Формирование фонематических процессов у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи 3-го уровня
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт педагогики и психологии
Специальное (дефектологическое) образование
Дошкольная дефектология
Учебно-исследовательская практика:
«Формирование фонематических процессов у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи 3-го уровня»
Работу выполнила
студентка 733-З группы
Нелюбова А.Г.
Руководитель практики
Стельмах Ю.Б.
Петрозаводск
2018
Введение
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Актуальность исследования определяется необходимостью создания условий для психолого-педагогического наблюдения, обследования и воздействия на процесс развития фонетико-фонематических процессов и в целом на речевое развитие ребенка 6-го года жизни с ОНР III уровня.
Задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми. С точки зрения речевой патологии одним из наиболее распространённых нарушений среди дошкольников и младших школьников является общее недоразвитие речи (ОНР).
Изучая отклонения речевого развития у детей с нормальным слухом и интеллектом, профессор Левина Р.Е. впервые выделила и описала особую категорию детей с проявлениями системной несформированности всех языковых структур (фонетики, грамматики, лексики), которую и обозначила термином «общее недоразвитие речи».
Противоречие: несмотря на понимание значимости нормального речевого развития детей в старшем дошкольном возрасте логопедическая и коррекционно-развивающая помощь оказывается не всем детям, также не все родители задумываются о последствиях речевой задержки и нарушений речи.
Исходя из выявленного противоречия, мы можем определить проблему исследования. Проблема исследования: изучить особенности фонематических процессов у детей 6-го года жизни с ОНР III уровня и определить условия эффективной коррекционно-развивающей помощи детям данной возрастной группы.
Цель – изучение особенности формирования фонематических процессов у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи 3-го уровня.
Объектом исследования в данной работе является процесс развития речи у детей с ОНР III уровня.
Предметом является процесс формирования фонематических процессов у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи 3-го уровня.
Контингент дети 6-го года жизни с ОНР III уровня.
Гипотеза - можно предположить, что группа детей 6-го года жизни с ОНР III уровня является неоднородной, с учетом структуры дефекта специально организованная логопедическая работа позволит более точно выяснить специфику речевого развития детей данного возраста, а также способствовать формированию полноценного базиса развития фонетико-фонематических процессов.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
- провести обзор теоретических данных по проблеме формирования звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста с целью составления психолого-педагогической характеристики детей 6-го года жизни с ОНР;
- выявить особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3-го уровня;
- подобрать организацию, методы и методики исследования.
- Разработать и апробировать комплексно-логопедические образовательные ситуации по формированию фонематических процессов у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи 3-го уровня.
Экспериментальная база: МБДОУ «Детский сад № 3 п. Калевала».
Анализ и интерпретация данных, выводы по результатам обследования
Цель – изучение состояния и уровня развития артикуляционной моторики, слоговой структуры слова, фонематических процессов, лексико- грамматических категорий и связной речи.
Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Подбор методик (автор Фотекова Т.А.) исследования артикуляционной моторики, слоговой структуры слова, фонематических процессов, лексико-грамматических категорий и связной речи.
2. Проведение констатирующего эксперимента
3. Обработка и анализ результатов исследования.
База проведения эксперимента МБДОУ «Детский сад № 3 п. Калевала».
В эксперименте принимали участие 2 детей в возрасте 6 лет.
Блоки проведения:
1. блок–исследование критерия: сформированность артикуляционной моторики;
2. блок–исследование критерия: сформированность слоговой структуры слова;
3. блок–исследование критерия: сформированность фонематических процессов;
1 блок: Артикуляционная моторика
А. « Улыбка»
Б. « Трубочка»
В. «Улыбка-трубочка»
Г. «Лопатка»
Д. «Иголочка»
Е. «Часики»
Ж. «Качели»
Показатели для оценки критерия:
-трудности нахождения отдельных поз
-качество выполнения движений (точность, плавность)
-последовательность выполнения движений
-темп выполнения движений (нормальный, замедленный, ускоренный)
-умение воспроизводить координированные движения, переключаемость с одного движения на другое.
2 блок: Слоговая структура слова «Повтори за мной»
Показатели для оценки критерия:
- правильное произношение слоговой структуры слова
-четкое произношение всех частей слова
3 блок: Фонематические процессы
3.1. Фонематический слух
А. «Опознание фонем на материале слов»
Б. «Опознание фонем на материале слогов»
Критерии для оценки: - правильное воспроизведение парных слогов
3.2. Фонематическое восприятие:
В. «Опознание ударного гласного в начале слова»
Г. « Опознание ударного гласного в конце слова»
Д. «Опознание гласного в конце слова»
Критерии для оценки: - определение первого и последнего звука в слове (гласного, согласного)
Уровни успешности обследуемых детей:
80-100% - высокий
60-80%- выше среднего
40-60% - средний
20-40% - ниже среднего
0-20% - низкий.
По критерию: сформированность артикуляционной моторики получили следующие данные:
У Владиславы Е. отмечен средний уровень сформированности артикуляционной моторики (52%), Егора С. Отмечен уровень «ниже среднего» - 30%. При выполнении таких упражнений, как: «иголочка», «качели», «часы» - у обследуемых возникли затруднения, в удержании позы, в переключении с одной артикуляционной позы в другую.
А такие упражнения как, «улыбка, трубочка, Улыбка-трубочка, лопатка» оказались более доступными.
По критерию правильное произношение слоговой структуры слова получили следующие результаты: При изучении состояния слоговой структуры слова и Владислава и Егор испытывали трудности в произношении таких слов, как кузнечик, матрешка, избушка, хлеб, звезда, гнездо, паутина, черепаха. Остальные слова оказались более доступными. Также у обоих детей отмечается средний уровень сформированности по критерию четкое произношение всех частей слова.
