РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ
Ключевые слова: менеджмент, развитие, история, принципы
Аннотация. В данной статье раскрыта эволюция менеджмента. Для решения проблем повышения качества управления необходимы высокопрофессиональные специалисты, обладающие высоким уровнем компетенций, способных ориентироваться в любых экономических ситуациях в условиях рыночных отношении, а также профессионально решать возникающие проблемы на разных уровнях управления.
История возникновения и развития менеджмента начинается со времён до нашей эры и продолжается сейчас. Для удобства все этапы разделяются по временной шкале:
I. Древний период.
II. Индустриальный период.
III. Период систематизации.[1]
Также выделяются несколько школ управления с различными концепциями:
• научная;
• классическая;
• человеческих отношений;
• поведенческих наук;
• управленческих наук.
Древний период. История развития менеджмента начинается от IX века до нашей эры и заканчивается в XVIII веке. Наиболее простые формы управления появились в первобытном обществе, тогда управление создавалось всеми членами рода, а не конкретными людьми. Переход от собирательства и охоты к производству положил начало зарождению менеджмента. Структура общества Древнего Египта сформировала первую управленческую систему. Различные древнегреческие мыслители понимали понятие и цели управления по-своему. Сократ считал, что самым важным является нужный человек на правильном месте, выполняющий поставленные задачи. Платон утверждал, что управление – главный элемент жизнеобеспечения общества. Аристотель доказывал необходимость наличия управляющего над рабами, чтобы владельцы могли посвятить себя более нужным делам. В Древнем Риме обязательно контролировали выполненную работу, сравнивали результаты и выясняли причины невыполнения плана.
Индустриальный период. На этом этапе зародилась чёткая система менеджмента. Произошло это из-за замены ручного труда машинным. Предприниматели требовали выполнения всех производственных условий, чтобы оправдать расходы, чем вызывали лишь недовольство и гнев рабочих.
Период систематизации. Наука о менеджменте не стоит на месте. Появляются новые течения и меняются взгляды исследователей. Управляющие перешли от одной организации на всё общество. На рубеже XIX–XX веков начали появляться огромные предприятия. Из-за этого потребовалась смена системы управления производством.
На этом заканчивается хронологическая история развития менеджмента. Школы управления развивали её далее.
Основное внимание в концепции школы научного управления уделено лучшей эффективности управления производства и труда. Главные причины системы научного менеджмента:
• попытка крупного бизнеса воспользоваться преимуществами техники;
• желание людей достичь наиболее эффективных способов выполнения работы.
Основные принципы данной системы управления: отбор рабочих согласно специально разработанным тестам; изучение временных затрат рабочего; разделение работы на специализации; экономическое стимулирование труда; разделение ответственности между сотрудниками и менеджерами.
История развития менеджмента в классической школе систематизировала управление предприятиями. Основы такой системы держались за счёт авторитарного руководства и строго обозначенных задач, исключающих индивидуальный подход сотрудников. Последователи классической школы управления подвергались неоднократной критике менеджеров из-за игнорирования человеческих потребностей.
В данной концепции выделены следующие организационные принципы, подходящие и для современного общества:
• разделение труда;
• передача целей от руководства к рабочим;
• единство распределения;
• ограниченное число сотрудников.
Во времена появления первых двух школ социальные науки ещё не были изучены, и теоретики не могли связать менеджмент с психологией. Но спустя десятилетия человеческий фактор стал учитываться в системе управления. Представители концепции человеческих отношений в первую очередь улучшали социальную структуру организаций и исследовали причины человеческого поведения. Именно благодаря им получили широкое распространение тесты на профессиональную пригодность. Главные принципы школы человеческих отношений:
• взаимное общение между руководителем и рабочими;
• беседы сотрудников с психологами;
• организация мероприятий;
• приветствие неформальных групп.
К минусам такого течения относится игнорирование технологических факторов и отсутствие систематизированного подхода к решению проблем. Последователи поведенческой школы утверждали, что улучшение работы предприятия возможно только в случае более высокой эффективности человеческих ресурсов. Данный подход охватил почти всю систему менеджмента в 60-е годы. Основные задачи данной концепции:
• исследование поведения человека;
• улучшение межличностных отношений;
• разработка проблем социальных коммуникаций;
• поддержание авторитета в коллективе;
• стереотипы в поведении;
• изменение рабочих задач и уровня труда.
