Протоколы наблюдений за детьми в разных видах деятельности
Протоколы наблюдений
Протокол № 1
Наблюдение за игровой деятельностью
Дата и время наблюдения: 12.09.2019 г. (вторая половина дня)
Испытуемый: Алена, 4 года
Цель наблюдения: выявить уровень развития особенностей игровой деятельности ребёнка.
Сюжетно-ролевая игра: «Больница».
Речь и действия ребенка |
Эмоциональные реакции ребенка |
Речь и действия других лиц |
Примечания |
Алена с удовольствием приняла предложение воспитателя поиграть в «Больницу». присоединился к другим мальчикам строить «Автобус». Взяла на себя роль доктора. - Я буду доктором. (надела халат, шапочку, взяла градусник и села на стул).
Изображала, как будто ведёт прием больных. Измеряла температуру, слушала дыхание, выписывала лекарства. - Здравствуйте! Я буду врачом. Я сегодня буду вас лечить!
-Давайте померяем температуру!
- Ой, Миша у тебя большая температура!
-Я дам тебе таблетку!
- Пока померяй температуру опять. А я осмотрю следующего больного!
|
Настроение бодрое.
Серьезное лицо. Важный вид |
Воспитатель предложила поиграть в «Больницу». Алена очень обрадовалась и сказала что будет доктором и будет лечить других детишек.
- Я хочу быть доктором (Алена). - Так как Алена первая сказала, что будет врачом, сначала она будет лечить детишек, а потом следующий кто хочет. (Воспитатель).
- А что нужно сделать больным на приеме у врача? (Воспитатель). - сказать что у них болит. (Витя). - Правильно. Вот Алена тебе халат врача, шапочка, градусник (воспитатель отдает Алене атрибуты для игры).
Алена, а теперь пусть Катя будет врачом, а ты пациентом |
Мальчики в данной группе очень часто играют в «Автобус».
С удовольствием включается в игру. Очень старается справиться с ролью. Активна, эмоциональна.
Алена не хотела передать роль доктора другому ребенку. Расстроилась. Капризничала. Быстро успокоилась и продолжила игру в роли пациента |
Вывод: Было проведено наблюдение за ролевой игрой дошкольника 4 лет.
Содержанием роли являлось выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых выделялись специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры.
Роли ясно очерчены и выделены. Ребенок называет свою роль до начала игры.
Роли определяют и направляют поведение ребенка. Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью.
Действия были разнообразными. Отмечена специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, но иногда проявлялись и обычные неигровые отношения. Следует отметить, что у девочки развиты умения в ролевой игре.
Из этого можно сделать вывод, что у Алены высокий уровень развития игровой деятельности.
Протокол № 2
Наблюдение за свободной деятельностью
Дата и время наблюдения: 09.09.2019 г. (вторая половина дня)
Испытуемый: Алена,4 года
Наблюдатель:
Цель наблюдения: определить умеет ли ребёнок занять себя самостоятельно.
Речь и действия ребенка |
Эмоциональные реакции ребенка |
Речь и действия других лиц |
Примечания |
Алена взяла конструктор и начала соединять блоки. - я буду строить домик!
Детали плохо соединять, Алена начала капризничать, просить помощи воспитателя.
По образцы педагога смогла доделать постройки и с удовольствием показывала ее другим детям.
- смотрите какой у меня красивый домик |
Настроение бодрое, активен, улыбается.
Расстроена, капризничает, собирается плакать
Улыбается
Довольна, что смогла сделать домик |
Воспитатель выдала Алене блоки конструктора.
- давай я тебе покажу как соединять детали. - теперь попробуй сама
- Убирай конструктор на место. (Воспитатель). |
Воспитатель предложила Алене поиграть с конструктором, так как она уже начала бегать по группе.
Алена строила постройку пока не получила желаемый результат. |
Вывод: Алена самостоятельно себя занимать не умеет, требуется помощь взрослого. Начатое дело до конца доводит при помощи взрослого.
Протокол № 3
Наблюдение в режимных моментах
Дата и время наблюдения: 09.09.2019 г. (первая половина дня)
Испытуемый: Алена, 4 года
Наблюдатель:
Цель наблюдения: определить уровень самостоятельности ребёнка, сформированности культурно-гигиенических навыков.
