Анализ и оценка уровня сформированности учебной деятельности дошкольников
- Выделите показатели развития учебной деятельности и дайте их обоснование
Показатели сформированности учебной деятельности (Г.И.Вергелес)
Целенаправленность характеризует меру доступности разграничения учебной задачи и задачи конкретно-практической, видения специфики учебной деятельности; степень самостоятельности в определении цели учебной деятельности; умение не только определять цель, но и действовать в соответствии с поставленной целью; способность целенаправленно осуществлять каждый из этапов процесса решения учебной задачи. |
Осознанность фиксирует осознание способов действий, этапов решения учебной задачи как нечто особенное, отличное от результатов этих действий, усвоение последних выступает как особая цель; определяется степенью осознанности каждого из этапов решения учебной задачи, мотивов учебной деятельности, ее структуры, результата и т.д.; свидетельствует совпадение правильного фактического выполнения учебных действий и верной их словесной формулировки. |
Обобщенность –это возможность школьников решать задачи в условиях близкого и далекого переноса, устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи операционного характера, видеть общее в осуществлении учебной деятельности, строящейся как на материале одного учебного предмета, так и на различном предметном содержании. |
Плановость характеризует соответствие структуры осуществляемой деятельности поставленной цели, возможность предварительного определения структуры деятельности до ее выполнения, предвосхищение результата, полнота операций, степень их оптимальной последовательности. |
Устойчивость характеризует постоянство качественных характеристик осуществления деятельности как в аналогичных условиях, так и в условиях близкого и далекого переноса, проявления различных компонентов структуры учебной деятельности, длительность сохранения уровня ее сформированности. |
Самостоятельность фиксирует чувствительность к помощи, оказываемой на разных этапах решения учебной задачи, в определении цели, выполнении отдельных компонентов учебной деятельности, деятельности в целом, практическом выполнении и словесной формулировке осуществляемых действий, операций; возможность самостоятельного решения заданий творческого характера. |
Отношение к учебной деятельности фиксирует стремление по собственному желанию выполнять учебную деятельность, разнообразие вариантов ее оригинальности подхода к решению предлагаемых задач, предпочтение творческих задач стандартным, желание как можно больше узнать, как можно большему научиться, осознание мотивов выполнения конкретного задания, устойчивость отношений. |
- Выделите направления, по которым считаете необходимым работать в первую очередь чтобы обеспечить успешное формирование учебной деятельности детей
Учебная деятельность - деятельность, направленная на мыслительное развитие человека и на приобретение им новых знаний, умений, навыков или их изменения в ходе специально организованного и целенаправленного обучения.
Обучающая программа дошкольника должна реализовывать два требования:
1) должна приближать ребенка к обучению, предполагаемому школьной программой, то есть расширять его кругозор, готовность к предметному обучению;
2) быть программой самого ребенка, то есть отвечать его интересам и потребностям.
Учебная деятельность возможна лишь при наличии у дошкольников общих способов действий, которые позволяют решать практические и познавательные задачи, выделять новые связи и отношения. По мнению А. П. Усовой, к ним относятся:
1) умение слушать и слышать воспитателя, работать по его указанию;
2) способность отделять свои действия от действий других детей;
3) контроль за своими действиями и словами и др.
Таким образом, в дошкольном детстве идет подготовка ребенка к учебной деятельности, которая станет ведущей в младшем школьном возрасте.
- Наметьте систему работы по развитию учебной деятельности детей. Чрезвычайно важной является мотивированность к учебной деятельности. поэтому существенное влияние на эффективность обучения оказывает уровень развития познавательных интересов ребенка. Можно выделить некоторые условия, способствующие возникновению познавательного интереса:
1) учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок имел возможность активно действовать, участвовать в самостоятельном поиске и «открытии» новых знаний;
2) учебная деятельность должна быть разнообразной;
3) новый материал должна опираться на то, что было ранее усвоено детьми;
4) необходимо, чтобы ребенок понимал необходимость и важность осваиваемых знаний, умений, навыков в собственной жизнедеятельности;
5) учебные задания не должны быть слишком легкими или слишком трудными. Одни должны быть сложными, но посильными;
6) необходима положительная оценка успехов детей;
7) учебный материал должен быть ярким и вызывать эмоциональный отклик у ребят.