Анализ Федерального государственного стандарта дошкольного образования
В дневнике прохождения практики должны быть отражены следующие разделы
Знакомство с базой практики
1. Общие сведения об образовательной организации
Название образовательной организации
Адрес
Характеристика организации
Цель
Режим работы
Кадровый состав
Структура управления образовательной организацией
Нормативно-правовые документы, определяющие деятельность общеобразовательной организации.
Знакомство с ОО, беседа с начальником Центра развития современных компетенций детей и методистами, экскурсия по Центру. В беседе с начальником Центра развития современных компетенций детей и методистами выясните специфику условий работы Центра, основные направление работы; получите сведения о комплектовании групп, материальных условиях их размещения.
Знакомство с документацией Центра: рабочими программами по образовательным областям.
Знакомство с педагогами и детьми возрастной группы; наблюдение за организацией педагогического процесса.
Знакомство с документацией Центра: рабочими программами по образовательным областям.
2. Анализ Федерального государственного стандарта дошкольного образования
В анализе должно быть отражено:
- Структура ФГОС ДО (разделы, подразделы);
Разделы |
Содержание |
|
Целевой |
2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы |
Пояснительная записка должна раскрывать: - цели и задачи реализации Программы; - принципы и подходы к формированию Программы; - значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учётом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) |
Содержательный |
2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей |
Содержательный раздел Программы должен включать: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; б) способы и направления поддержки детской инициативы; в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: – специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; – выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; – сложившиеся традиции Организации или Группы. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно |
Организационный |
2.11.3. Устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы |
Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы |
Дополнительный |
2.13. Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления |
В краткой презентации Программы должны быть указаны: 1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей; 2) используемые Примерные программы; 3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей |
2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.6 Стандарта). В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.
2. Требования к образовательным программам ДО:
Структура образовательной Программы дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", включает в себя требования к:
- структуре образовательной Программы дошкольного образования и ее объему;
- условиям реализации образовательной Программы дошкольного образования и
- результатам освоения образовательной Программы дошкольного образования.
Требования ФГОС ДО к структуре образовательной Программы дошкольного образования. Образовательная Программы дошкольного образования определяет: содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Образовательная Программы дошкольного образования обеспечивает: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, определенных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Структурные подразделения (группы) в одной образовательной организации дошкольного образования: могут реализовывать разные образовательные Программы дошкольного образования. Образовательная Программы дошкольного образования формируется как программа: психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования - объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Образовательная Программы дошкольного образования направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития,
- развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Образовательная Программы дошкольного образования разрабатывается и утверждается: образовательной организацией дошкольного образования самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО и с учетом Примерных программ дошкольного образования.
При разработке образовательной Программы дошкольного образования образовательная организация дошкольного образования определяет:
- продолжительность пребывания детей в образовательной организации дошкольного образования,
- режим работы образовательной организации дошкольного образования в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности,
- предельную наполняемость групп в образовательной организации дошкольного образования.
Образовательная организация дошкольного образования может разрабатывать и реализовывать в группах образовательной организации дошкольного образования различные образовательные Программы дошкольного образования с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе:
- групп кратковременного пребывания детей,
- групп полного и продленного дня,
- групп круглосуточного пребывания,
- групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет,
- в том числе разновозрастных групп.
Образовательная Программа дошкольного образования может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в образовательной организации дошкольного образования.
При круглосуточном пребывании детей в группе реализация образовательной Программы дошкольного образования осуществляется не более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорий детей.
Содержание образовательной Программы дошкольного образования: должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие детей образовательной Программы дошкольного образования направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая:
- моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации дошкольного образования;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие образовательной Программы дошкольного образования предполагает:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие образовательной Программы дошкольного образования включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие образовательной Программы дошкольного образования предполагает:
-развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
-становление эстетического отношения к окружающему миру;
-формирование элементарных представлений о видах искусства;
-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
-стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие образовательной Программы дошкольного образования включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
-двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
-способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
-становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
-становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Конкретное содержание указанных образовательных областей образовательной Программы дошкольного образования зависит:
-от возрастных и индивидуальных особенностей детей,
-определяется целями и задачами образовательной Программы дошкольного образования и
-может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).
Содержание образовательной Программы дошкольного образования должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
-предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
-характер взаимодействия со взрослыми;
-характер взаимодействия с другими детьми;
-система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Образовательная Программа дошкольного образования состоит: из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть образовательной Программы дошкольного образования предполагает: комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях ФГОС ДО. В части образовательной Программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений: должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений образовательные Программы дошкольного образования, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
Планируемые результаты освоения образовательной Программы дошкольного образования:
- конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также
- особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
3. Анализ образовательных программ детей дошкольного возраста
Анализ должен включать следующие сведения
Общее оформление программы:
- титульный лист,
- паспорт программы,
- рецензия,
- эстетичность,
- структура программы.
Общая характеристика программы:
- актуальность, цель, задачи,
- содержание программы,
- условия реализации,
- методики и технологии обучения и воспитания,
- предполагаемы результаты.
4. Аналитическая справка об организации психолого-педагогической развивающей среды в группах дошкольного возраста
Знакомство с требованиями к организации психолого-педагогической развивающей среды в группах дошкольного возраста с учётом ФГОС ДО
При анализе развивающей среды, сделайте вывод о том, насколько учитываются интересы ребёнка и его психологическое здоровье, реализуются ли в ней принципы построения развивающей среды.