Речь и действия ребенка |
Эмоциональные реакции ребенка |
Речь и действия других лиц |
Примечания |
Алена самостоятельно открыла кран, включила воду (сначала очень сильную струю воды). Взяла мыло, намылила руки, быстро смыла мыло под водой, побежала к полотенцу. Вытерла руки полотенцем, аккуратно повесила полотенце на своё место. Когда пошла усаживаться за стол завтракать, аккуратно поправила салфеточку. Ложку сразу взяла правильно. Ела аккуратно. Скушала суп и попросила добавку. От второго отказалась. Ела молча, не вертелась |
Настроение бодрое, улыбчивая. |
Воспитатель отрегулировала напор струи (чтобы вода не разбрызгивалась на остальных детей).
- Алена тебе понравился суп? Хочешь еще супчика? (воспитатель). |
Перед завтраком дети с воспитателем пошли умываться. |
Вывод: Алена самостоятельна, культурно – гигиенические навыки сформированы соответственно возрасту. Она активна в своих действиях, аккуратна.
Протокол № 4
Наблюдение в образовательной деятельности
Дата и время наблюдения: 11.09.2018 г. (первая половина дня)
Испытуемый: Алена, 4 года
Наблюдатель:
Цель наблюдения: определение способностей ребёнка к обучению, особенностей развития познавательных процессов.
Речь и действия ребенка |
Эмоциональные реакции ребенка |
Речь и действия других лиц |
Примечания |
В процессе выполнения задания Алена самостоятельно ставила и решала 3 и более конструктивных задач, полностью изменяя постройки в соответствии с новым замыслом. Строительно-конструктивный материал использовался по назначению, подбирала материал в соответствии с образцом или рисунком; в случае отсутствия необходимой детали использовала взаимозамену деталей. Посмотри, что у меня получилось! (обращается к другой девочке) - Правда красивый домик для собаки? (улыбается) - Хочешь, построим вместе домик для твоей собачки? -Какого цвета он должен быть! - Чем нам его украсить? -Как думаешь, что мне еще построить? Вместе с девочкой занялась украшением будки. |
Настроение бодрое, улыбчивая. |
Сначала все сидят на ковре. Воспитатель: «К нам сегодня прибежала собачка Жучка. Она замерзла, т.к. на улице уже холодно, а у нее нет домика. Ребята, как называется домик для собак? -Будка -Вено. Давайте мы с вами ей поможем! Постоим будку для собачки» Восп. показывает образец работы, рассматривают его с детьми, обсуждают, что нужно делать. Потом проходят к своим местам, где всё подготовлено к конструированию. Воспитатель показывает образец, сама показывает, как построить будку. Воспитатель во время конструирования, подходит ко всем детям, помогает, подсказывает, если необходимо. |
Конструирование «Будка для собаки». Содержание занятия: 1. Вводная часть (приветствие, сюрпризный момент). 2. Основная часть (рисование, раскрашивание платья). 3. Заключительная часть (рассматривание работ). |
Вывод: В процессе исследования выявлено, что у Алены высокий уровень развития умений в строительно-конструктивной деятельности, что характеризуется высоким уровнем целевого использования материала, качества постройки, украшения построек, использования речи в процессе занятия, обыгрывания и сохранения постройки.
Протоколы наблюдений
Протокол № 1
Наблюдение за игровой деятельностью
Дата и время наблюдения: 16.09.2019 г. (вторая половина дня)
Испытуемый: Даниил, 5 лет
Цель наблюдения: выявить уровень развития особенностей игровой деятельности ребёнка.
Игра с правилами «У медведя во бору».
Речь и действия ребенка |
Эмоциональные реакции ребенка |
Речь и действия других лиц |
Примечания |
Ведущим стал Даниил, как ребенок, первым взявший игру, появляются претензии на роль ведущего во втором и последующих циклах игры. - Я буду и в следующий раз.
Даниил следит за соблюдением правил игры, но сам им не следует.
