Конспект организации и проведения сюжетно ролевой игры
Конспект организации и проведения сюжетно ролевой игры
в старшей возрастной группе
Тема: |
Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет» |
Форма совместной деятельности: |
интегрированная деятельность |
Форма организации: |
групповая, подгрупповая, индивидуальная |
Образовательных области: |
«Социально-коммуникативное развитие»
|
Цель:
|
сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Супермаркет». |
Задачи: |
Образовательные: 1. Формировать устойчивый интерес к профессии работников торговли и обобщать представления о структуре супермаркета и об использовании технического прогресса в их труде. 2. Продолжать знакомить детей с трудом продавца, товароведа, охранника, директора. Воспитательные: 1. Способствовать применению элементарных правил безопасности поведения в нестандартных ситуациях в общественных местах. 2. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых Развивающие: 1. Развивать навыки диалогической и монологической речи. 2. Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, инициативы организаторские и творческие способности, чувство коллективизма. |
Планируемый результат: |
Сформировать социальные представления |
Предварительная работа: |
беседа, рассматривание рисунков. |
Средства: |
Литературные, наглядные |
Оборудование: |
Для детей: одежда: для продавцов-консультантов, охраны, семьи; бейджики, касса, деньги, чек, ценники, весы, картинки с изображением отделов, кошельки, сумки; игровое оборудование для отделов «Детское питани», «Хлебо-булочный», «Сладости», «Овощи-фрукты», «Молочный», «Соки». |
Учебно – методический комплект: |
|
Структура ООД |
1. Вводная часть- 2-3 мин (организация детей, создание интереса) 2. Основная часть – 16-19 мин. (рассматривание, беседа, вопросы к детям, самостоятельная деятельность детей) 3. Заключительная часть – 2-3 мин. (анализ процесса и результата деятельности ребёнка) |
Схема расположения детей
|
|
Этапы: |
Деятельность педагога. |
Деятельность детей. |
|
Ребята, мы будем сегодня играть в игру «Супермаркет» . Но перед игрой хотела бы узнать : Вы были в супермаркете? С кем вы были? В каком супермаркете были? Что там продается? Кто работает в супермаркете? .
Дальше воспитатель задает вопросы с помочью показа: Что это? Молодцы! А сейчас отгадайте мои загадки: 1.В магазине папа с Настей Покупают к чаю сласти. Шоколадный торт «Причуда» Очень любит тётя Люда. Три эклера, пять колец Завернул им ….продавец. 2. Носит он тяжелые грузы, Будь –то мебель иль арбузы. Утром ведь он рано встал, За день очень он устал. «Дайте кто-нибудь мне стульчик»- Скажет вам уставший …. грузчик. 3. Моет окна и полы, Пыль не спрячется в углы. Как увидит грязь- поморщится, Вот такая чистюля…. уборщица. Молодцы , все загадки отгадали! А теперь послушайте стихи, которые приготовили ваши друзья:
Ребята, а как вы хотели бы назвать наш супермаркет? А теперь давайте выберем работников для супермаркета. А я буду директором супермаркета. Продавцы вставайте на свои рабочие места и приведите их в порядок. Оставшиеся дети будут покупателями, возьмите все что необходимо покупателю(сумки, кошельки, деньги). Директор: Уважаемые покупатели, наш супермаркет «Карусель» открывается! Приглашаем вас за покупками! |
Отвечают на вопросы воспитателя (Товаровед- делает заявки на получение товаров, беседует с покупателями о том, какие товары они ещё хотели бы покупать в их магазине. Кассир- «выбивает » чек, проверяет весь ли товар оплачен, вручает чек покупателю, берет с покупателя деньги и выдает сдачу. Водитель- доставляет нужное количество товаров, получает заявки на получение товара от товароведа или директора. Грузчик – разгружает товар на склад , помогает продавцам распределить его по отделам. Уборщица- моет пол и вытирает пыль. Директор- проверяет работу своих подчиненных. Покупатель- приходит в магазин, сообщает продавцу, что бы он хотел купить, беседует с продавцом о качестве товара, расплачивается с кассиром деньгами) (Это касса. Это чек. Это деньги.) - отгадывают загадки 1. Продавец- молодец! Он товары продает- Молоко, сметану, мёд. А другой- морковь, томаты, Выбор у него богатый! Третий продает сапожки, Туфельки и босоножки. А четвертый- стол и шкаф, Стулья, вешалки для шляп. 2.Продавцы товары знают, Даром время не теряют. Всё, что просим продадут Это их привычный труд! 3. Много есть профессий разных, Важных, нужных и прекрасных. Продавца, скажу друзья, Обошли вниманьем зря. 4. Ты приходишь в магазин- Продавец там есть один, Всё подскажет: что купить, Сколько надо заплатить, Подобрать, найти, примерить, Взвесить, завернуть, отмерить, Настроение поднять, Снова в гости вас позвать. Сразу видно- молодец! Самый лучший продавец! Показывают свои знания.
