Возможности сети Интернет для развития творчества учащихся начальных классов при изучении математики
Аннотация. В статье отмечается что сегодня в начальной школе не уделяется должного внимания развитию творчества младших школьников, что позволило выявить следующее противоречие: между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования во всестороннем развитии личности и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ обучения работе с информацией учащихся начальной школы.
Ключевые слова: Интернет, начальная школа, развитие, способности, творчество.
Annotation. The article notes that today in primary school is not given due attention to the development of creativity of primary school children, which revealed the following contradiction: between the requirements of the Federal state educational standard of primary education in the comprehensive development of the individual and the lack of development of theoretical and methodological foundations of training to work with information of primary school students.
Key words: Internet, primary school, development, abilities, creativity.
В педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость
применения гибких моделей и технологий образовательного процесса,
предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы работы[1].
Существуют разрозненные и противоречивые исследования детского творчества, среди которых Д.А. Леонтьев выделяет три основных линии:
1) творчество изучается в его соотношении со способностями, одаренностью, талантом, интеллектом, дивергентным мышлением, решением задач;
2) творчество оценивается как характеристика личности, и ставится вопрос об ее особенностях;
3) творчество рассматривается, как деятельность в контексте жизни, социальным отношением.
Е.А. Киселева рассматривает работы, посвященные развитию творчества детей, следующим образом[2]:
– процесс творческого мышления младших школьников изучали И.В. Смолярчук, Л.Ф. Обухова и др.;
– исследованиям воображения были посвящены работы О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, Е.Е. Сапоговой;
– изучением творческой одаренности занимались А.М. Матюшкин, Е.Ф. Алферова, Е.С. Белова, И.А. Бурлакова и др.;
– проблемой взаимосвязи творчества и интеллекта занимались Д.Е. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, В.Т. Кудрявцев, Н.Е. Хазратова, М.С. Семилеткина;
– описание личности одаренных детей можно найти в работах Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого.
В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности. Для формирования интереса к творчеству и как следствие развития творческих способностей важно знать их типологические различия. Различают три ступени в развитии интереса: любопытство, любознательность и подлинный интересе. Любопытство - это кратковременная поверхностная заинтересованность чем-то необычным, диковинным, смешным, которая чаще всего проявляется у детей. Любознательность - более сложная ступень заинтересованности. Здесь проявляется желание глубже ознакомиться с объектом, найти ответы на некоторые вопросы. Став устойчивым свойством личности, любознательность может проявляться в разнообразных областях, стимулировать познавательную активность.
Подлинный интерес - это устойчивое стремление личности к познанию и деятельности в одной или нескольких областях. Возникая в младшем школьном возрасте, он указывает на наличие определенных способностей личности, стимулирует их формирование и развитие. Подлинный интерес характеризуется тенденцией к саморазвитию, движению от одного источника к другому, может перерасти в творческое отношение к предмету, интереса к творчеству. Таким образом, на основе анализа вопросов, касающихся теории и практики формирования интересов школьников, мы пришли к заключению, что источником, стимулирующим появление, укрепление и развитие интереса к творчеству являются:
- содержание творческой деятельности;
- организация и характер протекания творчества детей;
- отношения, складывающиеся между участниками творческого процесса[3].
Для формирования интереса младших школьников к творчеству благоприятную почву создает такая деятельность, содержание которой характеризуется занимательностью, новизной, разнообразием, соответствием содержания деятельности возрастным особенностям детей. Другим источником, питающим интерес к творчеству, является сама творческая деятельность детей, имеющая самостоятельный, проблемный характер; такая деятельность, которая предполагает индивидуальные задания, организацию поиска новых средств, рациональных способов решения творческих задач, создание ситуации преодоления и успеха, адекватную оценку достигнутых результатов, использование различных форм деятельности.
В современном образовательном процессе каждый учитель должен уметь сам работать с компьютером, как уверенный пользователь и научить этому своих учеников. И на сегодняшний день уже недостаточно применять на уроках только презентации, работу с документ-камерой, работу с интерактивной доской и т.п. Необходимо, пусть не каждый урок , но систематически применять в своей работе Интернет технологии. Федеральный образовательный портал (www.edu.ru) дает возможность использовать в работе электронные учебники. Федеральный банк тестовых заданий (ФБТЗ) открывает большие возможности для проверки качества обучения. Различные цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) и электронные образовательные ресурсы (ЭОРы) также помогают при проведении уроков (www.icttect.edu.ru). ЦОРы и ЭОРы можно использовать для изучения математики, начиная с начальных классов - конструирование, анаграммы и т.п. Практически на каждом уроке можно использовать Интернет-ресурсы. Ребята могут, работая за компьютером, выполнять развертку любой фигуры, вычислить ширину, длину, высоту, рассмотреть любой угол и т.д. Используя Интернет-ресурсы на уроках, педагоги имеют возможность разнообразить уроки, в частности методы и формы преподавания математики.
