, при помощи имеющихся материалов. Расширение границ понимания детей в отношении предметов и явлений окружающего рукотворного мира, а также, развитие коммуникативных умений и технических навыков, ведет к появлению коллективных строительных игр.
Театрализованные, или игры-драматизации представляют собой одну из разновидностей творческих игр. В играх такого плана, дети выражают собственные эмоции и переживания, осваивают их в процессе игровой деятельности и при непосредственном контакте друг с другом. К классификации игр-драматизаций, в свою очередь, также существует несколько подходов. Некоторые из ученых относят игру-драматизацию к категории сюжетно-ролевых игр, но с оговоренными особенностями. Так, с точки зрения Д. В. Менджерицкой, игровой процесс данных игр представляет собой разыгрывание различных сказок и рассказов.
Таким образом, в игровом процессе происходит синтез восприятия того или иного произведения и сюжетно-ролевой игры. В пояснении Н. С. Карпинской, драматизировать – означает представить и разыграть в лицах литературное произведение, с сохранением изначальной последовательности эпизодов сюжета.
В игре-драматизации, как и в сюжетно-ролевой игре присутствуют сюжет, роли и действия исполнителей. Также, для нее характерно присутствие игровых предметов, масок, декораций, развернутой системы взаимоотношений между субъектами игрового процесса, сочетание реальных и ролевых отношений и действий, самоорганизация и самостоятельность детей.
В ходе игрового процесса, дети эмоционально проживают проблемные ситуации, изучают внутренний смысл поступков героев сюжета, происходит формирование воображаемого образа и оценочного отношения к персонажу. Структура подвижных игр включает в себя игровые действия, свод правил и материал, а зачастую, так же, роли и сюжет.
Правила, при проведении игр этой категории, сформулированы и известны до начала игрового процесса. С подчинением правилам связано развитие произвольных движений, например, когда необходимо сдержать побуждение (не убегать от «медведя» до заданного сигнала), затормозить действия (как, например, в игре «День и ночь»), или же изменить действия по сигналу ведущего, как, например, в игре «Море волнуется».
В играх-эстафетах, играх-соревнованиях старший дошкольник обучается придерживаться цели деятельности, осуществлять свои действия по инструкции взрослого наставника, держать под контролем свои действия и поведение. Отдельно следует выделить такой особый вид игровой деятельности – как дидактическую игру. Игры, относимые к данной категории, создаются целенаправленно и преследуют обучающие цели. Учебный процесс, в данном случае, строится на основе игровой и дидактической задач.
В процессе дидактической игры, дети не только приобретают новые знания, но, кроме этого, происходит обобщение и закрепление полученных знаний. У дошкольников активно развиваются процессы познания и способности, дети усваивают общественно-выработанные средства и способы умственной деятельности.
Результатом дидактической игры выступает решение игровой и дидактической задач. Наличие сюжета и роли в процессе дидактической игры не является обязательным.
В контексте темы представленной работы, не умаляя значимости иных форм влияния игрового процесса на развитие ребенка, необходимо сделать акцент на игровом процессе – как методе формирования межличностных отношений среди детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования.
Опыт отношений с другими членами человеческого общества зарождается и получает наиболее интенсивное развитие в детском возрасте. Этот опыт, по своей сути, является первым обширным опытом такого характера, появляющимся в жизни человека и то, каким он будет - не только становится своего рода фундаментом для последующего развития личности, но и, в существенной степени, может определять самосознание человека, отношение к миру, особенности и привычки поведения, а также, самочувствие в обществе.
Вопрос зарождения и становления межличностных отношений невероятно актуален и его важность сложно переоценить, поскольку множество деструктивных явлений среди молодого поколения, которые наблюдаются в последнее время (жестокость, отчужденность, агрессия) зачастую могут иметь истоки как раз в раннем дошкольном детстве.
В связи с тем, что игровой процесс для детей дошкольного возраста является наиболее естественным способом времяпрепровождения, сочетает в себе как развлекательную, так и воспитательную, обучающую составляющую, важно не упускать из вида игру – как инструмент, метод формирования навыков межличностного общения у детей. Поскольку, в процессах, выстраиваемых в ходе большинства игр дети, так или иначе, вынуждены выстраивать коммуникационные связи друг с другом, можно отметить, что практически любые игры влияют на формирование межличностных отношений среди сверстников.
В описанном контексте, что касается различий, следует говорить лишь о степени оказываемого влияния и значимости данного влияния в процессе развития ребенка.
Общение ребенка со сверстниками происходит в процессе игры. В игре дети утверждают свои деловые и волевые качества, с радостью переживают успехи и горько страдают в случае неудач. В процессе общения детей друг с другом появляются цели, которых непременно следует достигать. Этого требуют сами условия игры.
Обучение ребенка происходит благодаря включению в игру, сосредоточению на предметах, присутствующих в игровой ситуации, на сюжете разыгрываемых действий. Если эмоционально ребенок не готов или не желает быть внимательным к требованиям игровой ситуации, если не готов считаться с условиями игры, он изгоняется сверстниками.