|
|
Покупатели начинают заходить в супермаркет. Продавец питьевых напитков: А сейчас вы в магазине - Все продукты на витрине: Чай, конфеты, колбаса – Разбегаются глаза. Подходите, покупайте, Деньги в кассу отдавайте! Продавец сладостей: Если в доме нет сластей, Не зови к себе гостей, Веселиться невозможно Без конфет и без пирожных. Продавец хлебобулочных изделий: Каравай пахучий, знатный, Кренделя и калачи, Бублик с маком ароматный, А на Пасху куличи. Можно с мёдом есть и с маслом, С сыром, рыбой, ветчиной И с икрой, кружком колбасным Белый хлеб или ржаной. Продавец молочных продуктов: Здравствуйте, уважаемые покупатели! Наш магазин предлагает продукцию Кушвинского молочного консервного комбината. Наш завод выпускает продукцию более 20 видов: молоко, сметану, сгущенное молоко, кефир, ряженку и многое другое. Покупайте нашу продукцию! Директор подходит к покупателям и беседует с ними: Скажите, что вы купили? Это овощи или фрукты? (Проводится работа по дифференциации понятия «овощи» и «фрукты».) Вы купили сливы для своей дочки? Какие она ещё любит? Вот эти бананы не берите. У них кожура очень тёмная. Они уже испортились. Выберите что-нибудь другое… Проведение физкультминутки Охранник: Здравствуйте! Возьмите пожалуйста корзины! Покупатель: подскажите пожалуйста где находится «Хлебобулочный» и отдел «Фрукты- овощи»? Охранник: «Хлебобулочный» отдел находится возле отдела «Сладости», а рядом с «Хлебобулочным» отделом находится отдел «Фрукты-овощи». Покупатель: Спасибо! Покупатель подходит к продавцам отделов и спрашивает о свежести и о цене товара: Мне нужно купить 1 грушу. Покажите, пожалуйста, какие у вас груши. Мне нравятся вот эти. Сколько стоит 1 килограмм груш? Скажите, к вам завезут виноград? ( Педагог даёт образец поведения покупателя) . А что это у вас такое красное, круглое, наверное, очень сладкое? (Педагог закрепляет знания детей о признаках овощей и фруктов). Затем покупателе выбрав нужный товар подходят к кассе, занимают очередь, здороваются с кассиром, отдают ему корзину с товаром . Кассир : вам в пакет положить? Покупатель: да Кассир пробивает весь товар и кладет в пакет: с вас 5 рублей. Покупатель достает с сумки кошелек и отдает деньги. Кассир берет деньги : возьмите пожалуйста вашу сдачу. Покупатель: спасибо! Кассир: спасибо за покупку, приходите еще! |
Рассказывают стихи
Дети демонстрируют свои знания
(Покупатели рассказывают, что они купили, и собираются приобрести ещё.)
Повторяют действия за воспитателем Отвечают на вопросы
|
|
Директор: Уважаемые покупатели, наш магазин на сегодня закрывается. Ждем вас завтра за покупками! Продавцы , пока покупатели рассчитываются приводите в порядок свои отделы. Охранник: Магазин наш закрывается, Мы с вами все прощаемся. Поиграли мы для вас- Вам понравилось у нас? Приходите в гости к нам- Мы споём и спляшем вам. |
Затем все дети встают вместе и прощаются.
|
Конспект организации и проведения занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе
Тема: «Волшебное путешествие»
Цель: учить детей составлять число 10 из двух меньших чисел.
Задачи:
• закрепить умение детей сравнивать числа в пределах 10;
•упражнять в количественном и порядковом счёте, пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине.
• поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок
•развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей;
• развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать.