5. Изучение специфики организации образовательной и воспитательной работы педагогов ДОУ
Задание 1. Изучение и анализ педагогического процесса в ДОУ
Видео просмотр проведения развивающих, физкультурных и музыкальных занятий, в ходе которого, следует обратить внимание на структурные компоненты занятия; методы активизации интереса детей; организацию самостоятельной деятельности детей.
Наблюдение за проведением прогулки, в ходе которого, следует обратить внимание на организацию игровой, познавательной, трудовой деятельности детей.
Результаты наблюдения фиксируются в записях дневника практики.
План-схема наблюдений за педагогическим процессом
- Правильность планирования.
- Организация предметной среды.
- Соответствие выполняемой работы календарному плану.
- Эффективность выбора приемов и методов воспитания и обучения.
- Уровень практических навыков детей.
- Приемы и методы развития речевой и творческой активности детей, оценка речи воспитателя.
- Уровень речевых навыков детей.
- Приемы индивидуальной работы с детьми.
- Уровень развития самостоятельности и творческой активности детей.
10.Длительность наблюдаемого процесса в целом и его частей.
11.Рациональность проведения данного вида деятельности в течение дня,
12.Приемы и методы нравственного воспитания.
!3.Уровень сформированности нравственных качеств детей.
14.Формы и методы работы воспитателя с другими специалистами (музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию и др).
15. Выполнение программы по разделу за определенный период времени.
Задание 2. Изучение специфики организации режимных моментов в возрастной группе детского сада
Знакомство с режимом дня в данной возрастной группе.
Наблюдение за организацией и проведением режимных моментов, в ходе которого, следует обратить внимание на методы и приемы, используемые воспитателем с целью формирования у детей КГН и культуры поведения.
Составление картотеки литературных произведений для использования их при проведении режимных моментов.
Примерная схема анализа режимных процессов
- Режимный процесс (приём детей, сон, подъем после сна, питание, умывание, раздевание, закаливание, утренняя гимнастика и т.д.)
- Условия для организации процесса (окружающая обстановка, единство требований)
- Методика проведения (использование показа, разъяснения, приучения, упражнения, игровых методов, дидактических игр, художественной литературы, контроля, требований, оценки, опоры на активность, учёт индивидуальных особенностей и т.д.)
- Приёмы, создающие положительное отношение к режимным процессам, переход от одного к другому, соблюдение гигиенических требований и др.
- Использование режимных моментов для решения воспитательных задач (воспитание активности и самостоятельности, взаимопомощи, культуры поведения, бережного отношения к вещам, ответственности и т.п.)
- Отражение работы в документации воспитателя (планирование содержания и методов работы с группой и отдельными детьми, фиксация недостатков, работа с родителями, закрепление навыков самостоятельной деятельности).
Подберите пословицы, поговорки, песенки, прибаутки для использования их при проведении режимных процессов с детьми различных возрастных групп.
Задание 3. Изучение хронометража рабочего времени воспитателя, младшего воспитателя
Познакомьтесь с функциональными обязанностями воспитателя, младшего воспитателя. Обратите внимание на культуру внешнего вида воспитателя и помощника воспитателя.
Понаблюдайте за работой воспитателя и помощника воспитателя, распределением обязанностей между ними. Сделайте хронометраж участия воспитателя и помощника воспитателя в организации и проведении режимных процессов и самостоятельной деятельности детей. Хронометраж ведется по следующей схеме:
Время |
Режимный процесс |
Деятельность воспитателя |
Деятельность помощника воспитателя |
Деятельность детей
|
|
|
|
|
|
- Проанализируйте содержание работы воспитателя в первую и вторую половину дня.
- Проанализируйте, как и в чём проявляется сотрудничество между воспитателем и помощником воспитателя.
- Дайте заключение, какая из функций реализуется воспитателем наиболее успешно.
6. Анализ занятий в группе детей дошкольного возраста
Анализ просмотренных занятий проводится по следующей схеме.
Примерная схема анализа занятия
- Общие сведения об учебном занятии: вид, время проведения, тема, цель, задачи.
- Санитарно-гигиенические условия; подготовленность оборудования, необходимого для детей и воспитателя, его качество; психологическая подготовка детей к занятию, мотивирование учебной деятельности, создание эмоционального фона. Организация начала занятия. Приемы переключения внимания детей и его концентрации на учебной работе.
- Тип и структура занятия, форма проведения, соответствие цели и задачам. Рациональное использование времени.
- Содержание занятия, соответствие программе, уровню развития детей. Какие знания, умения и навыки формируются. Информационная насыщенность занятия. Полнота и последовательность ознакомления детей с материалом. Научный уровень материала, его изложение, связь с жизнью.
- .Оптимальность выбора методов и приемов работы на каждом этапе занятия. Насколько выбранные методы обеспечивают сознательность и прочность усвоения знания. Содействие познавательной самостоятельности и активному мышлению детей. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
- Стимулирование познавательной деятельности детей. Приемы управления вниманием детей. Стимулирование положительного отношения к учебной деятельности. Методика содержательной оценки знаний, результатов продуктивной деятельности детей.
7. Воспитание детей в процессе занятия. Какие качества личности формируются. Какие приемы и средства воздействия используются, их эффективность. Меры, обеспечивающие высокую работоспособность детей.
7. Конспект воспитательного мероприятия для детей дошкольного возраста
В конспекте должно быть отражены:
-цель
- задачи
- необходимое оборудование
- возрастная категория участников
- подробное описание хода мероприятия