Международное инвестиционное сотрудничество
Международное инвестиционное сотрудничество
Иностранные инвестиции играют важную роль в развитии мировой экономики, способствуют развитию стран в целом и получателей этих инвестиций (предприятий, производств и т.д.) в частности. Особую роль иностранные инвестиции выполняют в развивающихся странах, где наблюдается изношенность основных фондов, низкая конкурентоспособность, низкий уровень экономического роста. В современном обществе международное инвестиционное сотрудничество сталкивается с рядом проблем, которые сдерживают привлечение иностранных инвестиций в экономику страны. Рост коррупции, зависимость экономики от нефти, газа, нестабильность банковской сферы, а также низкий уровень развития бизнес среды и культуры с иностранными инвесторами – это только часть основных проблем, которые в большинстве случаев присущи экономике развивающихся стран мира. Российская Федерация обладает высоким потенциалом развития, однако, по мнению экономистов, инвестиционный климат в стране ухудшается. Наибольшее влияние на этот процесс оказывают санкции западных стран в отношении России, связанные главным образом с политической позицией РФ касательно украинского кризиса. Для дальнейшего развития страны, повышения ее конкурентоспособности, экономического роста России необходимы иностранные инвестиции, поэтому их привлечение является основной задачей страны.
Сегодня в периоды мирового финансового кризиса, при снижении экономического роста перед мировым сообщество стоит стратегическая задача перехода на новый уровень развития инвестиционного сотрудничества. Анализ тенденций и факторов, как сдерживающих, так и способствующих развитию эффективного сотрудничества, необходим для выработки стратегии привлечения иностранных инвестиций. Актуальность развития международного инвестиционного сотрудничества продиктована и внутренними проблемами, а именно, необходимостью обеспечения экономически сбалансированного развития территории страны. К тому же инвестиционное развитие обеспечивает прирост валового внутреннего продукта.
В современной экономике мировые инвестиционные потоки приобретают большое значение. Любое мировое сообщество заинтересовано в привлечении иностранных инвестиций в экономику, а именно в положительном влиянии инвестиционных потоков на развитие экономических процессов в стране. Большинство отечественных и зарубежных экономистов оценивают иностранные инвестиции, как положительный фактор для принимающей стороны, т.к. они способствуют росту производительности труда и позволяют изменить промышленный капитал.
Однако мировая практика раскрывает и негативные стороны, связанные с освоением иностранных инвестиций. Среди наиболее существенных негативных последствий для принимающих стран можно выделить:
- вытеснение отечественных производителей с рынка;
- потеря контроля над национальным производством;
- ухудшение платежного баланса страны.
Негативные и позитивные последствия привлечения иностранных инвестиций вызывают необходимость исследования мотивов их осуществления, а также факторов приводящих к возникновению последствий. Данное исследование представляет собой сложный процесс, при котором необходимо учитывать внутренние и внешние условия, возможности в процессе инвестирования, а также проводить анализ динамики инвестиций.
Сложность и многоуровневость исследования инвестиционного процесса не позволяет применять одну из существующих теорий иностранных инвестиций, но применение нескольких теорий при анализе уже реализованных событий на международных рынках позволяет выявить многообразие и закономерность эволюционного инвестиционного процесса.
Неоднозначное влияние иностранных инвестиций на развитие экономики порождает достаточно много противоречивых взглядов, дискуссионных моментов и отсутствие единого мнения.
Роль международного инвестиционного сотрудничества, как макроэкономического процесса, заключается в следующем:
- инвестиции увеличивают ценность и привлекательность предприятия;
- позволяют предприятию получить дополнительные доходы.
Инвестиционное сотрудничество между странами позволяет решить ряд важных задач:
- добиться устойчивости экономического роста в принимающей стране;
- повысить конкурентоспособность предприятий, отраслей экономики, страны в целом;
- расширение географии производства за счет вложения инвестиций в зарубежные организации;
- создание новых и обновление устаревших основных фондов предприятий;
- повысить производительность труда;
- расширить рынок экспорта и импорта товаров и услуг;
- рост ВВП на душу населения.
Традиционными отраслевыми направлениями инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами являются следующие отрасли – энергетика, металлургия, нефтедобывающая отрасль, транспортная, горнодобывающая, ирригация. Сотрудничество в данных областях заключается в проведении геологических работ, изысканий, проектных работ, поставка передового оборудования, передача лицензий, подготовке кадров.