Исследования представителей поведенческой школы основали теорию лидерства. Исходя из неё, оказывается, что наиболее эффективный метод управления для каждой ситуации различный. В понимании данной школы науки управления управленческие проблемы решаются посредством разработки и применения определённых моделей. Математические науки составляют данную концепцию. У научной школы управления присутствуют главные виды деятельности. Исследование операций заключается в использовании научно-исследовательских методов для решения операционных задач организаций. Алгоритм такого способа:
• Постановка проблемы.
• Разработка модели ситуации.
• Замена словесного анализа количественными значениями.
• Ситуационный подход.[2]
Такая система позволяет определить ситуации, влияющие на предприятие в определённый временной промежуток. Школа науки управления открыла главные факторы, мешающие эффективной работе организаций. Различные школы управления выделяли только внутренние проблемы, причём каждая концепция свои. Однако множество предприятий зависит от внешних переменных. Необходимость принимать во внимание и внешнюю среду обозначилась в конце 50-х годов. Заслуга школы науки управления в ситуационном подходе в том, что она установила взаимосвязь как внешних, так и внутренних перемен. Согласно методике системного подхода, любая организация есть не что иное, как сочетание взаимосвязанных элементов, направленных на выполнение одной цели. Изначально такой подход использовался только в точных науках. В менеджмент же эту систему ввели в конце 50-х годов, и она значительно повысила успех школы науки управления. Основная задача системного анализа заключается в построении общей модели, показывающей взаимоотношения реальных ситуаций.
Россия во многом отличается от западных стран. И история развития менеджмента здесь тоже иная. Каждый этап не похож на предыдущий и заслуживает отдельного внимания. Разумеется, история развития менеджмента начинается со времён Руси, однако начало системы управления как самостоятельной науки было положено в конце XIX века. Но наиболее заметно это стало в начале XX в. Масштабные инновации промышленности сдерживал недостаточный экономический уровень страны. Только после XX века индустриальные течения стали преобладать над аграрными. Учёные того времени использовали методы научного познания для наблюдения явлений, устанавливали причинные связи между ними и формировали собственные принципы управления. Большое внимание к развитию управления появилось благодаря усложнению производства. Также именно тогда поняли, что правильное функционирование предприятия невозможно без качественного менеджмента. Из-за этого начала возникать потребность в сотрудниках именно на должность управляющих.
Неоценимы заслуги П. А. Столыпина в истории развития менеджмента. Содержание функций управления, по его убеждению, было следующим: «Сначала успокоение, а потом реформы». Именно ему обязана история развития теории менеджмента своими значимыми аспектами. После Октябрьской революции требовалось улучшение старой системы управления общественностью. Выделили 10 главных принципов: демократический централизм; единство политических и хозяйственных руководителей; ведение хозяйства по плану; стимулирование труда материальным поощрением; научность управления; ответственность; правильный подбор и расстановка кадров; экономичность и эффективность; наилучшее сочетание отраслевого и территориального управления; преемственность хозяйственных решений.[3]
История развития менеджмента в России в постреволюционный период показывала наивность теоретиков, ориентацию именно на классовое деление и пролеткультовскую идеологию. Также возникало чрезмерное увлечение естественными науками. Начало XX века является наиболее значимым периодом развития управления. Именно в это время началась история развития школ менеджмента российских теоретиков, сравнимых с лучшими зарубежными.
Список литературы
- Гермек Е. А. Развитие менеджмента в России: проблемы и перспективы // Научные записки Орелгиэт. 2015. №2. С. 184-188
- Дорофеева Л.И. Тенденции развития менеджмента в России // Гуманитарный научный журнал. 2018. №1-1. С. 1
- Осипян А.Г. Проблемы и перспективы развития современного менеджмента в России // Вестник современных исследований. 2018. №5,4. С. 284-285
[1] Дорофеева Л.И. Тенденции развития менеджмента в России // Гуманитарный научный журнал. 2018. №1-1. С. 1
[2] Гермек Е. А. Развитие менеджмента в России: проблемы и перспективы // Научные записки Орелгиэт. 2015. №2. С. 184-188
[3] Осипян А.Г. Проблемы и перспективы развития современного менеджмента в России // Вестник современных исследований. 2018. №5,4. С. 284-285