В процессе игры возникают конфликты (которые решаются с помощью давления на других игроков: -Если я проиграл, то я с тобой не буду больше продолжать игру! Или не по правилам захватывает игровой материал - «Я буду ведущим! У меня есть мешок!»);
- Я проиграл! Это не правильно! Я не буду продолжать игру дальше! И вообще, если я не выиграл, то и дружить с вами дальше я не буду! (Обижается, выходит из игры) Постояв в стороне некоторое время, вновь принимает участие в игре и старается одержать победу любой ценой.
|
Настроение бодрое.
Улыбнулся.
Четко проявляется запрет на доигрывание остальных («Я победил, доигрывать не обязательно»), состязательность ярко выражена; все совершаемые им действия ориентированы на выигрыш «любой ценой»; ребенок нарушает правила в свою пользу, однако не позволяет другим игрокам их нарушить
Остро переживает неудачу
|
Воспитатель предлагает детям игру «У медведя во бору». На одной стороне площадки (зала) — берлога медведя (круг), на другой (за чертой) - дом детей. Они выходят из дома и идут к берлоге, приговаривая: У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь не спит И на нас рычит! С последним словом медведь выбегает из берлоги и ловит (салит) играющих. Дети убегают в свой дом.
|
Действия играющих регулируются правилами, направлены на достижение выигрыша.
Проигрыш стимулирует повторение цикла игры. |
Вывод: у Даниила отмечается недостаточный уровень сформированности игровых действий. ребенок нарушает правила в свою пользу, однако не позволяет другим игрокам их нарушить.
Остро переживает неудачу. Из этого можно сделать вывод, что у Даниила низкий уровень развития игровой деятельности.
Протокол № 2
Наблюдение за свободной деятельностью
Дата и время наблюдения: 17.09.2019 г. (вторая половина дня)
Испытуемый: Даниил, 5 лет
Наблюдатель:
Цель наблюдения: определить умеет ли ребёнок занять себя самостоятельно.
Речь и действия ребенка |
Эмоциональные реакции ребенка |
Речь и действия других лиц |
Примечания |
Даниил обошел к шкафу с книгами взял одну книгу – начал ее смотреть. Заинтересовало изображение льва. - Ирина Леонтьевна Смотрите какой лев.
Бросил книгу, заинтересовался машиной в которую играл Никита. Потребовал у Никиты машину. Получив отказ, начал отбирать ее.
Воспитатель разняла детей. Никите вернула игрушку. Даниилу объяснила, что так вести себя нельзя. |
Настроение бодрое, активен, улыбается.
Агрессивен, драчлив
Огорчен
Расстроен. Попросил прощения. Обещал так себя больше не вести. |
Воспитатель сказала что лев очень красивый. Поговорила с Даниилом о животном
- Положи книгу на место. (Воспитатель). |
Воспитатель предложила Даниилу посмотреть книги, либо поиграть с игрушками.
Даниил смотрел книгу не более 5 минут. Не может долго усидеть на одном месте. |
Вывод: Даниил самостоятельно себя занимать не умеет, требуется помощь взрослого. Начатое дело до конца не доводит. Сам выбирает активные виды деятельности (бегать, прыгать и т.д.), так как долго усидеть на месте не может.
Протокол № 3
Наблюдение в режимных моментах
Дата и время наблюдения: 19.09.2018 г. (первая половина дня)
Испытуемый: Даниил, 5 лет
Наблюдатель: Цель наблюдения: определить уровень самостоятельности ребёнка, сформированности культурно-гигиенических навыков.
Речь и действия ребенка |
Эмоциональные реакции ребенка |
Речь и действия других лиц |
Примечания |
Даниил самостоятельно открыл кран, включил воду (сначала очень сильную струю воды). Делает все неаккуратно. Толкает детей, шумит, уронил мыло, разбрызгал воду. Намылил руки, быстро смыл мыло под водой, побежал к полотенцу, расталкивая других детей. Неаккуратно вытер руки скомканным полотенцем, и бросил его. После замечания воспитателя, поднял его, повесил на своё место. Когда пошёл усаживаться за стол завтракать, задел девочку, извинился только после указания воспитателя. Первым делом схватил ложку. Ложку сначала взял неправильно, воспитатель исправила. Ел не очень аккуратно. Весь завтрак болтал, смеялся, вертелся по сторонам, отвлекая других детей. Получал замечания от воспитателя. |
Настроение бодрое, веселое, шумный. |
Воспитатель сказала сделать напор воды потише.
