Анализ результативности таможенных экспертиз в России и за рубежом
Речь
Уважаемый председатель и члены комиссии. Я представляю вашему вниманию курсовую работу на тему «Анализ результативности таможенных экспертиз в России и за рубежом».
Актуальность рассматриваемой темы заключается в роли таможенных экспертиз во внешнеэкономической деятельности, а также в том, что в условиях развития страны возрастает роль и значение экспертного анализа товаров и услуг внешнеторговой деятельности, следовательно, усиливается его влияние на развитие внешних торговых связей.
Цель данного исследования заключается в рассмотрении института экспертизы в таможенным деле на основе анализа результативности таможенных экспертиз как в России, так и за рубежом. В данной работе будут рассмотрены таможенные лаборатории США. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты таможенной экспертизы: общие характеристики и роль в деятельности таможенной сферы;
2. Определить основные принципы формирования и проведения таможенных экспертиз;
3. Проанализировать экспертно–исследовательскую деятельность таможенных лабораторий в РФ и за рубежом;
4. На основании проделанного анализа выявить проблемы и определить направления совершенствования проведения таможенных экспертиз.
Объектом исследования данной курсовой работы является система таможенных экспертиз.
Предметом исследования является деятельность таможенных лабораторий и учреждений, осуществляющих таможенные экспертизы.
Под экспертизой таможенной принято понимать испытание или исследование, осуществляемое экспертами при помощи как научных, так и специальных знаний, которые направлены на решение задач, встающих перед таможенными органами. Для того, чтобы более наглядно рассмотреть, обратимся к рисунку 1. К их числу относят:
• Материализованные источники информации, предметы, товары и их пробы, которые непосредственно отбираются для проведения исследований;
• Нарушения таможенных правил;
• Объекты контрабанды;
• Участвующие в таможенном оформлении и сопровождающие товары документы.
Помимо объектов, таможенная экспертиза обладает субъектами, которыми выступают юридические, физические лица, а также должностные лица, служащие в правоохранительных органах, также органах таможни и судебной власти. Также, субъектами выступают государственные эксперты и эксперты иных учреждений, в том числе частных, которые привлекают государство. Предметом таможенной экспертизы выступают определенные факты и обстоятельства самой процедуры таможенного контроля, а также сами проблемы, возникающие в конкретном таможенном деле. Главные задачи таможенной экспертизы:
1. Первая задача основывается на определении товара посредством проб и образцов, а также на сверке самого наименования по ТН ВЭД, характеристике товара – страны производителя и так далее;
2. Диагностика – технологическая экспертиза, суть которой заключается в определении механизма событий;
3. Экспертная профилактика как правило проявляется в установлении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений и преступлений в таможенном законодательстве и непосредственно поиск и определение мер по их стремительному устранению.
ЦЭКТУ каждый год выполняют в районе 1 млн. 200 тысяч объектов. В 2019 году, в соответствии с данными статистики ФТС, было произведено 39996 экспертиз и исследований, включая таможенные экспертизы и исследований выполнено на 7,5 % меньше, чем в предыдущем году. Экспертиз в рамках уголовных дел было выполнено на 15,5 % больше, нежели в 2018 году и так далее. Преобладает увеличение по всем видам экспертных работ, тем не менее особое же внимание таможенных органов было нацелено на товары народного потребления, это объясняет то, что в структуре экспертиз и исследований преобладает криминалистическая экспертиза, химическая, товароведческая и объекты интеллектуальной собственности.
Объём контрафактной продукции ежегодно растет. Анализируя абсолютный прирост, видно, что в 2019 году к 2018-ому году объём увеличился на 6,5%. Сумма предотвращенного ущерба правообладателей в 2019 году выросла вдвое.
Американские таможенные лаборатории наряду с другими лабораториями производят научную работу, позволяющие решать множество задач, встающих перед органами таможни. В Соединенных Штатах Америки также почти у каждой лаборатории имеется в штате передвижные лаборатории, которые позволяют производить экспертизу большого числа товаров прямо на месте, что позволяет судить о многофункциональности и эффективности таможенных лабораторий США. Также, оснащенность таможенных лабораторий позволяет производить значительный объём исследований товаров и на достаточно высоком уровне. Также, зона деятельности и оперативность достигается путем оснащенность таможенных лабораторий мобильными лабораториями.
Проблемы экспертно–исследовательскую деятельность существующих таможенных учреждений:
- внедрение на рынок подделок известных брендов, которые не удается выявить даже в процессе таможенной экспертизы
- рост экспертных заключений, которые вводят в заблуждение и являются предметов разбирательств с участием судебных органов. Даже одна эта проблема позволяет уже судить о недостаточно эффективно функционировании экспертной системы
- не закрепленный законодательством порядок, в соответствии с которым назначаются экспертизы
- неудовлетворенность участников ВЭД, которая возникает регулярно из-за нарушения органами экспертной деятельности сроков проведения таможенной экспертизы
- при осуществлении сертификации и проведении экспертиз создаются таможенные лаборатории, где участники ВЭД, которые же являются заказчиками, обращаются в лаборатории по такому направлению таможенных органов, которые используют в своей деятельности экспертизы
- выход за временные рамки, установленные законодательством
- инициирование уполномоченными лицами таможенных исследований, то есть подтасовка, которая уже сама по себе не несет никакой экономический эффективности.
Для совершенствования деятельности экспертно–исследовательской деятельности таможенных лабораторий необходима разработка направлений для решения сложившихся проблем:
1. Предоставление лабораториям средств для технического и материального обеспечения, которое бы отвечало современным условиям;
2. Расширение и совершенствование нормативно – правовой базы, которая бы затрагивала вопросы привлечения к проведению негосударственных или коммерческих организаций;
3. Предоставление лабораториям возможности для тесного взаимодействия и координации деятельности экспертных организаций государств – Членов Евразийского экономического союза;
4. Введение в систему института таможенных экспертиз централизованного учета и статистики назначения эксперта, а также результатов исследования, которые были применены при решении спорных вопросов.
Таким образом, подводя итог, стоит сказать, что внедрение новых технологии и развитие таможенного законодательства даст толчок совершенствованию института таможенной экспертизы. Придерживаясь всем разработанным рекомендациям, удастся добиться успехов в существенном сокращении времени, которое необходимо для подготовки документов и сведений, а также их представление в таможенные и государственные органы.
Спасибо за внимание!