Жизнь древних славян
Тема урока: "Жизнь древних славян"
Класс: 4
Предмет: окружающий мир
Автор УМК: А.А.Плешаков
Тип урока: урок открытия нового знания, урок-исследование.
Цель: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян, быте,внешнем виде и верованиях славян.
Задачи.
Образовательные:
-сформировать у учащихся представление о жизни древних славян; познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, устную речь, умение работать с картой;
-расширять словарный запас учащихся;
-охранять и укреплять физическое и психическое здоровье учащегося;
-создавать ситуацию успеха для каждого ученика;
Воспитывающие:
- прививать интерес к истории Отечества, к традициям русского народа;
-повышать мотивацию детей к познанию окружающего мира.
Формирование познавательных УУД: ученик научится или получит возможность научиться: самостоятельно формулировать познавательную цель, решать проблемы поискового характера, находить необходимую информацию, анализировать ее, выделять главное, структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание, рефлексировать процесс и результат своей деятельности.
Формирование регулятивных УУД: урок позволяет обеспечить организацию учащимися своей учебной деятельности: целеполагание как постановку учебной задачи, определение промежуточных целей с учетом конечного результата, составление последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения знаний, контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном и внесение необходимых корректив в случае расхождения с образцом, осознание качества усвоения. Формирование коммуникативных УУД: каждый ученик получает возможность проявить инициативу, сотрудничая при поиске и сборе информации; в случае возникновения конфликта найти способ его разрешения; владеть монологической и диалогической речью, выражая свои мысли.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Оборудование: для учителя -компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint; для детей — учебник, карточки с заданиями для групповой работы, предметы обихода из школьного музея: прялка, рубель, элементы одежды (лапти, пояс, рубаха, сарафан).
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.
4. Изучение нового материала.
Если мы заглянем в прошлое на полторы тысячи лет назад, то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки. В те времена эти края населяли Восточные славяне. О них сегодня мы поведем рассказ.(Слайд 8)
Работа с картой учебника «Расселение древних славян» стр. 35.
Откройте учебники на странице 35, рассмотрите карту. Подумайте, что вы можете рассказать с ее помощью о расселении славян?
На огромном пространстве Восточной Европы от самого юга до Северных земель по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились восточные славяне. От них произошли русские, украинцы и белорусы.
Жили славяне племенами. Племен было много (перечисление - восточные славяне, западные славяне, южные славяне.
– Прочитайте отрывок из “Повести временных лет” (Карточка №3), в котором говорится о расселении славянских племен.
– Подчеркните названия племен в тексте. Рассмотрите карту расселения славян.
Учебник с.35
– Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в летописи (поляне, дреговичи, словене, древляне, северяне)