- Даниил, подними полотенце и повесь на место
- Даниил, во время еды нельзя разговаривать, нужно аккуратно и спокойно кушать, не мешая другим. |
Перед завтраком дети с воспитателем пошли умываться. |
Вывод: Даниил самостоятелен, активен, ему иногда требуется помощь взрослого. Он неаккуратен в своих действиях. Культурно-гигиенические навыки сформированы недостаточно.
Протокол № 4
Наблюдение в образовательной деятельности
Дата и время наблюдения: 18.09.2019 г. (первая половина дня)
Испытуемый: Даниил, 5 лет
Наблюдатель:
Цель наблюдения: определение способностей ребёнка к обучению, особенностей развития познавательных процессов.
Речь и действия ребенка |
Эмоциональные реакции ребенка |
Речь и действия других лиц |
Примечания |
Поставил новую конструктивную задачу путем переделки первой, предложенной взрослым постройки. Строительно-конструктивный материал использовал по назначению, подбирал в соответствии с образцом; ребенок испытывал затруднения в случае отсутствия необходимой детали, вплоть до прекращения игры.
Даниил отвлекался на протяжении всего занятия. Снова не усидчив, не аккуратен во время работы. Начал выполнять поделку, когда воспитатель ещё не закончила объяснять необходимые действия, торопился.
Детали достаточно точно совместил друг с другом, постройка была сделана в соответствии с предложенным образцом. Свою постройку оформил материалами, которые дополнительно предложил воспитатель. Даниил не проявлял своей фантазии и самостоятельности в украшении постройки. - Подскажите мне? А где взять прутики? А каким цветом сделать эти окошки? - Скажите, сколько сделать этажей в домике? Одного будет достаточно? - Из чего лучше сделать башню? - А какого цвета лучше сделать крышу башни?
Рабочее место за собой не убрал.
|
Настроение бодрое, улыбчивый. |
Воспитатель показывает образец поделки, рассматривают их с детьми, обсуждают, что нужно делать. Потом проходят к своим местам, где всё подготовлено к конструированию. Воспитатель показывает образец, сама показывает, как сделать поделку. Воспитатель во время конструирования, подходит ко всем детям, помогает, подсказывает, если необходимо. |
Строительно-конструктивный материал использовал по назначению, подбирал в соответствии с образцом; ребенок испытывал затруднения в случае отсутствия необходимой детали, вплоть до прекращения игры.
|
Вывод: Даниил невнимателен на занятии, познавательные процессы у мальчика развиты слабо, инструкции воспитателя не всегда выполняет. Если что-то сделано неправильно, исправить не старается. Торопится выполнить работу быстрее других, не обращая внимания на результат.
Протоколы наблюдений
Протокол № 1
Наблюдение за игровой деятельностью
Дата и время наблюдения: 18.11.2019 г. (вторая половина дня)
Испытуемый: Карина, 6 лет
Цель наблюдения: выявить уровень развития особенностей игровой деятельности ребёнка.
Сюжетно-ролевая игра: «Школа».
Речь и действия ребенка |
Эмоциональные реакции ребенка |
Речь и действия других лиц |
Примечания |
Взяла роль учителя, в процессе игры воспроизводит действия и речь учителя, в которой отражены реальные взаимоотношения между учителем учеником Выходит в центр зала. Берет указку и магнитные цифры.
Расставляет по-порядку на магнитной доске цифры.
Показывает детям цифры, дает задания. Вызывает к доске девочку. Другой ребенок повторяет ряд цифр, расставленных по порядку. Вызывает к доске другого ребенка. Ребенок дает ответ :4 - Здравствуйте дети! - Дети, занимайте свои места, начинается урок математики! - Посмотрите на доску, мы сейчас повторим цифры, а потом будем решать примеры. -Маша, скажи, какие цифры ты видишь на доске? - Миша реши пример? Сколько будет 7-3? -Верно. Садись на свое место. В процессе урока Карина – «учитель» дает задания: просит назвать цифры, сосчитать в прямом порядке и обратном; назвать «соседей» числа. В завершении игры берет колокольчик и начинает звонить. Все игра закончена.
|
Настроение веселое.
