Анализ конспекта в старшей группе ДОУ
Вопросы для анализа ОД:
- Какова структура образовательных ситуаций?
Структура образовательной ситуации зависит от решаемых задач. Если образовательная ситуация проектируется в рамках одной образовательной области, ее структура соответствует данному виду деятельности. В том случае, если образовательная ситуация носит комплексный характер и включает задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании, ее структура определяет решение задач разных видов деятельности и является более сложной. Также, такой подход предполагает и смену видов деятельности детей (стоя, сидя на ковре, за столами и пр.). Такие ситуации способствуют поддержанию непроизвольного внимания детей, предупреждают утомляемость. Структура образовательной ситуации.
-Введение в ОС (сюрпризный момент, загадки и т.д.)
-Актуализация знаний
-Затруднение в ОС
-Открытие нового знания
-Включение нового знания в систему знаний
-Рефлексия. Итог.
В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу и обеспечивает принятие ее. В младших группах - то решается за счет использования игровых и проблемно-игровых ситуациях, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. В старшем дошкольном возрасте – перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи.
- Какой вид образовательных ситуаций представлен? Сделайте пояснение.
-практические. Реализовано знакомство дошкольников с посадкой луковичных растений (гладиолусов) при помощи составления и чтения схем
- Какое педагогическое сопровождение образовательных ситуаций вы можете назвать?
Педагогическое сопровождение процесса обучения обеспечивает активное участие всех детей в решении учебных задач. Умственная активность детей вызывается доступной им трудностью учебных задач, последовательностью их постановки, использованием задач проблемного характера, развитием учебно-познавательных умений, привлечение личного опыта детей, использование обследовательских и поисковых действий, заданий на сравнение, заданий творческого характера. Воспитатель направляет внимание детей на слушание друг друга, дополнение суждений, их уточнение и оценку. Все это обеспечивает участие каждого ребенка в решении учебных задач.
- Какова запись образовательных ситуаций, почему этот вид записи наиболее приемлем?
схемы
Критерии оценки:
- Подробная аргументация сделанных выводов в анализе конспекта ОС.
Спасибо.
Лекция «Формы организации обучения в ДО»
1 фаза «Вызов» (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
Обратите внимание на название темы урока и ответьте на вопросы:
-В чем актуальность данной темы для работников ДОУ?
-Почему?
2 фаза «Осмысление содержания (получение новой информации)
Повторение материала: (связь с наполнением портфолио)
Фронтальная беседа.
А.
1.В каких формах организуется процесс обучения детей дошкольного возраста? Что такое форма обучения?
Форма – это наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок.
Форма организации педагогического процесса – это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена педагогического процесса.
Формы включают в себя цели, содержание, средства и методы осуществления педагогического процесса. Играют интегрированную роль.
Классификация по времени отведенному для них:
- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности (трудовая, игровая, коммуникативная и т.д.),
- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов,
- Самостоятельная деятельность,
- Взаимодействие с семьей.
Для всех видов деятельности детей в ДОУ общим является их совместный характер.
Форма обучения - это способ организации деятельности обучаемых, определяющих количество и характер связей участников процесса обучения. Формы обучения бывают:
Индивидуальные – педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа)
Групповые - педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное здание самостоятельно.
Коллективные - совместное выполнение задания несколькими детьми.
Самостоятельная работа – самообучение ребенка в развивающей среде.
2.Чем форма обучения отличается от формы организации обучения? Форма организации обучения - ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся. Форма выполняет интегрирующую роль, так как включает в себя цели, содержание, методы, средства обучения.
С 1953 и до 2010 основной формой организации обучения детей в детском саду - было занятие. Наряду с занятием в качестве формы обучения использовалась экскурсия. Для занятия был характерен ряд признаков:
- на занятии идет освоение детьми содержания по одному из разделов программы обучения;
- занятия проводятся одновременно со всеми детьми группы;
- воспитатель выполняет на занятии руководящую функцию.
3. В каких формах организуется обучение детей в детском саду? В соответствии с ФГОС обучение детей дошкольного возраста осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, двигательную, художественно-творческую. В свете ФГОС ДО термина «занятие» сохраняется только по отношению к музыкальным занятиям и физкультурным. В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть, как материальными (рассказ, рисунок, коллаж, поделка и т.д.), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. В образовательной ситуации происходит освоение содержания обучения и способов учебной деятельности.