По критерию сформированность фонематических процессов получили следующие результаты: в ходе изучения сформированности фонематического слуха у детей возникли трудности в различении глухих и звонких согласных (ка-га, па-ба). Также в опознание фонем на материале слогов (миска-мишка)
При выполнении заданий на изучение сформированности фонематического восприятия у детей возникли трудности в определении первого звука в слове (ива), в определении последнего звука в слове (окно), и в определении последнего согласного звука в слове (мак, дом)
Таким образом, в ходе проведения обследования и анализа полученных результатов, выяснили что, что и у Владиславы и у Егора отмечается недостаточный уровень сформированности фонематических процессов.
Рекомендации по формированию фонематических процессов у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи 3-го уровня
Многие из изготовленных игр являются известными, но материал подобран с учетом речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, либо используется нетрадиционный вариант игры. Вот несколько примеров: игра «Волшебный мешочек», игра «Геометрическая мозаика», игра «Разрезные картинки», игра «Найди пару».
В методической литературе найдено немало интересных и многофункциональных игр, например: «Логокуб», «Карточка-проверялочка», «Что можно сделать за одну минуту?», «Поймай рыбку», «Шумящие коробочки», «Замочная скважина».
Дополнительно были разработаны такие игры: домино «Одежда», «Птицы», «Инструменты»; «Кого (чего) много?», «Чья тень?», «Слоговое лото», «Варежки и перчатки», «Делал или делала?», пазлы «Многозначные слова», лото «Подумай, посчитай», лото «Узнай букву, раскрась картинку», изготовлен макет «Домик для язычка».
Много игр можно придумать, используя обычные картинки. Их можно выкладывать лесенкой, конструировать различные предметы (паровоз, дома) и т.п.
Для того, чтобы сделать работу с карточками еще интересней, из картона изготовлены дополнительные атрибуты в виде озера, домиков, лепестков, стаканчиков, прямоугольников. Их особенность в том, что они большого размера, и на каждой такой детали особым образом сделаны прорези (в виде одной или нескольких дуг в местах предназначенных для помещения карточки). Таким образом, они подходят для большинства карточек, имеющихся в распоряжении логопеда, а также удобны тем, что предоставляют возможность менять картинки столько раз, сколько потребуется.
На этапе автоматизации звуков можно использовать пропевание детских песенок. С этой целью были отобраны и записаны на диск тринадцать песен. Предварительно ребенок разучивает слова песни. Затем на занятии она поется под фонограмму. Дома выполняется аналогичное задание, при условии, что родителям известен мотив песни. Использовать можно также те песни, которые дети разучивают на музыкальных занятиях. Таким образом осуществляется перенос усвоенных навыков в новые условия. Этот прием можно расценивать как одну из форм взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя. Недостаток использования детских песенок в работе заключается тем, что большинство текстов содержат звуки [р], [р’], [л], [л’], а значит применять их можно только в том случае, когда указанные звуки имеются в речи ребенка.
Описанные игры могут оказать большую помощь при обследовании детей, которые с трудом идут на контакт.
Поскольку среди детей, занимающихся с логопедом в детском саду, не имеющем в своем составе специализированных групп, встречаются дети и с фонетико-фонематическим недоразвитием, то для удобства работы была разработана тетрадь с печатной основой «Учусь не путать звуки». Тетрадь содержит большое количество игровых заданий, направленных на автоматизацию и дифференциацию различных звуков в словах и фразах. Работать по тетради можно на индивидуальных занятиях, либо использовать ксерокопии в качестве домашнего задания.
Все игры, о которых говорилось выше, а также многие другие используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях в зависимости от поставленной цели. Для каждого занятия игры подбираются таким образом, чтобы они подчинялись либо одной лексической теме, либо общему сюжету. Это придает занятию целостность, завершенность, а также способствует активизации словарного запаса и делает занятие еще более интересным. Объединить несколько игр в один сюжет возможно в том случае, если картинный материал подобран по разным лексическим темам и на разные группы звуков. Именно этот принцип был определяющим при изготовлении большинства дидактических игр.
В последнее время появилось большое количество компьютерных программ по развитию речи, например «Учимся говорить правильно», «Мир звуков», «Игры для тигры». Они не могут заменить традиционных занятий, но могут помочь педагогу разнообразить занятия. Так как программы можно использовать только в качестве дополнения к занятиям, а также с целью соблюдения гигиенических требований при работе на компьютере желательно проводить такие занятия одни раз в неделю преимущественно в вечернее время. Благодаря этому у детей не будет возникать вопросов и просьб поиграть в утренние часы.
Большие возможности по использованию игровых приемов предоставляют фронтальные занятия, так как на этих занятиях помимо дидактических можно использовать и подвижные игры. Особенно хорошо, если детям знакома игра и они могут произносить речевки самостоятельно. В этом случае логопеду необходимо следить за правильным звукопроизношением. Интересным приемом, позволяющим развивать слуховое внимание, является предъявление заданий в стихотворной форме. Активизации внимания детей также способствует подчинение всех этапов занятия не только одной цели, но и одной сюжетной линии. Несколько необычными являются занятия по подготовке к обучению грамоте в третьем периоде, так как при проведении занятий используются элементы драматизаци.