Главными проблемами международного инвестиционного сотрудничества на протяжении нескольких десятков лет остаются:
- коррупция и безнаказанность, характерная для России, способствуют возникновению административных барьеров;
- низкий уровень развития бизнес-среды и культуры с иностранными инвесторами, данная проблема присуща развивающимся странам, где не развит малый и средний бизнес;
- зависимость экономики от нефти, газа и других полезных ископаемых;
- нестабильность банковского сектора порождает риск невозврата денежных средств со счетов в банке, тем самым возникает риск невозврата иностранных инвестиций.
Развитие современного инвестиционного сотрудничества в условиях мирового финансового кризиса замедлилось, за последние 10 лет глобальные трансграничные потоки капитала - кредитование, приобретение акций и бондов и прямые зарубежные инвестиции, сократились почти втрое – с 12,4 трлн. долларов до 4,3. Бегство с иностранных рынков возглавили крупные европейские банки, в первую очередь — банки еврозоны.
Несмотря на сокращение активности глобальных банков общий объем зарубежных инвестиций, составляет около 180% мирового ВВП. Более четверти всех ценных бумаг в мире принадлежит иностранным инвесторам, тогда как в 2000 году их доля составляла 18%.
Для увеличения потоков иностранных инвестиций, страны расширяют свое международное инвестиционное сотрудничество, увеличивая количество международных инвестиционных соглашений. Цели и задачи инвестиционного сотрудничества отличаются по странам, в зависимости от уровня их развития. В современном мировом сообществе разделяют развитые и развивающиеся страны. Развитые страны – это группа стран, занимающих ведущее положение в мировой экономике, в число которых входят страны G7, а также Австралия, Испания, Швейцария, Сингапур и др. страны.
Целью инвестиционного сотрудничества развитых стран является получение прибыли от вложений, расширение рынка сбыта, увеличение капитализации компаний-инвесторов. Для достижения поставленных целей развитые страны, вкладывают инвестиции в развивающиеся станы.
Развивающиеся страны характеризуются слабо развитой индустрией и высокой степенью экономической зависимости от развитых стран. Международный валютный фонд к таким странам относит страны СНГ, Россию, страны Среднего Востока, Латинской Америки, тропической Африки и др.
Целью инвестиционного сотрудничества развивающихся стран является увеличение ВВП, снижение безработицы, обеспечение экономического роста, расширение возможностей доступа на рынки, повышения доли товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью.
Итак, международное инвестиционное сотрудничество – это вид экономических отношений, преследующих цель рационального использования ресурсов на международном рынке. На современном этапе развития, международный инвестиционный процесс испытывает определенные трудности, из-за негативного влияния последствий мирового финансового кризиса. Для решения существующих проблем странами разрабатывается инвестиционная политика, направленная на развитие инвестиционного сотрудничества при помощи определенных рычагов воздействия.
Несмотря на вызванную пандемией сложную экономическую ситуацию, за первую половину 2020 г. произошел рост международной инвестиционной позиции Российской Федерации с 358,7 млрд. долларов США на начало года до 480,4 млрд. долларов США по состоянию на 1 июля 2020 года».
Одной из проблем в области государственного регулирования иностранных инвестиций является крайняя неравномерность распределения иностранных инвестиций по сферам экономии и в территориальном разрезе. Наиболее значительное внимание для инвесторов имеет Москва и Московская область. Существенный интерес для них представляют также Уральский и Северо-Западный федеральные округа. Но многие регионы России «обделены» вниманием иностранных инвесторов.
Из перечня основных отраслей наибольшее внимание иностранных инвесторов проявляется к обрабатывающему производству. За ними следуют оптовая и розничная торговля, добыча топливно-энергетических ресурсов. Вне сферы интересов иностранных инвесторов остается российский малый и средний бизнес, что обусловлено особенностями данного сегмента национальной экономики. На повестке дня стоит вопрос о качественной стороне развития малого и среднего предпринимательства. Государственные меры по поддержке малого и среднего бизнеса ориентированы не только на расширение масштабов данного сектора экономики и сокращение его неформальной составляющей, но, что особенно важно, еще и нацелены на качественный сдвиг в структуре деятельности, на вовлечение малого и среднего бизнеса в инновационные процессы.
Международные потоки капитала определяются, прежде всего, законами рыночных отношений. Государство, для которого внешние инвестиции являются важным объектом регулирования, определяет свою политику в данной сфере, формирует нормативную правовую базу, создает комфортные и безопасные для иностранного инвестора институциональные условия деятельности. Однако, возможности государственного регулирования международного инвестиционного сотрудничества носят в некоторой мере ограниченный характер и далеко не всегда позволяют сформировать оптимальный инвестиционный климат на экономическом пространстве страны.