Очень внимательна и сосредоточена. |
Роли воспитателем ясно выделены и очерчены, называются до начала игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит выраженный ролевой характер.
|
Правила выделены, соблюдаются всеми участниками игры
|
Вывод: Было проведено наблюдение за ролевой игрой дошкольника . Содержанием роли являлось выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых выделялись специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры.
Роли ясно очерчены и выделены. Ребенок называет свою роль до начала игры.
Роли определяют и направляют поведение ребенка. Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью.
Действия были разнообразными. Отмечена специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, но иногда проявлялись и обычные неигровые отношения. Следует отметить, что у девочки развиты умения в ролевой игре.
Протокол № 2
Наблюдение за свободной деятельностью
Дата и время наблюдения: 19.09.2019 г. (вторая половина дня)
Испытуемый: Карина, 6 лет
Наблюдатель: Липницкая О.А.
Цель наблюдения: определить умеет ли ребёнок занять себя самостоятельно.
Речь и действия ребенка |
Эмоциональные реакции ребенка |
Речь и действия других лиц |
Примечания |
Карина взяла лист бумаги и карандаши, отодвинула стул и села за стол. Начала рисовать осенний лес. Брала карандаши разного цвета и аккуратно выводила каждое деревце, листик. Потом показала воспитателю получившийся рисунок. Очень ждала реакции воспитателя, была рада получить похвалу.
Аккуратно встала из-за стола, убрала все принадлежности для рисования на место. |
Настроение бодрое, активна, улыбается.
Сосредоточена, аккуратна
Радость |
Воспитатель выдала Карине лист бумаги и цветные карандаши.
Молодец, Карина! Очень красивый рисунок у тебя получился. Убирай карандаши на место. (Воспитатель). |
Воспитатель предложила Карине порисовать.
Карина рисовала очень старательно и аккуратно.
|
Вывод: У Карины сформирована самостоятельная деятельность в полном объеме, помощь взрослого не требуется. Начатое дело до конца не доводит. Сама выбирает сюжет изображения.
Протокол № 3
Наблюдение в режимных моментах
Дата и время наблюдения: 20.09.2019 г. (первая половина дня)
Испытуемый: Даниил, 6 лет
Наблюдатель:
Цель наблюдения: определить уровень самостоятельности ребёнка, сформированности культурно-гигиенических навыков.
Речь и действия ребенка |
Эмоциональные реакции ребенка |
Речь и действия других лиц |
Примечания |
Карина самостоятельно открыла кран, отрегулировала напор воды. Взяла мыло, намылила руки, тщательно смыла мыло под водой, подошла к полотенцу. Вытерла руки полотенцем, аккуратно повесила на своё место. Когда пошла усаживаться за стол завтракать, первым делом отодвинула стул, села, аккуратно расправила салфетку. Ложку взял правильно, воспитатель пожелала приятного аппетита. Ела аккуратно. Беря еду маленькими порциями. |
Настроение бодрое, улыбчивый. |
- Дети, приятного аппетита. Кушайте аккуратно и не разговаривайте (воспитатель). |
Перед завтраком дети с воспитателем пошли умываться. |
Вывод: Каина самостоятельна. Она активна в своих действиях, всегда аккуратна. Культурно-гигиенические навыки сформированы в полном объеме.
Протокол № 4
Наблюдение в образовательной деятельности
Дата и время наблюдения: 20.09.2019 г. (первая половина дня)
Испытуемый: Карина, 6 лет.
Наблюдатель:
Цель наблюдения: определение способностей ребёнка к обучению, особенностей развития познавательных процессов.
Речь и действия ребенка |
Эмоциональные реакции ребенка |
Речь и действия других лиц |
Примечания |
В процессе выполнения задания девочка самостоятельно ставила и решала 3 и более конструктивные задачи, полностью изменяя постройки в соответствии с новым замыслом.