Нельзя обойти стороной и ведение индивидуальных тетрадей детей. Записи во всех тетрадях начинаются с иллюстраций к артикуляционным упражнениям. Прежде чем дать задание нарисовать (наклеить) картинки, в названии которых есть заданный звук, проводится предварительная работа, так как родители неохотно выполняют такие задания, часто выполняют их вместо детей. Предварительная работа заключается в следующем. Задание нарисовать что-либо первый раз дается ребенку на индивидуальном занятии. Это позволяет оценить, насколько сформированы у ребенка графо-моторные навыки, да и просто понять, любит ли ребенок рисовать или предпочитает избегать сложной для него деятельности. Часто используется прием совместного рисования, когда рисунок создается ребенком и логопедом, обычно в этом случае логопед начинает рисовать, а ребенок дорисовывает детали (яблоки на яблоне), либо рисунок педагога используется как образец. Только после этого в качестве домашнего задания предлагается нарисовать предмет, как правило, указывается что именно нужно нарисовать (он должен быть прост в изображении). Нередко запись домашнего задания дополняется простыми рисунками или силуэтами предметов, вырезанных из картона, что позволяет превратить отработку речевого материала в игру. Поскольку картинки с изображением предметов, в названии которых есть определенный звук, все-таки нужны, имеется подборка черно-белых сюжетных картинок, насыщенных предметами, с тем или иным звуком в названии, ксерокопии с них вклеиваются ребенку в тетрадь. Таким образом, немало внимания уделяется раскрашиванию. Чуть позже эти картинки можно будет использовать для автоматизации звуков в связной речи. Для экономии времени на записи используются карточки со словами, стихами к пальчиковым играм, текстами для пересказа и даже схемами для конструирования (например, из спичек), которые вкладываются в тетрадь. Но это возможно только в тех случаях, когда домашние задания выполняются систематически. Помимо этого каждая тетрадь снабжена системой условных обозначений, для обеспечения заочной формы общения с родителями.
В ходе коррекционно-педагогической работы логопед стремиться вовлечь как можно большее количество людей в этот сложный и трудоемкий процесс (родителей, сотрудников дошкольного учреждения). От того насколько успешно будет решена эта задача, во многом зависят дальнейшие успехи ребенка. Поэтому помимо информирования родителей и педагогов об уровне речевого развития детей, сбора анамнеза следует не только рассказать о причинах и основных этапах работы по коррекции речевых нарушений, но и помочь им активно участвовать в этом процессе.
В работе с родителями и педагогами преимущественно используются традиционные формы работы: родительские собрания, анкетирование, информационные стенды, консультации, открытые занятия, но особенность их состоит в том, что все они носят практическую направленность.
Анкетирование родителей проводится, с целью сбора анамнеза, а также для выявления родителей, имеющих активную позицию в воспитании ребенка. Логопед таким образом намечает себе кого из родителей следует постараться убедить в необходимости больше внимания уделять ребенку. Многие логопеды предлагают анкеты родителям по окончании работы с ребенком. Анкетирование - быстрый и удобный способ получения необходимой информации, который помогает планировать дальнейшее направление работы.
Помимо теоретических сведений родителям и педагогам сообщаются конкретные приемы работы, а также обязательно приводятся примеры игр для закрепления того или иного навыка.
В первые же дни после начала коррекционной работы родителям в ходе семинара-практикума или на индивидуальной консультации даются рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики. Записи домашних заданий обязательно дополняются игровыми заданиями, направленными не только на закрепление приобретенных навыков, но и на развитие различных психических функций.
В дальнейшем все очные и заочные консультации, размещаемые на информационных стендах, красочно оформляются и обязательно содержат примеры игр, позволяющих родителям применить полученные знания на практике. Одно из требований к информационным стендам, которое неукоснительно соблюдается, - это актуальность, содержащегося в них материала на данном этапе коррекционной работы.
Для большей наглядности можно оформить выставку «Игры и пособия своими руками». Благодаря такой выставке родители узнают, какие игры используются в работе с детьми. Во время посещения выставки родителями следует обратить их внимание на то, что многие игры просты в изготовлении, а значит, их можно сделать вместе с ребенком, что в свою очередь поможет организовать деятельность ребенка дома.
Всем педагогам и родителям предоставляется возможность посещать фронтальные, подгрупповые или индивидуальные занятия логопеда. В конце года проводится заключительное праздничное занятия с участием не только детей, прошедших курс обучения, но и их родителей. Праздник проходит очень весело, оставляет много приятных впечатлений родителям и детям.
Выше говорилось о том, что значение игры в дошкольном возрасте трудно переоценить. К сожалению, воспитатели особенно старших и подготовительных групп часто не уделяют должного внимания развитию игровой деятельности. В то же время материально-методическая база детского сада ограничивает педагогов в выборе методической литературы и приобретении дидактического материала. Решением этой проблемы может быть создание игротеки (в данном случае речь идет об играх, служащих развитию различных сторон речи, а также высших психических функций). Игротека речевых игр представляет собой набор карточек с описанием целей и хода игры, которая изготавливается логопедом и отдается в пользование педагогам. Оформление каждой игры на отдельной карточке удобно тем, что при таком подходе нет игр-близнецов, можно очень быстро найти нужную, кроме того, педагог сможет шире использовать игры, содержащие стихотворные тексты, так как карточка выступает в роли памятки.
Еще один вариант по «внедрению» речевых игр в жизнь группы - это коррекционный уголок. Коррекционный уголок содержит набор дидактических игр, направленных на развитие всех сторон речи, особое внимание должно быть уделено играм для автоматизации поставленных звуков. Оформить такой уголок можно силами родителей и педагогов. Благодаря такому уголку в группе появляется специально отведенное место для индивидуальных и подгрупповых занятий воспитателя с детьми в вечерние часы, а представленные пособия экономят время в подготовке и проведении таких занятий. Если же таковых пособий пока немного, то логопед может предоставлять свои игры во временное пользование. Таким образом решается проблема нежелания воспитателей заниматься с детьми в вечернее время.
Одной из форм взаимодействия педагогов могут быть интегрированные занятия, благодаря которым также достигаются более высокие результаты в коррекции речевых нарушений. В качестве примера может быть рассмотрено занятие, проведенное совместно логопедом с инструктором по физической культуре. Данная форма взаимодействия послужила достижению следующих целей. С одной стороны, в рамках занятия обобщались знания детей по лексической теме «Птицы», особое внимание было уделено правильному произношению поставленных звуков в стихотворных текстах, подобранных с учетом речевых возможностей. С другой стороны, это прекрасная возможность наглядно продемонстрировать специалистам ДОУ, как органично можно включить упражнения на ориентировку в пространстве, развитие дыхания, мелкой моторики и закрепление навыков правильного произношения в одно занятие по физической культуре, подчинив одной сюжетной линии. Ведь все мы прекрасно знаем пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Что касается консультаций, то наряду с традиционными могут применяться и заочные: обобщенный материал из разных источников по одной теме. Хорошо, если имеются дополнения в виде рисунков, схем и таблиц. Это удобно, когда возникает конкретная проблема, требующая решения, но интересна в данное время только педагогам, работающим на одной из групп.