Потребность в общении со сверстниками, в эмоциональном поощрении с их стороны, вынуждает ребенка к целенаправленному запоминанию и сосредоточению. Целенаправленность, способность к усилию воли - необходимые для развития личности качества. В это время закладывается опыт как игровых, так и реальных взаимоотношений в основу особого свойства мышления, которое будет позволять рассматривать ситуацию с позиции другого человека, предвидеть его возможное поведение и на этой основе выстраивать собственные действия. В данном случае, речь идет о рефлексивном мышлении.
В игре создаются возможности для контролирования осуществления коммуникативных связей, что положительно влияет на развитие рефлексии дошкольников. Воспитательная и развивающая ценность игр, объем формируемых навыков и опыта ребенка, безусловно, зависит от сложности сюжета, правил и условий игрового процесса, который, в свою очередь, не может не учитывать возраст участников.
Так, для детей 2-3-летнего возраста подходят первые игры-забавы и детские хороводы. Эти игры созданы по образцу народных, и несут в себе элементы фольклора и культуры народов. Малышей они привлекают тем, что отвечают их потребностям в движении и общении. Воспитателю же они помогают добиться симпатии и доверия со стороны детей.
Игры такого плана помогают ребенку стать открытым для личностных и деловых контактов со взрослым, а открытость, в свою очередь, становится важной предпосылкой для формирования личности ребенка. В процессе взросления детей, сложность игрового процесса, а соответственно, и объем, ценность приобретаемых навыков многократно возрастают, но не следует забывать, что основы закладываются на уровне самых простых сюжетов. Наибольшей степенью влияния на формирование навыков межличностного общения обладают сюжетно-ролевые игры.
В ходе игрового процесса прослеживается две нити отношений между сверстниками:
- игровые, определяемые правилами и сюжетом игры;
- реальные взаимоотношения детей, проявляемые по ходу игрового процесса.
Эти отношения являются своего рода основой детского общества, а игра, таким образом, становится формой организации жизни ребят. Сюжетно-ролевые игры являются основным видом игр детей дошкольного возраста. В процессе развития сюжета таких игр, дети постепенно переходят от простых, незамысловатых сценариев – к сложным, самостоятельно смоделированным сюжетам, впоследствии охватывающим, практически все сферы окружающей действительности.
В данном случае, в ходе игрового процесса, дети учатся играть не рядом, а вместе со сверстниками, начинают обходиться без большого количества атрибутов игры, учатся осваивать игровые правила, какими бы сложными они изначально не казались для самого ребенка. В процессе игры происходит формирование реальных организационных отношений, устанавливаются сложные ролевые связи.
Ребенок в игре выступает и артистом, самостоятельно сочиняющим слова и действия для своей роли, и зрителем, воспринимающим их, он же - и декоратор, поскольку рисует картины, создает костюмы, подбирает и творчески использует игрушки, природный материал, он и техники зобретатель - создает в игре новые конструкции машин, домов, мостов, новые модели платьев, изготовляет мебель. Безусловно, детское творчество в игре пока несовершенно, это лишь начальная форма той деятельности, из которой затем вырастет искусство.
Тем не менее, проявление творчества в процессе игры позволяет ребенку глубже понять окружающий его мир, дает некоторый жизненный опыт, вызывает потребность выражать его в своей деятельности.
Правила, соблюдение которых является обязательным в ходе игрового процесса, воспитывают умение детей контролировать собственное поведение, ограничивать импульсивные реакции, посредством чего становятся фактором, формирующим характер ребенка. В ходе совместного игрового процесса, сверстники получают навыки общения между собой, учатся принимать во внимание желания и действия других членов общества, аргументировать и защищать собственное мнение, а также, выстраивать и идти по пути реализации намеченных планов.
Выступая в различных ролях, ребенок на практике охватывает различные сферы человеческой деятельности, и развивая мыслительные способности, получает навыки, помогающие в дальнейшем учитывать мнение окружающих его людей. Игра выступает подлинной, в прямом смысле этого слова, социальной практикой каждого ребенка, его реальной жизнью в обществе окружающих детей.
Суть игры – как базового, основного вида деятельности детей дошкольного возраста, заключается в отражении детьми в ходе игровой деятельности различных сторон жизни, в том числе, взаимоотношений взрослых, в уточнении собственных представлений о большинстве явлений окружающей ребенка действительности.
Вопрос использования игры – как средства всестороннего развития ребенка, развития его положительных качеств и проведения процесса социализации – всегда является актуальным. Вопросы выстраивания отношений межличностного характера в ходе игрового процесса, находятся в центре внимания, начиная с первых лет развития науки о воспитании детей дошкольного возраста. Психологами и педагогами неоднократно отмечалась крайне высокая значимость игры для дошкольников. Сюжетно-ролевая игра в своем развитом виде представляет игру коллективного характера, однако, это не означает, что дети не могут играть по одному, присутствие развитого детского общества является наиболее благоприятным условиям для развития игр, относящихся к сюжетно-ролевым.
В ходе подготовки к проведению игр педагогу необходимо изучить учебно-методические материалы, подобрать игры, составить конспект игры, затем подобрать к ним атрибуты, подготовить предметно-развивающую среду. Возможно перед игрой рассматривание иллюстраций, проведение беседы, чтение стихов, проведение тематического рисования с детьми.