Таблица. Характеристика образовательных ситуаций в организованной образовательной деятельности.
Параметры для характеристики |
Образовательные ситуации в организованной образовательной деятельности |
Направленность на решение образовательных задач
Продолжительность в течение дня
Форма образовательной ситуации Позиция педагога Позиция ребенка |
Освоение новых способов деятельности, обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение. 15 мин – млад. гр 10 образовательных ситуаций 20 мин – ср.гр. 11 образовательных ситуаций Старшая гр. - 25мин., 13 образовательных ситуаций Подготовительная гр.- 30 мин. 15 образовательных ситуаций Фронтальная и подгрупповая
Передача социального опыта Активность направлена на освоение социального опыта. |
Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач одного из видов деятельности (например, игровой). В этом случае происходит развитие умений, необходимых для успешного осуществления конкретного вида деятельности. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Комплексный подход к построению к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада.
Образовательные используются в организованной деятельности – требуют формирование у детей новых умений в разных видах деятельности. Могут включаться в режимные моменты – направлены на закрепление у детей имеющихся знаний и умений и применение их в новых условиях. Образовательные ситуации могут запускать самостоятельную деятельность детей – через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения.
Образовательные ситуации в процессе организованной образовательной деятельности - решают задачи по формированию у детей новых умений в разных видах деятельности, обобщение знание по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.
Образовательные ситуации в режимных моментах – направлены на закрепление знаний и умений, применение их в новых условиях, проявление ребенком активности и самостоятельности.
Образовательные ситуации в самостоятельной деятельности - требуют постановки проблемы и самостоятельного решения ее(экспериментирование, исследовательская деятельность, продуктивное творчество)
В каждой образовательной ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск ее решения, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность.
В процессе проектирования и организации образовательных ситуаций происходит интеграция содержания разных образовательных областей, установление их взаимосвязи и взаимодополнения.
Образовательная ситуация должна включать рефлексию тех средств и способов, с помощью которых была решена поставленная задача.
Рефлексия – это оценка своей деятельности и ее результата в деятельности.
Дошкольное детство определяет ведущее место игровых образовательных ситуаций.
Младший дошкольник – преобладание игровых ситуаций.
Старший дошкольник – реально-практические образовательные ситуации и условно-вербальные.
- Какова структура образовательной ситуации в процессе организованной образовательной деятельности?
Структура образовательной ситуации зависит от решаемых задач. Если образовательная ситуация проектируется в рамках одной образовательной области, ее структура соответствует данному виду деятельности.
В том случае, если образовательная ситуация носит комплексный характер и включает задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании, ее структура определяет решение задач разных видов деятельности и является более сложной. Также, такой подход предполагает и смену видов деятельности детей (стоя, сидя на ковре, за столами и пр.). Такие ситуации способствуют поддержанию непроизвольного внимания детей, предупреждают утомляемость.
- Структура образовательной ситуации.
-Введение в ОС (сюрпризный момент, загадки и т.д.)
-Актуализация знаний
-Затруднение в ОС
-Открытие нового знания
-Включение нового знания в систему знаний
-Рефлексия. Итог.
В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу и обеспечивает принятие ее. В младших группах - то решается за счет использования игровых и проблемно-игровых ситуациях, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. В старшем дошкольном возрасте – перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи.
- Что такое педагогическое сопровождение процесса обучения? Как воспитатель сопровождает обучение детей в образовательной ситуации?
Педагогическое сопровождение процесса обучения обеспечивает активное участие всех детей в решении учебных задач. Умственная активность детей вызывается доступной им трудностью учебных задач, последовательностью их постановки, использованием задач проблемного характера, развитием учебно-познавательных умений, привлечение личного опыта детей, использование обследовательских и поисковых действий, заданий на сравнение, заданий творческого характера. Воспитатель направляет внимание детей на слушание друг друга, дополнение суждений, их уточнение и оценку. Все это обеспечивает участие каждого ребенка в решении учебных задач.
- Чем завершается образовательная ситуация? Завершение образовательной ситуации требует подведение итогов, оценки детских достижений. В младших группах завершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, в старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отельных детей, привлекает их самих к оценке, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.
