Адаптация иностранных студентов
Сегодня обучение иностранных студентов является не просто вопросом престижа, а обязательным элементом работы любого российского вуза. С каждым годом увеличивается число иностранных студентов в российских вузах, что, в свою очередь, приводит к росту вопросов, связанных с их адаптацией и участию в этом процессе российских студентов. Проблемы успешного включения иностранных студентов в процесс обучения кроются в социальной адаптации студентов и в их взаимодействии внутри своей учебной группы. Социальная адаптация – это вид взаимодействия личности или группы с социальной средой. Часть специалистов называют этот процесс социокультурной адаптацией.
Процесс социальной адаптации иностранного студента происходит на трёх уровнях:
- общества (макросреда). Студент сталкивается с новой этнокультурой, чьи обычаи, культура, система ценностей могут быть диаметрально противоположными их родной.
- социальной группы (микросреда). Прибывая в Россию для получения высшего образования, студент должен приспособиться сразу к двум новым социальным группам. Во-первых, он должен перестроиться на русскую систему образования, привыкнуть к новому профессорско-преподавательскому и управленческому составу. Во-вторых, в своей новой учебной группе студент вынужден взаимодействовать с несколькими культурами, помимо русской.
- внутриличностная адаптация. Цель этого уровня адаптации – достижение студентом гармонии, сбалансированности внутренней позиции и её самооценки с позиции других индивидуумов.
Социальная адаптация происходит в четыре этапа: внешняя переориентация: на этом этапе студент узнаёт систему норм и ценностей, доминирующих в российском обществе, отказывается признавать их и действует по нормам и ценностям своей родной культуры; неприятие: и индивид, и коллектив признают эталоны поведения друг друга, но не меняют своих прежних позиций; аккомодация – более глубокий этап адаптации. Индивид признает систему ценностных ориентаций и взглядов среды, вместе с тем и коллектив признает и оценивает определенные принципы, взгляды индивида; принятие студентом новых ценностных ориентаций и взглядов, полная перестройка психологии и поведения будет завершающим этапом социальной адаптации;
Что мешает успешной адаптации студента в российской культуре и его взаимодействии со своими одногруппниками? Первая причина кроется в том, что чаще всего приезжают на учёбу в Россию вчерашние школьники. Это ещё незрелые, не до конца сформировавшиеся личности. Многие из студентов оказываются не готовы к происходящим переменам в их жизни. Вторая причина – конфликты между студентами, как между представителями двух культур.
Третья причина – межличностные конфликты. Но помимо этого у студентов есть проблемы во вхождении в русскую культуру. Их контакт с ней в естественной среде крайне мал. Во время обучения на подготовительном факультете, чаще всего единственный представитель русской культуры, с которым они могут взаимодействовать – это их преподаватель. Переходя в факультеты по своим группам, они лишаются и этой возможности: преподаватель минимально обращает внимание на студента-иностранца, считая, что тот ничего не понимает. С этим отношением студент сталкивается ещё во время обучения на подготовительном факультете – когда начинает обучаться предметам, необходимым для поступления в университет.
Русские студенты охотно помогают своим иностранным одногруппникам подключиться к учебному процессу, помогают справиться с трудностями. Но, к сожалению, всегда остаётся риск, что группа будет состоять из безынициативных людей, и студенты-иностранцы останутся предоставлены сами себе.