О необходимости и успешности всех описанных форм, приемов и методов работы свидетельствуют детские рисунки.
Рекомендации по оптимизации педагогического взаимодействия с ребёнком по преодолению нарушений развития речи
Практика работы в логопедической группе показывает, что успех формирования правильной речи у дошкольников с ее нарушениями во многом зависит от того, насколько продуктивно будет осуществляться процесс закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях.
Вместе с тем эффективность преодоления ОНР у дошкольников зависит не только от системы коррекционно-развивающих мероприятий, проводимых логопедом и воспитателем в детском саду, индивидуальных особенностей личности ребенка, но и от осознанного участия семьи в воспитании ребенка с нарушениями речи.
Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку с ОНР в сочетании с адекватным использованием рекомендаций логопеда на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию правильной речи у дошкольника.
Цель нашей работы заключалась в разработке содержания и форм взаимодействия логопеда и семьи, направленного на повышение эффективности процесса преодоления общего недоразвития речи у детей 5-6 летнего возраста.
Нами предполагалось, что одним из важнейших путей оптимизации работы по преодолению ОНР у детей является создание такой системы сотрудничества логопеда с семьей, которая предусматривает поэтапную организацию обучения и участия родителей в коррекционно-воспитательных мероприятиях.
В процессе работы предусматривалось участие родителей в коррекционно-воспитательном процессе, направленном на преодоление речевого недоразвития у детей и, таким образом, обеспечивалось единство педагогического влияния на данный контингент дошкольников в семье и специальном дошкольном учреждении.
Основу взаимодействия логопеда и семьи составляли следующие факторы:
-установление психологического взаимопонимания между участниками данного процесса;
-повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания ребенка с данной речевой патологией;
-определение путей коррекционно-воспитательного воздействия с учетом организации и содержания развивающего обучения в дошкольном учреждении.
Предлагаемая нами система сотрудничества между логопедом и семьей представлена комплексом мероприятий, содержательный компонент которых согласуется с программой коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР в условиях специализированного детского сада.
Нами осуществлялся комплексный подход к организации и содержанию процесса преодоления трудностей речевого развития в условиях взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и семей детей с ОНР, основные пути реализации которого состояли в следующем:
-обеспечение единства целей, задач и содержания совместной коррекционной работы педагогов и семьи;
-установление и последовательное поддержание эмоционально-положительных взаимоотношений участников коррекционного процесса в семье и детском саду;
-обеспечение параллельности осуществления коррекционного обучения ребенка и консультативно-методической работы с его семьей;
-сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с родителями;
-согласование коррекционно-воспитательных воздействий на развитие ребенка с речевой патологией со стороны педагогов и родителей.
Разрабатывая содержание процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР, мы выделяли три этапа:
l-формирование ориентировочной психолого-педагогической основы совместной деятельности логопеда и семьи;
ll-последовательное включение семьи в процесс коррекционной работы по преодолению ОНР у детей;
lll-развитие умений родителей осознанно проводить коррекционно-воспитательную работу с ребенком под руководством логопеда.
Первый этап коррекционной работы предполагал решение следующих задач: создание психологической готовности семьи к сотрудничеству, формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка.
Метод анкетирования использовался в качестве вспомогательного. Анкетирование родителей, проводимое в начале года, предусматривало получение данных о ребенке и его семье по следующим разделам: общие сведения о ребенке, анамнестические данные, характеристика условий воспитания ребенка, воздействие семьи на его развитие, готовность семьи к сотрудничеству с логопедом.
Анализ особенностей воспитания детей с общим недоразвитием речи показал, что эмоциональный контакт с ребенком устанавливался у половины опрашиваемых родителей. Однако в большинстве семей принято было чрезмерно опекать ребенка. Участие взрослого в игре с ребенком в качестве партнера установлено лишь у 42% родителей. Главным воспитывающим лицом определялась мать ребенка.
Преодолению речевого дефекта не уделяли внимания 45%. Подавляющее большинство родителей не обращалось к специалистам до определения детей в логопедическую группу.
Анализ результатов анкетирования позволил выявить однообразие организации жизни ребенка в семье (просмотр телевизионных передач-74%; компьютерные игры-60%;). Заинтересованность в совместной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи отмечена в ответах всех (100%) анкетируемых.
Практическая часть консультаций первого этапа была посвящена обучению родителей активному и целенаправленному наблюдению за ребенком в домашней обстановке. Такая работа была необходима, поскольку большинство родителей мало уделяли внимания своему ребенку, часто оказывались в роли пассивных слушателей или наставников, а не партнеров.
Наблюдение родителей за игрой ребенка с целью уточнения данных об особенностях его поведения и деятельности стимулировало их к включению в игровой процесс и к диалогическому общению с ребенком.
В процессе второго этапа предусматривалось последовательное включение семьи в процесс коррекционной работы. В связи с этим нами были выделены следующие задачи: познакомить родителей с программой коррекционного обучения детей с ОНР; расширить их знания по проблемам общего психического и речевого развития детей с данной речевой патологией; обучить родителей некоторым коррекционным приемам работы с ребенком в семье; сформировать у родителей умения и навыки развития речи в процессе семейного воспитания ребенка, организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта « Родной свой край - люби и знай».