Таким образом, соотношение игровых и практических ситуаций зависит от возраста детей и решаемой педагогической задачи.
Виды образовательных ситуаций:
-
- игровые образовательные ситуации,
- реально-практические,
- условно-вербальные.
Конспект образовательной ситуации в старшей группе ДОУ
Тема: «Мир удивительных цветов».
Цель: знакомство дошкольников с посадкой луковичных растений (гладиолусов) при помощи составления и чтения схем.
Задачи.
Образовательные:
- Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений,
- Закреплять представления об экологических связях в природе: зависимость живой природы от неживой.
Развивающие:
- Развивать мыслительные умения: анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливая причинно-следственные связи.
- Развивать память и речь.
- Содействовать развитию качеств личности: наблюдательность, отзывчивость, самостоятельность, трудолюбие.
Воспитательные: содействовать формированию экологической культуры детей; создавать условия для: развития бережного отношения к природе, проявления самостоятельности в трудовой деятельности (труд в природе).
Словарная работа: почва, луковицы, гладиолусы, корешки, вершки, лунка, питание.
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические, информационные, проблемные.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: карточки с изображением солнца, воды, почвы, воздуха; карточки с изображением пустого горшочка, горшочка с землёй, луковицы гладиолусов, совка для создания углубления в земле, горшочек с землёй и посаженной луковицей растения, лейка с водой.
Раздаточный материал: горшочки, совочки, лейки с водой по количеству детей; луковицы гладиолуса по количеству детей; ёмкость с большим количеством земли; фартуки на каждого ребёнка.
Оборудование: магнитная доска: размер; столы; клеенка для покрытия стола; стулья по количеству детей; костюм для Феи Цветов; сказочный цветок «Цветик-Семицветик»;
Необходимые материалы: письмо Феи Цветов; аудиозаписи: В.Дашкевич, сл. Ю. Ким «Приходите в гости к нам» из к/ф «Там, на неведомых дорожках» (без слов); П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»; Заставка-картинка «Цветочный город» для проецирования на экране.
Предварительная работа: чтение сказки В.П. Катаева «Цветик - Семицветик», прослушивание музыкального произведения П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», рассматривание картинок, иллюстраций, открыток с цветущими растениями, дидактические игры «Мы помощники растениям», «Ухаживаем за растениями», наблюдения на прогулке за растениями.
Ход ОС:
- Введение в ситуацию. Дети входят в групповую комнату.
-Ребята, подойдите ко мне!
- Сегодня в наш детский сад пришло загадочное письмо!
Педагог читает письмо. «Дорогие ребята! Я очень прошу Вас помочь мне в одном очень трудном, но полезном деле. Осень давно вступила в свои права, на улице холодно, выпал снег. Чтобы и зимой Вы смогли радоваться красивым цветам, мне нужно их посадить, а я не успеваю справиться с этим важным делом. Надеюсь, Вы мне поможете!
Я живу в Цветочном городе. Я жду Вас! Фея Цветов».
- Вы хотите помочь Фее Цветов?
- Кто же такая Фея цветов? (Волшебница.), (Сказочница.)
- Ребята, а вы любите цветы?!
- Как Вы думаете, мы сможем ей помочь?
- Что надо для этого сделать? (Надо всем вместе посадить цветы.)
- Как же нам попасть к Фее Цветов? (С помощью волшебных слов.), (С помощью волшебных предметов: ковёр-самолёт, волшебная палочка, волшебный цветок, дудочка.).
(Как в сказках перемещались герои? С помощью чего?)
- У нас в группе, в уголке природы, есть волшебное растение Цветик-Семицветик. Он нам сможет помочь попасть к Фее Цветов?
- Думаю нам пора спешить на помощь к Фее Цветов! Как мы можем использовать возможности Цветика-Семицветика?
(Давайте возьмём один лепесток, произнесём волшебные слова и перенесёмся в Цветочный город.)
Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в цветочном городе».
- Актуализация знаний. На экране появляется картинка - заставка цветочного города. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
- Что мы видим в цветочном городе? (Цветы.)
- Какие цветы вы знаете?
- Без чего цветы не могут расти? (Цветам нужна почва.), (Почва, в которой находятся корни, обеспечивает цветы питательными веществами.)