Большинство математических сайтов оказывают большую помощь учителю как в подготовке к уроку, так и в подготовке различных внеурочных мероприятий, конкурсов, олимпиад, проектов, с которыми работают тоже вне урока. Специфика предмета дает о себе знать в ходе привлечения Интернет ресурсов к преподаванию математики. И, педагогу необходимо решать организационные проблемы, чтобы реализовать работу школьников на уроке математике в сети Интернет. Рассмотрим программы, используемые в на уроках математики в начальной школе. Графический редактор "Adobe Illustrator" является мощным средством для создания и обработки рисунков, он имеет дело с так называемым векторным изображением. С помощью редактора электронных таблиц Microsoft Excel можно строить графики функций и выполнять несложные вычисления. Программа 3D See Builder поможет выполнить задачи на построение.
· school. еdu. ru. - Российский образовательный портал.
· zadachi.mccme.ru - информационно- поисковая система <Задачи>.
· matematica.agava.ru - сайт разнообразных математических задач для поступающих в вузы с решениями.
· school. msu.ru - учебно- консультационный сайт для учащихся и преподавателей средних школ.
· Мультимедийные учебные пособия: "Алгебра не для отличников", "Геометрия не для отличников", "Математика не для отличников", "Teach Pro Математика", Л. Боревский "Курс математики 2000", "Все задачи школьной математики", "Открытая математика".
Подготавливая школьников к Всероссийским проверочным работам (ВПР) по математике, педагогу необходимо продумать какие методы, технологии, ресурсы надо использовать, чтобы обеспечить успешное написание работы. Одним из направлений подготовки может стать частое использование интернет - тренинг - тестирования на уроке. В зависимости от целей оно может проводиться или в качестве повторения материала, или на этапе закрепления знаний. Время, выделяемое на этот вид работы около 10 минут. Конечно, наибольший эффект получается если учащиеся работают индивидуально, но и работая в парах достигается достаточно хороший эффект.
Таким образом, творчество - это процесс создания чего-то нового, подразумевающий, как изменения в сознании и поведении индивида, так и производимые им продукты, которые он отдаёт другим. Исходя из этого, не только созданные картины, машины, теории, но и все факторы личностного роста человека следует рассматривать как творческие[4].
Творческое развитие ребенка с момента его Для того творчество, произведения оказывали эффективное на художественно-эстетическое личности, а испытывала потребность в прекрасным, необходимо основу, фундамент для способностей. Младший школьный возраст психологами характеризуется как в себе нереализованные возможности в окружающего мира. их помогает твворческая деятельность. На в совместной и деятельности успешно самостоятельность, творчество, креативность, учебные что содействует активного овладения знаниями, умениями и навыками.
Подводя итог можно отметить, что эффективность применения Интернет ресурсов:
* использование Интернет-ресурсов повышает информационную культуру учащихся;
* появляется возможность использовать более обширную информацию на уроках;
* обеспечивается оперативность пополнения учебного материала новыми сведениями;
* уроки становятся более интересным, насыщенными, качественным, результативными;
* обеспечивается объективность и независимость результатов ученика от мнения учителя;
* повышается мотивацию к обучению.
Применение Интернет - технологий открывает перспективное направление в обучении. Вместе с тем необходимо понимать, что использование только Интернет - технологий на уроке математики не решает моментально всех проблем учителя. Необходимо соблюдать принцип «в нужном месте, в нужное время, в нужном объеме».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Белкин, Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения // Начальная школа, 2013. №4. - С.21-25.
- Блинова, Н.Г. Развиваем творческие способности учащихся / Н.Г. Блинова // Русский язык – Первое сентября. – 2012. – № 2 – С. 36–39.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст].– М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 320 с.
- Гин, А.А. Развитие творческих способностей учеников / А. А. Гин // Исследовательская работа школьников. – 2014. – № 3 – С. 21–33.
- Глоссарий психологических терминов / Под редакцией Н. Губина [Электронный ресурс]. – // http:// vokabilary.ru/dictionary/7\word.
- Киселева, Е.А. Развитие творческих способностей в онтогенезе [Электронный ресурс].– МГПУ//http://ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/k_ voprosteorii/tvor_ontogenez_vop.htm.
[1] Белкин, Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения // Начальная школа, 2013. №4. - С.21-25.
[2] Киселева, Е.А. Развитие творческих способностей в онтогенезе [Электронный ресурс].– МГПУ//http://ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/k_ voprosteorii/tvor_ontogenez_vop.htm.
[3] Белкин, Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения // Начальная школа, 2013. №4. - С.21-25.
[4] Гин, А.А. Развитие творческих способностей учеников / А. А. Гин // Исследовательская работа школьников. 2014. № 3 С. 21–33.