Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами пластилинографии
УДК 378.126
Федотова Наталья Игоревна[1]
канд.психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы АНО ВО Московский гуманитарный университет
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами пластилинографии
Аннотация: в статье рассматриваются особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами пластилинографии. В современном российском обществе, в области образования и воспитания подрастающего поколения проблема формирования и развития творческого потенциала стоит как никогда актуально и остро. Ориентировка на творчество в наше время является мировоззренческой установкой инновационной системы образования и воспитания. Научные исследования свидетельствуют о важнейшей роли творческих способностей в умственном развитии ребёнка, а также в общем психическом развитии. Проведенный анализ литературных источников, указывает на то, что творческие способности выступают не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении.
Ключевые слова: творческие способности, дошкольный возраст, развитие, знания
The development of creative abilities of preschool children by means of plastilinovaya
Abstract: the article considers the peculiarities of development of creative abilities of preschool children by means of plastilinovaya. In modern Russian society, in the field of education and upbringing of the younger generation, the problem of formation and development of creative potential is more urgent and acute than ever. Focus on creativity in our time is the worldview of the innovative system of education and upbringing. Scientific research indicates the important role of creative abilities in the mental development of the child, as well as in the overall mental development. The analysis of literary sources indicates that creative abilities are not only a prerequisite for the effective assimilation of new knowledge by children, but also is a condition for the creative transformation of knowledge available to children, contributes to the self-development of the individual, i.e. largely determines the effectiveness of educational activities in an educational institution.
Key words: creative abilities, preschool age, development, knowledge
Введение
Социальный заказ общества направляет современный образовательный процесс на развитие творческих способностей личности, способной решать задачи и проблемы нового века на высоком уровне, а не только имеющей глубокие и прочные знания. Это отражено в государственных документах: ФГОС ДО, Закон «Об образовании» Российской Федерации.
Педагоги и психологи подчеркивают, что система образования нашего времени испытывает острый дефицит в огромном пласте человеческого опыта – опыта творческой деятельности. Пристальное внимание требуется к решению обозначенных проблем в среднем дошкольном возрасте.
В.В. Давыдовым в концепции начального образования обосновано положение о том, что «начальное звено – особый самостоятельный концентр в системе непрерывного образования, значение которого определяется не только преемственностью с другими звеньями образования, но и непреходящей ценностью для становления и развития личности ребенка, развития его творческого потенциала».
Формулировка цели статьи
Проведенный анализ философской и психолого-педагогической литературы, показал, что к настоящему времени накоплен научный фонд, характеризующий в той или иной степени закономерности развития творческих способностей. Вместе с тем, остаются недостаточно разработанными педагогические условия их развития в образовательном процессе. С учетом этого была сформулирована основная цель статьи является: теоретический обзор возможностей развития творческих способностей средних дошкольников нетрадиционными художественными средствами.
Изложение основного материала статьи
Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны. Одним из наиболее эффективных видов деятельности, создающих условия для развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, являются нетрадиционные художественные средства.
Психолого- педагогическими условиями для успешной организации работы по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности являются:
1. Повышение квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения по проблеме развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности;
2. Организация предметно-пространственной среды, обеспечивающей самореализацию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста;
3. Разработка комплекса мероприятий по развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста в процессе музыкально- игровой деятельности.
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности, а также результаты диагностического обследования детей на констатирующем этапе позволили сделать вывод о том, что никто из детей в экспериментальной группе не показал высокий уровень развития творческих способностей, развитие творческих способностей у детей в экспериментальной группе находилось на границе среднего и нижнего уровня.
По результатам констатирующего этапа исследования была предложена технология пластилинография, целью которой было развитие творческих способностей средних дошкольников. Технология направлена на приобщение детей среднего дошкольного возраста к основам художественного искусства; развитие творческих способностей детей; формирование гармонично и всесторонне развитой личности; развитие художественной одаренности.
Контрольное исследование показало, что развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста происходит наиболее эффективно при специально организованной целенаправленной художественной деятельности.
Данная программа способствовала развитию таких критериев творческих способностей, как беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.
Вывод
Проведенное исследование позволило отметить:
Таким образом, по итогам проведения занятий с использованием нетрадиционных художественных средств по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста по сравнению с констатирующим этапом позитивные изменения в сфере развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста на контрольном этапе довольно значительные.
Список литературы
- Уварина, Н.В. Основы развития творчества: Учебное пособие [Текст].– Челяб.: ЧГПУ, 2014.– 113 с.
- Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студентов средних учебных заведений [Текст].– М.: Издательский центр «Академия», 2013.– 368 с.
- Чернявская, О.М., Г.А. Ручкина Моделирование среды воспитания личности [Текст] // Материалы V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста» Чел., 2017 ЧГПУ. – Чел.: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2017.– С. 326-329.
- Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие [Текст].– М.: Издательская корпорация «Логос», 2013.– 320с.
- Шумилин, А.Т. Проблемы теории творчества: Монография [Текст].– М.: Высшая школа, 2013.– 143с.