Анализ и оценка уровня самостоятельной художественной деятельности
Целью диагностической программы является выявление уровня развития самостоятельной художественной деятельности у детей среднего дошкольного возраста.
С этой целью были выявлены основные критерии развития самостоятельной художественной деятельности, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии развития самостоятельной художественной деятельности
Критерии творчества |
|
Беглость |
количество идей, возникающих в единицу времени |
Оригинальность |
способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых |
Гибкость |
способность продуцировать разнообразные идеи |
Восприимчивость |
чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую |
Метафоричность |
готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое |
Удовлетворенность |
способность усовершенствовать объект, добавляя детали |
Используемая методика:
-
-
-
- Методика «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко).
-
-
Средний Кор по группе – 2,
Отсюда:
Высокий уровень – Кор = 4 и выше,
Средний уровень – Кор = 1-3,
Низкий уровень – Кор = 0.
Дети с высоким уровнем развития самостоятельной художественной деятельности – 1 чел. – 7% группы.
Ребенок с высоким уровнем развития воображения (Дима Г.) использовал заданные фигуры качественно по-новому. Фигуры были включены как один из второстепенных элементов для создания образа, воображения (круг является кнопкой на настольной лампе, которая стоит на письменном столе, треугольник – кнопка на пульте управления телевизором, квадрат – глаз робота).
Дети со средним уровнем развития самостоятельной художественной деятельности – 11 чел. – 73% группы.
Дети со средним уровнем развития воображения изображали отдельный объект, но с разнообразными деталями; изображая отдельный объект, дети могли включать его в какой-нибудь воображаемый сюжет или изображали несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
Дети с низким уровнем развития самостоятельной художественной деятельности – 3 чел. – 20% группы.
Дети (Кристина К., Данила К., Карина Б.) не принимали
задачу на построение образа воображения с использованием данных элементов. Они не дорисовывали фигуры, а рисовали рядом что-то свое (свободное фантазирование). В других случаях эти дети дорисовывали фигуры на карточке так, что получалось изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
На рисунке 1 схематично представлено количество детей экспериментальной группы с низким, средним и высоким уровнем развития самостоятельной художественной деятельности.
Рис. 1. Результаты обследования самостоятельной художественной деятельности детей по методике «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко)
Вывод: результаты обследования самостоятельной художественной деятельности детей на констатирующем этапе эксперимента свидетельствуют о преобладании детей со средним уровнем развития самостоятельной художественной деятельности, что является возрастной нормой, также выявлены дети с высоким и низким уровнями развития самостоятельной художественной деятельности.
Развитие в детях качеств творческой личности - одна из важнейших задач современного ДОУ Реализация задач по развитию фантазии, воображение и творческих способностей дошкольников находится в центре внимания реализации ФГОС в образовательной области художественно – эстетическое. Как показывает практика, очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей, учитывая потенциал нового поколения, недостаточно для развития творческих способностей, чтобы выразить свои фантазии. Между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Новые подходы в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке, позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы (пластилинографии), которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.