В процессе работы мы обеспечивали рациональное сочетание педагогического просвещения родителей по вопросам развития ребенка дошкольного возраста с недоразвитием речи с рекомендациями по практическому закреплению знаний в различных формах взаимодействия с ребенком в конкретных ситуациях воспитания.
Мы провели родительское собрание на тему: «Цели и задачи коррекционной работы в логопедической группе для детей с нарушениями речи». Провели семинар практикум по ознакомлению с органами артикуляции, индивидуальные беседы .
В ходе второго этапа мы использовали различные формы сотрудничества с семьей: просмотр занятий, тематические консультации: «Развитие ребенка с общим недоразвитием с речи», «Формирование артикуляционной моторики», «Основные направления работы по исправлению нарушений звукопроизношения», «Автоматизация звуков с помощью игровых приемов», консультирование родителей воспитанников в режиме онлайн посредством сайта ДОУ. Совместные игры детей с родителями «Час семьи», использование карточек домашнего задания «Волшебная шкатулка». Участие родителей в коррекционных занятиях, участие родителей в праздниках, в процессе реализации проекта.
Переход к следующему этапу коррекционной работы логопеда с семьей осуществлялся нами с учетом уровня овладения родителями основами взаимодействия с ребенком в семье, степени сформированности у родителей ряда умений, связанных с осознанной оценкой индивидуально-личностных изменений в деятельности и поведении ребенка в ходе воспитательного процесса.
На третьем этапе сотрудничества логопеда и семьи нами решались следующие задачи: определение эффективных приемов работы с семьей ребенка; закрепление умений родителей использовать полученные в ходе обучения знания в условиях семейного воспитания; стимулирование творческой деятельности родителей в ходе реализации проекта; применение различных форм контроля за выполнением родителями заданий логопеда в домашних условиях.
Основной особенностью структурно-содержательной организации процесса взаимодействия логопеда с семьей являлось проведение дискуссий в группе, в ходе которых родители обменивались мнениями, идеями о возможных вариантах подхода к решению коррекционных задач.
На практических семинарах родителям были предложены такие приемы коррекционной работы с детьми, как изменение ролей (в играх «Незнайка и Знайка», «Учитель и ученик»), преодоление «препятствий» (в игре «В поисках клада»).
В ходе данного этапа сотрудничества мы привлекали родителей к совместному с логопедом проведению подгрупповых коррекционных занятий, разработке сценариев праздников для реализации проекта. Проведение этих и других коррекционных мероприятий способствовало закреплению у детей умений и навыков грамматически правильного построения предложений, совершенствованию диалогической и связной форм речи.
Результаты работы показали, что использование разработанной нами системы сотрудничества логопеда и семьи способствовало повышению эффективности преодоления общего недоразвития речи у детей.
Определение содержания и дифференцированных форм взаимодействия логопеда и родителей, выяснение путей его организации обеспечивало расширение педагогических и психологических функций их сотрудничества. Одним из важнейших итогов такой работы стало возрастание коррекционно-педагогического потенциала каждого участника процесса воспитания детей с общим недоразвитием речи. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, оказалось необходимым условием в процессе коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с недоразвитием речи, а также явилось важным фактором, способствовавшим гармоническому развитию личности ребенка с данным видом речевого нарушения.
Беседа с родителями на тему «Развиваем речь ребенка»
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания.
Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
К концу дошкольного возраста современный ребенок должен уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, чётко, внятно и выразительно декламировать стихи.
Развивая связную речь, важно научить ребёнка пересказывать короткие сказки и рассказы. Начните эту работу с пересказа знакомых сказок с несложным сюжетом.
Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.
Для запоминания сюжета детям помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед ребёнком сказку, попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех персонажей.
Старайтесь фразу: «Перескажи услышанное, прочитанное» заменить игрой. Предложите ребёнку поиграть в радио. Он будет диктором, который разыгрывает радио-спектакль. Вечером вы его уложили в кровать и рассказали сказку, а он в свою очередь укладывает спать свои игрушки и, так же как и вы потчует их сказочной историей.
Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно нарисовал это время года? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток вопросов. Можно предложить ребёнку проиллюстрировать прочитанный текст самому и потом обсудить его «картинку к тексту».
Книги для детей, как правило, ярко иллюстрированы. Рассматривая вместе с ребёнком иллюстрации, не торопитесь. Ставя вопрос, акцентируйте внимание на деталях, объясняйте, какой текст иллюстрирует эта картинка. Пусть ребёнок припоминает, сверяет. Всё это приучит внимательно, осмысленно рассматривать то, что изображено на картинке.
Иллюстрации к книгам помогают дошкольнику лучше понять содержание произведения, яснее представить описанные в нём природу, конкретную ситуацию в которой действуют герои.
Чтение играет огромную роль в формировании словарного запаса ребенка. Проанализируйте, какую литературу вы читаете ребёнку. Постарайтесь перейти с книг, где активно развивается сюжет, много действия и встроенных диалогов, на описательную литературу. Это рассказы о природе, о животных, о путешествиях. Обратитесь к книгам наших немеркнущих классиков, и уже через небольшой промежуток времени вы почувствуйте красоту и богатство русского языка, его мелодику.
Если в тексте встречаются незнакомые слова и понятия, объясняйте их ребёнку, приведите примеры, в каких случаях они употребляются. Пусть ребенок сам сочинит предложения с использованием новых слов и понятий. По ходу чтения обращайте внимание на то, что вам понравилось или поразило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание объекта или смелый поступок героя. «Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку?»
Чтение – это диалог между книгой и ребенком. Книга – это непассивный объект, прочел и поставил на полку - это повод поговорить, обсудить, поразмышлять.
Читая хорошую литературу, вы будете получать удовольствие сами, и ваше наслаждение чтением передастся ребенку.