Материал:
Демонстрационный |
Раздаточный |
- наборы цветных счетных палочек Кюизенера - иллюстрации к сказке «Маша и медведь», таблицы с картинками (грибок, лист, ёлка, ягода), 2 корзинки, грибы, ягоды.
|
набор «Палочек Кюизенера»
|
Этапы: |
Содержание |
|
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А путешествие будет не простое, а волшебное. |
|
-Дети, послушайте сказку, которую я вам расскажу. Жили-были разноцветные палочки. Их было очень много, а жили они в небольшой коробке. Тесно палочкам в коробке, а играть так и вовсе неудобно. И вот однажды решили палочки поиграть с нашими детьми в игру, которая называется «Назови число – найди палочку». -Я вам называю число, а вы мне показываете палочку, которая соответствует этому числу. -, 8, 10,6,3,7,5, 2,9,4,1.Молодцы почти все справились с заданием. А сейчас я вам буду показывать палочку, а вы мне будете называть число. -Белая (1), фиолетовая (6), розовая (2), красная (4), голубая (3), бордовая (8), жёлтая ( 5),чёрная(7), синяя (9) 3.Новый материал - Ребята, вы любите путешествовать? Тогда угадайте, на чём мы отправимся в путешествие сегодня: В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. (Поезд) - Как вы догадались, что это поезд? Ну что ж, давайте, приготовим свои поезда – и в путь- дорогу… - Составьте поезд из палочек-вагонов от самого короткого до самого длинного. - Составили? Поехали! - А в пути поиграем. Сколько всего вагонов у поезда? - Каким по порядку стоит голубой вагон? - Вагон, какого цвета стоит четвёртым? - Какой по порядку вагон стоит между белым и голубым? - Какого цвета вагон левее желтого? - Какого цвета вагон правее красного? Вагончики весёлые бегут, бегут, бегут. Их круглые колёсики всё тук, да тук, да тук. - Поезд остановился, выходите все на полянку. Мы с вами попали в сказку. Но чтобы подойти поближе, нам нужно пройти через реку. - Проложите через реку мосты. (Дети строят мосты жёлтого, красного, голубого, розового цвета в соответствии с шириной реки.) - Какого цвета мостик длиннее жёлтый или голубой? - Какого цвета мостик короче красный или розовый? - Хотите узнать, в какую сказку мы попали? - Тогда постарайтесь правильно составить картинку из её частей. (Это сказка «Маша и медведь»). - Давайте вместе вспомним сюжет этой сказки. (Машенька пошла в лес...) - Посмотрите на картинку и перечислите, что она увидела в лесу? 4.Физкультминутка «Я иду и ты идешь» Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.) Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.) Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.) Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.) 5.Продолжение нового материала - Машеньке всё было интересно, и она всё дальше уходила от подружек. Корзинки постепенно наполнялись. - Посмотрите на корзины, сосчитайте, сколько грибов? Сколько ягод? (Грибов - 8, ягод - 6.) - Чего больше? - Чего меньше? - Что нужно сделать, чтобы грибов и ягод было поровну по 8? - Что мы теперь можем сказать о грибах и о ягодах? (Их поровну; одинаково по 8; Сколько грибов, столько и ягод). - Заблудилась Машенька и попала в дом к медведю. - Машенька стала жить у медведя. Печку топила, кашу варила, дом прибирала и соткала коврик для медведя. Давайте и мы с вами изготовим красивые коврики. За основу мы возьмём палочку жёлтого цвета. Каждый ряд составьте из двух других палочек. Ряды не должны повторяться. - Сколько белых палочек поместится в жёлтой палочке? (5) - Чему равна жёлтая палочка? (Пяти) - «Прочитайте» ковёр числами (пять это один и четыре, два и три, три и два, четыре и один). - И хотя медведь не обижал Машеньку, она скоро стала скучать по дедушке и бабушке. Испекла Маша пирожки и попросила медведя отнести их дедушке и бабушке. - Вспомните, как закончилась сказка? - Наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться. |
|
- Вы сегодня решали очень интересные и сложные задачи. Помогали Машеньке вернуться домой. - Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии? |
Конспект организации и проведения занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
Тема |
Временная матрёшка |
Форма организации |
Фронтальная |
Образовательные области |
Приоритетная: познавательное развитие |
В интеграции: социально-коммуникативное развитие речевое развитие |
|
Цель: |
формирование временных представлений, расширение представления детей о неделе, сутках, часе, минуте, секунде их характерных особенностях |
Задачи: |
|
1.Образовательные (навыки, умения) по приоритетной образовательной области |
- продолжать формировать представления детей о часе, частях суток, днях недели; - создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире; |
2. Образовательные задачи, решаемые в интеграции образовательных областей |
- учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий. |
3. Развивающие задачи |
- развивать познавательную активность; - развивать навыки общения, способность правильно понимать; - развивать любознательность. |
4. Воспитательные задачи |
- помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками. |
5. Задачи с учётом индивидуальных особенностей детей |
- развивать произношение Вики. |
Предварительная работа |
беседа о временах года, времени суток, отгадывание загадок |
Средства: |
• Словесный (беседа, загадки, вопросы-ответы, указания, пояснения) • Наглядный (иллюстрации) • Практический (выполнение практического задания) |
Оборудование: |
|
- для детей |
наборы геометрических фигур, конверты с набором цифр, карточки для графического диктанта |
-для педагога |
«временная» матрёшка, семь гномиков «дни недели», домик «Гномиков», раздаточный материал – карточки с условным изображением частей суток, с изображением «гномиков», условные обозначения «кусочков времени», мольберт, указка, мультимедийное сопровождение к занятию, блоки Дьенеша |
Учебно-методический комплект: |
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. |
Схема расположения детей |
|
Этапы: |
Задачи |
Деятельность педагога. |
Деятельность детей |
Организационно-мотивационный |
Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниями взрослого. Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой, возникает необходимость в получении новых представлений, умений. |
Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов. Игра «Теремок» по «кусочкам времени». Организация образовательного пространства. Воспитатель вместе с детьми читает стихотворение «Теремок». -В теремке живут «кусочки времени». |
Приветствие, участие в игре «Теремок». Дети называют кусочки времени, проходят в «теремок», присаживаются на ковёр. Дети помогают читать стихотворение «Теремок».