- Выбери, ….. (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок берёт карточку с изображением горшочка с почвой и прикрепляет на доску.
- Без чего цветы не могут расти? (Без воды.), (Вода поит растения, умывает их.)
- Выбери, ….. (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок берёт карточку с изображением воды и прикрепляет на доску.
- Без чего цветы не могут расти?
(Без солнца. Солнце согревает растения, даёт им тепло.)
- Возьми, …. (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок берёт карточку с изображением солнца и прикрепляет на доску.
- Без чего цветы ещё не могут расти? (Цветам нужен воздух.), (Воздух нужен всем живым для дыхания!)
- Возьми, …. (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок берёт карточку с изображением воздуха и прикрепляет на доску.
- Цветам нужен уход, без любви к ним, они плохо растут и сохнут.
3. Затруднение в ситуации. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
- Слышите, кто-то идёт. Пойду, посмотрю! Только тихо!
Воспитатель выходит и надевает наряд Феи Цветов. Возвращается.
- Здравствуйте, ребята! Я Фея Цветов. Для чего вы пришли в мой город? (Мы пришли Вам помочь посадить цветы.).
- Вы знаете, как сажать цветы? (Нет.).
Почему вы не знаете? (Мы не умеем).
- У кого нам спросить, как сажать цветы?
(взрослые, книга, Интернет)
4. Открытие нового знания
- Я Вам, предлагаю прочитать схему
- Что необходимо для посадки? (Почва).
- Куда мы должны насыпать почву?! (В цветочный горшочек).
Работа со схемой (почва, цветочный горшок, цветочный горшок с землей, луковица, лунка в горшке, лейка с водой)
- Как вы думаете, что мы будем делать дальше?
(Насыплем почвы.)
- Я у меня есть луковицы гладиолусов. Давайте их рассмотрим! Где корешки, где вершки?
- Как мы будем сажать луковицу гладиолуса: корешками или вершками? (Корешками.)
- Что нужно сделать, чтобы луковице было удобно находиться в земле.
(Надо сделать углубление.), (Совком разрыть ямку.)
- Молодцы. Такая ямка, называется лунка.
- Что же будем делать дальше? (Засыплем землёй.)
- Вы всё сделали, чтобы наши цветы росли? (Не всё.)
- Что еще нужно сделать! (Полить.)
- Что произойдёт, если не полить растение? (Погибнет.)
- Почему? (Нужна вода!), (Это их питание.), (От воды они растут.)
Посадка растений в горшки.
5. Включение нового знания в систему знаний
- Сейчас мы подойдём к столу и приступим к работе! Наденем фартуки. У каждого из Вас есть всё необходимое для посадки луковиц. Приступайте к работе.
Дети приступают к посадке растений. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов». Воспитатель корректирует деятельность детей, обращая их внимание на схему посадки растений на доске.
- Молодцы! Вы всё сделали согласно схеме.
- Что ещё нужно растениям? (Тепло.) (Солнышко.)
- Давайте все вместе поставим горшочки с посаженными луковицами гладиолуса на подоконник.
Дети вместе с Феей Цветов ставят горшочки на подоконник.
- Вы мне очень помогли! Нам пора прощаться. Всего доброго!
Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов». Фея уходит (снимает наряд). Возвращается, как воспитатель.
- Ребята, нам надо возвращаться в детский сад! Как нам возвратиться? (оторвать лепесток у сказочного Цветика-Семицветика и произнести волшебные слова).
Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят волшебные слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в детском саду, в нашей группе», отрывают лепесток и возвращаются в группу.
6. Итог. Рефлексия.
- Ребята, где мы сегодня были? (В Цветочном городе.).
- Для чего мы туда отправились? (Для того, чтобы помочь Фее с посадкой луковиц гладиолуса).
- Что нам помогло справиться с посадкой луковиц? (Мы составили схему, на которую можно было смотреть и видеть, как правильно сажать растения.)
- Почему у вас всё получилось? (Потому что мы научились составлять и читать схему.)
- Вы действительно сегодня были дружные и вместе составили, и прочитали схему посадки цветов.
- Попрощайтесь с нашими гостями, и спросите у них: понравилась ли им наша схема посадки цветов?
- Дети общаются с взрослыми-слушателями и прощаются.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».