Если раньше вы читали ребёнку минут тридцать, а потом закрывали книгу, то теперь измените процесс чтения. Пятнадцать минут – читаете, пятнадцать минут – говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка. Если мал, то и вопросы самые простые: «О чем рассказывается в сказке? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку постарше и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?»
Взрослый не только направляет беседу, задавая вопросы, а строит диалог. Высказывайте свое мнение, иногда оно сознательно может быть «неправильным», чтобы ребенок мог заметить ошибку, неверную мысль и вас поправить. Взрослый вынуждает ребёнку высказать свое мнение и говорить о том, что «не написано» в книжке.
Часто встречаемое задание на уроках в школе – пересказ прочитанного своими словами. Ребенок зачастую пугается, и все свое внимание направляет на вспоминание текста, считая, чем точнее к оригиналу он расскажет, тем «правильнее» он выполнит задание. И забыв авторский текст, он «стопорится» и замолкает. Решить эту проблему можно, научив ребенка внимательно читать или слушать текст, а затем «войти» в прочитанное, увидеть содержание своими глазами, стать на время действующим лицом и пересказать то, что его окружает, то, что он видит.
Нередко ребенок не понимает смысл и содержание текста, поэтому не может грамотно его пересказать. Сначала прочитанный материал нужно подробно разобрать, уяснив смысл каждого слова и понятия, найти к новым терминам синонимы, уже знакомые ребенку. Если потом он и забудет новое для него слово, то сможет заменить его другим, схожим по смыслу. Перед каждым пересказом разбирайте, «разжевывайте» текст, это залог грамотного пересказа.
Значение для развития ребенка яркого образного языка сказок, рассказов трудно переоценить. Они обращены к сердцу и чувствам дошкольника. Читайте русские народные сказки, сказки других народов нашей страны и народов мира.
Многие поколения детей воспитывались на сказках К. И. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, братьев Гримм, Перро, Андерсена и др.
Художественная литература пробуждают в ребёнке лучшие чувства, такие, как доброта, сочувствие, сопереживание, учат замечать настроение героев, вызывают протест против зла, несправедливости, желание защитить, помочь.
Как жаль, что ушла в прошлое хорошая традиция старых интеллигентных семей – коллективное чтение вслух. Его заменили радио, телевизор, видеомагнитофон, компьютер. Но именно общие переживания прочитанного объединяли семью, рождали общие интересы, воспитывали любовь к литературе.
Если вы знакомите сына или дочь с новой книгой, дочитав её до конца, отложите на время. Надо дать ребёнку возможность осознать и пережить услышанное. Не следует и спрашивать о чём эта книга, чтобы не разрушить эмоциональное состояние, вызванное прочитанным. Затем можно снова обратиться к чтению этого произведения второй и третий раз.
Чтение книги не терпит спешки. Необходимо отложить все дела и почитать 20 – 30 минут. Читать надо неторопливо, четко, выразительно.
После чтения не спешите закрывать книгу. Спросите ребенка, о чем читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Можно спросить, какими словами говорится о весне, о лете, о герое. Дополните разговор рассматриванием иллюстраций, спросите, кто это, что делает, куда идёт, что было потом и т. д. Если произведение небольшое, пусть ваш сын или дочь повторяет за вами или вместе с вами отдельные слова, повторы.
Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Ребёнок с малых лет начинает проявлять выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи, в соответствующем, конечно отборе, всегда производят впечатление на детей.
Хорошее стихотворение – та же музыка. Чем меньше ребёнок, тем определённее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нём воплощаются, и нельзя не удивляться той лёгкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребёнка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Поэтому взрослым следует быть крайне разборчивыми при выборе стихотворений для детей.
На первом месте стоит материал народного фольклора. Это народные песенки, шутки, прибаутки, потешки, которые по форме и языку отвечают требованиям, предъявляемым к стихам для маленьких читателей.
А требования эти таковы: простота и чёткость ритма; краткость самого стишка и отдельных строк; простота и ясность знакомым детям образов; отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действительности.
Читайте детям, начиная с раннего возраста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Это бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Народный фольклор обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. А положительная эмоциональная окраска делает освоение речи более успешным.
Залогом успешной работы с ребёнком младшего возраста является неоднократное повторение одного и того же текста (потешки, песенки, шутки, прибаутки). Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда ребёнок хорошо овладел его содержанием, необходимо проводить работу по ответам на вопросы по тексту. Вопросы должны быть направлены на развитие поэтического слуха, умения находить в небольшом тексте художественно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и др.), выделять предмет из ряда подобных. Необходимость отвечать на вопросы не только развивает речь ребенка, делает ее образной, художественной, но и помогает сделать процесс восприятия художественной литературы осмысленным.
Другой источник, из которого можно черпать поэтический материал для детей, - это мировая литература, произведения великих мастеров и художников слова. Пусть ребёнок слушает и заучивает стихи о природе, о труде людей – А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина, И. Никитина и других.
У Пушкина вы найдёте стихи для детей начиная с четырёх-, пятилетнего возраста: о птичке, яблочке, кораблике, сороке, чиже, ветре, волне, коне, пчёлке. «Последняя туча», «Утро», «отрывки из «Евгения Онегина», воспроизводящие так ярко и художественно различные моменты времён года, великолепный «Сказ о медведице» - всё это можно смело предлагать детям.
Особого отношения к себе требуют пушкинские сказки: «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о спящей красавице и семи богатырях».
К семи годам дети должны иметь представление о том, кто был Пушкин. Его облик им должен быть знаком. Какой ценнейший материал для бесед с детьми даёт жизнь Пушкина в Михайловском, в трогательном содружестве со старушкой няней! Проиллюстрируйте эти беседы стихотворениями «Подруга дней моих суровых», «Буря мглою небо кроет», «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась».