Дети называют «кусочки времени»: год, время года, месяц, неделя, сутки, часть суток, час, минута, секунда и проходят на ковёр. |
Содержательный, деятельный |
Продолжать формирование представления детей о частях суток, днях недели (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости Развивать познавательную активность; навыки общения, способность правильно понимать задания, развивать любознательность. |
Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами. В.: - поиграем в игру «Я целое, вы мои части»? И так, я-неделя, вы мои части. В.: - молодцы! - скажите, а какой сегодня день недели? - а какой он по счёту? Если дети затрудняются ответить, можно обратить внимание детей на домик «Гномиков» А сейчас все внимание на мольберт. -Что это? -Давайте вспомним, для чего он нам нужен? Автор: к.п.н. М. С. Гафитулин, г. Жуковский. Если мы рассмотрим что-то... (объект) Это что-то для чего-то... (функция объекта) Это что-то из чего-то... (подсистема объекта) Это что-то часть чего-то... (надсистема объекта) Чем-то было это что-то... (прошлое объекта) Что-то будет с этим что-то... (будущее объекта) Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри! А волшебный экран поможет нам. С чего необходимо начать? Наш объект в этом окне будет гномик по имени Вторник. -У нашего объекта есть друзья. (верхнее окошечко делим пополам и ставим букву Д). В этом окошечке мы называем всех друзей объекта. (дни недели). В верхней половинке- -Где живет объект? Дальше мы наш объект рассмотрим в прошлом и будущем. И последнее окошко-части. -А теперь скажите, из каких кусочков времени состоит часть суток? -Поиграем в игру? -Что успеешь сделать за секунду? За минуту? -А теперь хочу предложить вам поиграть с временной матрёшкой. Дети рассматривают матрёшку, называют её по имени «Неделя». Дальше по цепочке. Педагог по очереди открывает матрёшек, помогает вспомнить их «имена», а также ещё раз уточняет, сколько частей в каждой матрёшке. Организация практической работы. -Ребята, а временная матрёшка хочет снами ещё поиграть. Она прислала нам зашифрованную записку и просит нас «прочитать» это послание. Попробуем?
-Первое задание: собери неделю. Воспитатель уточняет, всем ли всё понятно, предлагает выполнить задание. -Второе задание: собери сутки. Воспитатель уточняет, всем ли всё понятно, предлагает выполнить задание. -Третье задание: выложи столько блоков, сколько тебе лет.
|
Дети помогают читать стихотворение «Теремок».
Дети называют «кусочки времени»: год, время года, месяц, неделя, сутки, часть суток, час, минута, секунда и проходят на ковёр. Участвуют в играх. Ответы детей: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Дети: - вторник. Ответы детей. Участвуют в играх. Д.: - волшебный экран. Вместе с воспитателем дети повторяют стихотворение. Дети - с 1 окошечка. Ребята находят нужную карточку, помещают на экран. Дети из множества картинок выбирают те, которые можно поместить на волшебный экран. - в календаре, стихах и т.д. Дети находят подходящие картинки, помещают на ватман. -Час, минута, секунда. Ответы детей. Показывают, что можно успеть сделать за определённый кусочек времени. Дети рассматривают матрёшек, называют их по именам, рассуждают. Вспоминают части каждой временной матрёшки. Распределяются на подгруппы по желанию. Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются блоками). Ответы детей |
Рефлексивный |
Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. |
Педагог задаёт вопросы: что делали, как делали, зачем делали? |
Высказываются по поводу полученной информации. Предполагаемые ответы: -играли с матрешкой -заполняли «волшебный экран», собирали блоки -хотели узнать, что можно успеть сделать за каждый кусочек времени. |