Строительно-конструктивный материал использовался по назначению, подбирала материал в соответствии с образцом или рисунком; в случае отсутствия необходимой детали использовала взаимозамену деталей. -Ух ты! Посмотри, как хорошо у меня получается! (обращается к другой девочке) - Правда красиво? (улыбается) - Хочешь, я построю что-нибудь для тебя? -Как думаешь, что мне еще построить? Работу выполнила аккуратно, все детали точно совмещены, подобраны по цвету. Предложила другим детям поиграть в теремок… Построила высокую башню для другого ребенка, при этом стараясь подбирать цвета в определенно последовательности Играла аккуратно, стараясь сохранить то, что построила.
|
Настроение веселое, улыбчивая. |
В.: Ребята отгадайте загадку. Желтоглазый великан вдаль глядит по сторонам,
Никого нет краше, никого нет выше, Облака ночуют на огромной крыше. Желтоглазый великан вдаль глядит по сторонам, А к полночи стих и замер, смотрит темными глазами. Городские великаны прячут жителей в карманы. В.: Что же это? Д.: многоэтажный дом. Основная часть Сюрпризный момент. Появление Кота ученого. К.у.: Здравствуйте, ребята! Д.: Здравствуйте! К.у.: Ребята, я Кот ученого и много знаю. Хочу вас познакомить с архитектурой нашего края. И сегодня мы с вами отправимся на стройплощадку и будем строить дома. Вы согласны? Д.: Да. Дети садятся за столы. В.: Все здания, сооружения, парки, скверы называются архитектурой. Архитектура это то, что нас окружает, и она бывает разная: жилые здания — это наши с вами дома, общественные здания — больницы, детский сад, школа, дом культуры, вокзал и т.д., промышленные здания — заводы, фабрики; сады, парки, городские скверы и бульвары. бассейны, фонтаны; создание новых городов и поселков, реконструкция старых городских районов. А придумывает все архитектурные сооружения — архитектор. Он придумывает и чертит схемы построек. А воплощать в жизнь свои задумки ему помогают строители. Вот мы сегодня будем строителями и будем строить свои дома. Нам их придумывать не надо, а просто нужно построить из имеющихся материалов. В.: Сколько этажей может быть у домов? Ответы детей. В.: Давайте рассмотрим ваши дома. Из чего сделан дом? Сколько этажей? Сколько подъездов? Какая крыша? Дети по очереди отвечают. Показ способов действий В.: У вас есть развертка дома, у всех разные. Вам нужно согнуть по пунктирным линиям развертку и проклеить ее. Также мы поступаем с разверткой крыши. Пока наши детали будут сохнуть, берем желтую бумагу и разрезаем по линиям. Это будут окошки. Далее берем шаблон двери и обводим его на коричневой бумаге и вырезаем. Приклеиваем крышу к основанию. Приклеиваем окошки, смотря на фотографию. Между окошками не забывайте оставлять пространство. Приклеиваем внизу дверь. Практическая работа Дети выполняют самостоятельно работу, воспитатель помогает и подсказывает по мере необходимости. Анализ работ III. Итог В.: Ребята, какое новое слово вы сегодня узнали? Д.: Архитектура. В.: Какая бывает архитектура? жилые здания — это наши с вами дома, общественные здания — больницы, детский сад, школа, дом культуры, вокзал и т.д., промышленные здания — заводы, фабрики; сады, парки, городские скверы и бульвары. бассейны, фонтаны; новые города и поселки, реконструкция старых городских районов. Дети отвечают с помощью воспитателя. В.: Что мы сегодня с вами строили? Д.: Свои дома. В.: Вам понравилось быть строителями? Д.: Да В.: Вы молодцы, ребята, хорошо потрудились. |
Содержание занятия: 1. Вводная часть (приветствие, сюрпризный момент). 2. Основная часть (рисование, раскрашивание платья). 3. Заключительная часть (рассматривание работ). |
Вывод: В процессе наблюдения выявлено, что у Карины высокий уровень развития умений в образовательной деятельности, что характеризуется высоким уровнем целевого использования материала, качества постройки, украшения построек, использования речи в процессе игры, обыгрывания и сохранения постройки.