Творчество Некрасова также может шести-, семилетним детям дать много. Отрывки из поэмы «Саша»; стихотворения «Зелёный шум», «Соловей», «Пчёлы», «Дедушка Мазай и зайцы», «Несжатая полоса», «Горе птички», «Мороз-воевода», «Мужичок с ноготок», «Дядюшка Яков» – все эти вещи можно читать детям старшего дошкольного возраста. Вы об этом не пожалеете! На совершенных образцах мастерства Пушкина и Некрасова, а так же Ф. Тютчева и С. Есенина развивается литературный вкус, облагораживается язык ребёнка.
Вопрос о заучивании, или, вернее, запоминании стихотворений детьми, требует к себе специального внимания.
Сначала стихотворение ребёнку читает взрослый, эмоционально, не торопясь. Обращайте внимание ребёнка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Попробуйте придумать вместе с ребёнком, почему поэт написал то или иное стихотворение.
Затем проводится словарная работа, т. е. уточняется, все ли слова понятны ребёнку, объясняются малознакомые слова и выражения.
Задайте вопросы ребёнку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а вам проверить это понимание.
Обратите внимание ребёнка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте.
Игровые приёмы, которые помогут вам при этом:
Заучивание стихотворения в лицах, драматизации. Этот приём помогает лучшему осмыслению текста, выбору нужной интонации и большей выразительности речи.
Рассказывание стихотворения по-разному (весело, грустно, скучно, как робот, радостно…) способствует формированию выразительности речи.
Не стоит злоупотреблять хоровым произношением стихов совместно с ребёнком. Это большая ошибка. Существует вид декламационного искусства, так называемая хоровая декламация, но это искусство не доступно детям дошкольного возраста. Читая вместе с вами хором, ребёнок рубит, скандирует стихи, отбивает рифмы, приобретает манеру крикливого, бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность. Надо чаще привлекать ребёнка к индивидуальному чтению стихов, руководить выразительностью чтения, обращать внимание на удачное исполнение и никогда не заставлять ребёнка читать первому встречному ради показа, из тщеславия.
Стихи нужны детям. Будем же давать наилучшее, и оберегать их от всего пошлого и бездарного.
Уважаемые родители! Не надо думать, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ваш ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь.
Хотелось бы дать еще несколько советов. Старайтесь сделать так, чтобы начатая вами и ребенком работа (рассказывание, пересказ, заучивание стихотворения) была доведена до определенного завершения. Это очень организует ребёнка. Упустив этот момент, вы рискуете тем, что ваш ребенок привыкнет «перескакивать» с одного дела на другое, с одной книги на другую. Сознание выполненного дела доставляет ребенку большую радость, особенно если ребёнок слышит одобрение и похвалу.
В учебно-исследовательской практике была рассмотрена проблема нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Диагностическое исследование было направлено на обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Назначение: обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста с целью выявления необходимых мероприятий логопедической помощи.
В процессе диагностического исследования было выявлено, что у обоих детей отмечаются недостатки звукопроизношения. У Владиславы Е. отмечен средний уровень сформированности артикуляционной моторики (52%), Егора С. Отмечен уровень «ниже среднего» - 30%. При выполнении таких упражнений, как: «иголочка», «качели», «часы» - у обследуемых возникли затруднения, в удержании позы, в переключении с одной артикуляционной позы в другую.
А такие упражнения как, «улыбка, трубочка, Улыбка-трубочка, лопатка» оказались более доступными.
При изучении состояния слоговой структуры слова и Владислава и Егор испытывали трудности в произношении таких слов, как кузнечик, матрешка, избушка, хлеб, звезда, гнездо, паутина, черепаха. Остальные слова оказались более доступными
В ходе изучения сформированности фонематического слуха у детей возникли трудности в различении глухих и звонких согласных (ка-га, па-ба). Также в опознание фонем на материале слогов (миска-мишка)
При выполнении заданий на изучение сформированности фонематического восприятия у детей возникли трудности в определении первого звука в слове (ива), в определении последнего звука в слове (окно), и в определении последнего согласного звука в слове (мак, дом)
Таким образом, в ходе проведения обследования и анализа полученных результатов, выяснили что, что и у Владиславы и у Егора отмечается недостаточный уровень сформированности фонематических процессов.
При обследовании звукопроизношения у всех детей наблюдалась смазанная, монотонная и невнятная речь.
Наиболее распространенными у дошкольников являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков. Менее распространенными оказываются нарушения произношения сонорных Л и Р.
Таким образом, своеобразие количественных дефектов произношения звуков у дошкольников определяется соотношением и акустических и артикуляторных характеристик различных групп звуков. Как показало наше исследование, группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков, акустически более ярких, хотя и более сложных по артикуляции. Такое соотношение можно объяснить наличием у детей определенных нарушений слухового восприятия речи, в связи с чем акустическая близость звуков оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения.
В связи с полученными результатами были подобраны игровые технологии коррекционного воздействия, направленные на преодоление отклонений в звукопроизношении детей 6го года жизни с ОНР III уровня.
Немало времени нужно потратить на изготовление дидактических игр, наглядного материала, информационных стендов и многое другое, что так необходимо в работе с детьми дошкольного возраста. Но, имея такой багаж пособий можно без труда спланировать столько индивидуальных и подгрупповых занятий, сколько требуется. Во второй главе было описано, как логопед может использовать обычные дидактические игры для решения задач по коррекции фонетической стороны речи на всех этапах работы. Воспитатели с удовольствием используют материалы, предоставляемые им даже на временное пользование. А как приятно слышать просьбы детей: «Возьмите меня на занятие!», и в последствии их чистую речь.
На основании проделанной работы были сделаны следующие выводы и разработаны некоторые рекомендации:
1.В работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР необходимо уделять внимание различным видам игр (сюжетно-ролевым, подвижным, дидактическим).
2.Следует тщательно отбирать игры (особенно дидактические) на предмет качества предлагаемого материала.
3.При изготовлении игр отдавать предпочтение многофункциональным, позволяющим решать разнообразные задачи.