В связи с этим особую значимость имеет оптимизация факторов, которые влияют на инвестиционный климат в стране, ее законодательство.
Основные тенденции в данной области заключаются в следующем: во-первых, систематически повышаются полнота охвата проблем регулирования иностранных инвестиций и четкость в определении механизмов такого регулирования. Во-вторых, соблюдается крайне важный для потенциальных иностранных инвесторов принцип стабильности законодательной базы.
В основе государственного регулирования внешних инвестиций в России лежит Федеральный закон № 160-ФЗ от 09.07.1999 (ред. от 31.05.2018) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
В статье 23 данного закона указано, что «Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества» и перечислены восемь его полномочий в данной области. По своей функциональной направленности эти полномочия Правительства РФ можно подразделить на три группы:
1. Полномочия, направленные на обеспечение инвестиционной привлекательности российской экономики для потенциальных зарубежных инвесторов, о которых в ст. 23 Федерального закона сказано: «разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций».
2. Осуществление деятельности, где государство выступает в качестве организатора или участники международного инвестиционного сотрудничества:
1) «привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств …»;
2) «осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций»;
3) «осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов»;
4) утверждение приоритетных инвестиционных проектов, для которых статьей 16 Федерального закона предусмотрены льготы по уплате таможенных платежей;
5) «осуществляет взаимодействие с субъектами РФ по вопросам международного инвестиционного сотрудничества».
3. Полномочия, направленные на защиту от потенциальных угроз национальной безопасности, источником которых может явиться деятельность иностранных инвесторов: принятие и реализация решений о введении запретов и ограничений на действия иностранных инвесторов в России; формирование мер по контролю за деятельностью зарубежных инвесторов в России.
Предложенное разграничение трех групп полномочий Правительства РФ по регулированию отношений в области внешних инвестиций четко высвечивает внутреннюю структуру механизмов управления инвестиционными потоками и их целевую направленность. Такими структурными элементами являются: меры по привлечению иностранных инвестиций, превентивные меры против порождаемых ими потенциальных угроз, отнесение к компетенции государства наиболее значимых сегментов инвестиционного рынка. Немаловажно и то, что при разграничении трех групп полномочий Правительства прослеживаются их единство и взаимосвязи. Только сбалансированное сочетание указанных трех векторов государственной политики в области внешних инвестиций может обеспечить эффективность международного инвестиционного сотрудничества. Ведущую роль играют три принципа сбалансированности:
- приоритет мер по привлечению иностранных инвестиций;
- разумный баланс мер по привлечению инвестиций и по предупреждению возможных идущих от них угроз;
- постановка под контроль государства ключевых и стратегически значимых составляющих международного инвестиционного сотрудничества.
Эти положения имеют непосредственно прикладной характер. Но, одновременно, они касаются общих закономерностей общественных отношений и поэтому могут рассматриваться с позиций теории и методологии управления инвестиционными процессами.
Перед федеральными органами, реализующими государственную политику и осуществляющими регулирование инвестиционной сферы, стоят такие задачи, как содействие расширению круга привлекательных для иностранных инвесторов отраслей экономики, минимизация возникающих перед инвесторами административных барьеров при одновременном соблюдении государственных интересов, контроль за иностранными инвестициями в стратегически важные проекты.
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) является органом, уполномоченным на выполнение функций по контролю за осуществление иностранных инвестиций в РФ. ФАС России также регулярно публикует разъяснения положений российского законодательства в сфере иностранных инвестиций. Так, на заседании Методического совета ФАС от 03.09.2020 г. был рассмотрен проект очередных разъяснений о порядке осуществления иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Важнейшие вопросы управления сферой иностранных инвестиций в России рассматривает созданная в 2008 г. Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. В полномочия комиссии входит предварительное согласование ходатайств иностранных инвесторов об инвестиционных сделках, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора над российскими хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение. Федеральным законом № 57-ФЗ от 29.04.2008 г. (ред. от 31.07.2020) «О порядке осуществления инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» определены стратегически значимые виды деятельности и процедуры согласования иностранных инвестиций в стратегически значимые области экономики.
При Правительстве РФ действует созданный в 1994 г. Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ). Возглавляет КСИИ Председатель Правительства РФ, его членами являются представители ряда министерств, ведомств и главы крупнейших международных компаний и банков. Основные задачи КСИИ — содействовать созданию в России благоприятного инвестиционного климата, совершенствованию деловых отношений между зарубежными инвесторами и органами исполнительной власти, осуществлять экспертную поддержку деятельности властных структур по налоговому и таможенному регулированию отношений в сфере иностранных инвестиций.
Актуальной задачей является определение возможностей и перспектив государственного регулирования рынка иностранных инвестиций в целом. В этом вопросе ключевую роль играют новые тренды развития мировой экономики, среди которых приоритетная роль принадлежит такому феномену глобальной мировой динамики, как цифровизация, переход на ITтехнологии.
Новые условия управления иностранными инвестициями несет с собой цифровизация экономики. Но данный вопрос пока слабо освещен в научной литературе и недостаточно изучена его практическая сторона.
Если обратиться к мировой практике, то можно заметить, что ситуация не столь однозначна. Причиной тому является нарастающее «цифровое неравенство» стран мира. Экономически развитие страны располагают благоприятным комплексом условий для цифровой трансформации и получают, соответственно, максимум эффекта от внедрения цифровых технологий. Это в полной мере касается сферы иностранных инвестиций. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой в наибольшей мере подвержены негативным последствиям обостряющейся конкуренции на мировых рынках и геополитических противоречий (интенсивность которых цифровизация способна усилить), что затрудняет их участие на мировом инвестиционном рынке на равноправных и взаимовыгодных условиях.
В целом влияние цифровизации на инвестиционную активность зарубежного бизнеса, наряду с преобладанием позитивного эффекта, имеет и определенные негативные проявления.
«Длинные деньги» в условиях становления цифровой экономики становятся все более ограниченным ресурсом, хотя конкретные механизмы таких изменений остаются туманными. В качестве одной из явных причин данной тенденции может быть названо то, что принятые инвестором технологические решения нередко оказываются морально устаревшими уже к моменту завершения инвестиционного процесса.
В условиях цифровой экономики меняются характер и механизмы влияния на активность иностранных инвесторов таких факторов, как срок окупаемости, инструменты управления и сам уровень управляемости инвестиционного процесса, регулирующая роль государства в принимающих странах, цифровизация инфраструктурного обеспечения и др. Систематически нарастает значение ряда новых цифровых технологий, опосредующих как деятельность иностранных инвесторов, так и механизмы государственного регулирования данной сферы.
Влиянии цифровизации на эффективность государственного регулирования иностранных инвестиций имеет разнонаправленный характер и надо признать, что научная мысль в этом вопросе явно отстает от складывающихся на практике отношений и тенденций.
Из всего сказанного выше следует, что эффективное государственное управление сферой иностранных инвестиций предполагает учет и знание специфики объектов и условий инвестирования, а также особенностей правовых отношений в данной области. Помимо этого, следует учитывать существенные различия в практике международного инвестиционного сотрудничества в отдельных сегментах предпринимательской деятельности и в разных регионах страны.
Успешных результатов во внешнеэкономической деятельности России возможно достичь путём диверсификации инвестиционных направлений РФ с учётом территориальных особенностей и степени развитости отдельных отраслей. Формирование законодательной базы в области инновационной деятельности, безусловно, важнейшее направление в конструировании инвестиционных правоотношений, но не следует упускать, что залогом продуктивного развития таких правоотношений является институциональная целостность проводимых реформ, а именно — их полнота их реализации во всех отраслях.
Список литературы
- Никулина О. В., Хить Ю.А. Международное инвестиционное сотрудничество российских нефтяных компаний с зарубежными партнерами // Промышленное развитие России: проблемы, перспективы: статья в сборнике трудов конференции. – Нижний Новгород. С. 108-111
- Саубанов А. Г. Цели и ключевые приоритеты международного инвестиционного сотрудничества // Актуальные проблемы международных отношений в условиях формирования мультиполярного мира: статья в сборнике трудов конференции. – Курск. 2020. С. 207-210
- Щербакова С. А. Международное инвестиционное сотрудничество как инструмент интернационализации мировой экономической системы // Социально-экономическое и экологическое развитие приграничного региона: возможности и вызовы: статья в сборнике трудов конференции. – Киров. 2020. С. 157-162
- Янковская Е.С. Управление международным инвестиционным сотрудничеством в России на этапе перехода к цифровой экономике // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2020. №4. С. 73-81