4.Привлекать детей к изготовлению дидактических игр с целью воспитанию таких нравственных качеств как бережливость и аккуратность.
5.Оказывать помощь родителям в организации игровой деятельности детей дома.
Обобщив имеющийся опыт по использованию игр и игровых приемов в работе с детьми с ОНР с нарушениями звукопроизношения, были решены поставленные задачи. Все описанные игры и приемы приведены с учетом этапов коррекционной работы. Приводятся различные формы взаимодействия с педагогами и родителями по ознакомлению их с речевыми играми. Таким образом, выстраивается система работы, затрагивающая различные направления работы логопеда в дошкольном учреждении: организационно-методическое, диагностическое, коррекционно-педагогическое, консультационное, профилактическое.
Литература
-
- Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М., 2014. – 96с.
- Бодраченко И.В. Речевые игры: что это такое и как в них играть // Логопед, 2012, № 3. - С.97 - 102.
- Борисова Е.А. «Четвертый лишний» не бывает лишним // Логопед, 2014, № 3. - С. 68 - 70.
- Бохан О.А. Игровые приемы в коррекции звукопроизношения // Логопед, 2014, № 2. - С. 69 - 71.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2012.- 272с.
- Довгаль Н.В. Логопедические игры в песочной стране // Логопед, 2014, № 3. - С.84 - 86.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. ЛОГОПЕДИЯ: преодоление ОНР у дошкольников. - Екатеринбург. 2012.
- Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль, 2012.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М., 2012. - 128с.
- Костылева Н.Ю. Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным // Логопед, 2012, № 2. - С. 74 - 77.
- Левина Е.В. Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков // Логопед, 2014, № 5. - С. 58 - 64.
- Лопухина И.Г. Логопедия. Звуки, буквы и слова, СПб, 2014.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб, 2012.
- Подобед С.О. Игры для детей с тяжелыми нарушениями речи // Логопед, 2014, № 5. - 67 - 71.
- Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2013, № 1. - С. 49 - 62.
- Романова Н.С. Пособия по развитию речи // Логопед, 2012, № 2. - С. 62 - 65.
- Самойлова И.М. Пособия по развитию речи // Логопед, 2012, № 6. - С. 59 - 63.
- Самусикова Л.А. Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям //Логопед, 2014, № 2. - С. 65 - 69.
- Сергеева Т.В. Игровые рифмовки //Логопед, 2016, № 1. - С. 61 - 64.
- Скворцова И.В. Логопедические игры + CD. Для детей 4 – 6 лет. – М., 2012. – 208с.
- Черноусова Ю.В. Автоматизация звуков с помощью игровых приемов // Логопед, 2016, № 5. - С. 41 - 42.
- Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2015, № 2. - С. 61 - 63.
- Шигина Г.Ф. Игровой и занимательный материал для логопедических занятий // Логопед. 2012, № 6. - С. 51 - 58.
- Шичанина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков // Логопед, 2014, № 5. - С. 96 - 99.
Протоколы обследования детей с ОВЗ
Протокол № 1
I. Анкетные данные
1. Фамилия имя ребенка Владислава Е.
2. Дата рождения12.09.2012
Возраст 6
4. Состояние артикуляторной моторики:
Губы:
«Улыбка» +
«Трубочка» +
Улыбка –
трубочка»+
«Иголочка» -
«Качели» -
«Часы» -
Язык: «Лопатка» -
II. Обследование слоговой структуры слова
карман +
телефон +
барабан +
яблоко +
шахматы+
автобус +
кузнечик+
матрешка+
избушка+
хлеб –
торт –
звезда –
гнездо -
паутина-
черепаха-
III. Обследование фонематического слуха
3. Опознание фонем на материале слов: послушай слова и покажи соответствующие картинки: где стул?
Где стол? +
коса-коза+
кочка-кошка +
миска-мишка –
4. Опознание фонем на материале слогов: послушай и повтори:
да-та+
па-ба +
га-ка+
ма-ба +
та-да+
ба-па; -
ка-га –
ба-ма +
IV. Обследование фонематического восприятия
4. Опознание ударного гласного в начале слова:
в слове Аня первый звук [а], а в слове:
аист +
утка+
ива -
4. Опознание ударного гласного в конце слова:
в слове «рука» последний звук [а], а в слове:
нога +
окно +
кенгуру –
5. Опознание согласного в конце слова: в слове «кот» последний [т], а в слове:
мак +
дом +
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III уровня. 52% - средний уровень
Протокол № 2
I. Анкетные данные
1. Фамилия имя ребенка: Егор С.
2. Дата рождения 5.11.2012
Возраст 6
4. Состояние артикуляторной моторики:
Губы:
«Улыбка» +
«Трубочка» +
Улыбка +
«трубочка» +
«Иголочка» -
«Качели» -
«Часы» -
Язык: «Лопатка» -
II. Обследование слоговой структуры слова
карман +
телефон +
барабан +
яблоко +
шахматы+
автобус +
кузнечик -
матрешка-
избушка-
хлеб –
торт +
звезда –
гнездо -
паутина -
черепаха-
III. Обследование фонематического слуха
3. Опознание фонем на материале слов: послушай слова и покажи соответствующие картинки: где стул?
Где стол? +
коса-коза+
кочка-кошка –
миска-мишка –
4. Опознание фонем на материале слогов: послушай и повтори:
да-та+
па-ба -
га-ка -
ма-ба +
та-да+
ба-па; -
ка-га –
ба-ма –
IV. Обследование фонематического восприятия
4. Опознание ударного гласного в начале слова:
в слове Аня первый звук [а], а в слове:
аист +
утка+
ива -
4. Опознание ударного гласного в конце слова:
в слове «рука» последний звук [а], а в слове:
нога –
окно +
кенгуру –
5. Опознание согласного в конце слова: в слове «кот» последний [т], а в слове:
мак –
дом –
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III уровня. 30% - ниже среднего