Стратегия развития моногородов в Волгоградской области
Стратегия развития моногородов в Волгоградской области
Одной из наиболее существенных и актуальных проблем экономического и социального характера современной России на региональном уровне выступает углубленная специализация градообразующих производств, позволившая в свое время развить территории в социально-демографическом плане, но препятствующая сегодня нормальному функционированию «моногородов» в условиях кризисных явлений в экономике. Согласно действующему перечню монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) на территории Волгоградской области выделено два соответствующих населенных пункта: городской округ г. Фролово, городской округ г. Михайловка, включенные в категорию 2 (с имеющимися рисками ухудшения социально-экономического положения).[1]
Промышленность - ведущая отрасль экономики городского округа г. Фролово. Число действующих организаций, осуществляющих добычу: полезных ископаемых, обрабатывающее производство, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды, составляет 53 единицы. Крупнейшим градообразующим и бюджетообразующим предприятием моногорода Фролово является АО «Волга-ФЭСТ», которое осуществляет, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий. Численность работающих на предприятии составляет 570 человек. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды на территории городского округа г. Фролово представлено следующими предприятиями: ООО «Водоснабжение», МУП «Теплоснабжение», филиалом ОАО «Газпром газораспределение Волгоград», участком ОАО «Волгоградоблэлектро». 2014 год характеризуется стабильной работой предприятий, добывающих полезные ископаемые на территории городского округа г. Фролово. Отрасль «Добыча полезных ископаемых» на территории города представлена следующими предприятиями: ООО «ДонНефть», структурным подразделением ОАО «РИТЭК», филиалом Волгоградского карьероуправления. [12]
Численность трудовых ресурсов городского округа город Фролово составляет 24,462 тыс. человек, численность экономически активного населения - 16,741 человек. Численность занятых в экономике составляет 13,797 тыс. человек, в том числе в трудовые ресурсы:
- материальном производстве 7,733 тыс. человек;
- в непроизводственной сфере 6,064 тыс. человек.
Численность лиц, занятых индивидуальным трудом и работающих по найму у отдельных граждан, составляет 1,730 тыс. человек. [12]
Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий городского округа город Фролово составила 21613,0 руб., что составляет 106,7 процента к уровню аналогичного периода 2013 года, в том числе по видам деятельности:
-добыча полезных ископаемых 27284,0 руб.;
-обрабатывающие производства 20461,0 руб.;
-производство и распределение электроэнергии, газа и воды 16548,0 руб.;
-строительство 16725,0 руб.;
-оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 14563,0;
-транспорт и связь 26545,0 руб.;
-операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 22245,0 руб.;
-государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение 31395,0 руб.;
-образование 16194,0 руб.;
-здравоохранение и предоставление социальных услуг 17963,0 руб.;
-предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 17199,0 руб. [12]
Отличительной особенностью монопрофильности г. Фролово является то, что 28% трудоспособного населения работает в нефтегазодобывающей отрасли, на предприятиях, находящихся за пределами г. Фролово; одно из предприятий города (ЗАО «Волга-ФЭСТ») обеспечивает более 80% выпуска продукции, произведенной собственными силами промышленными предприятиями города. ЗАО «Волга-ФЭСТ», которое осуществляет металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, является крупнейшим градообразующим и бюджетообразующим предприятием г. Фролово. [3]
Уровень регистрируемой безработицы в г. Михайловка и г. Фролово выше среднеобластного значения, который составляет 1,1%. Напряженность на рынке труда в г. Михайловка и г. Фролово превышает среднеобластной показатель в 0,56 ед. Промышленными предприятиями городского округа город Михайловка за 2015 год произведено и отгружено промышленной продукции на сумму 12616,5 млн.руб., или 99,9% к уровню 2014 года. По обрабатывающим производствам отгружено - 11247,4 млн.руб. (98,6% к уровню 2014 году), по производству и распределению электроэнергии, пара и воды - 1369,1 млн.руб. (112,5% к уровню 2014 году). В объеме промышленного производства городского округа обрабатывающие производства составляют около 90,0%.На градообразующих предприятиях городского округа по итогам отчетного года объем отгруженных товаров собственного производства составил 100,3% к 2014 году на АО «Себряковцемент» и 84,1% к 2014 году на ОАО «Себряковский комбинат асбестоцементных изделий». В тоже время в целях снижения расходов на энергоресурсы и повышения конкурентоспособности производимой продукции АО «Себряковцемент» в 2014 году закончило реконструкцию вращающейся печи № 5 с переводом выпуска цемента на сухой способ производства. Проект направлен на увеличение объема производства клинкера (промежуточный продукт при производстве цемента) до 3575 тонн в сутки.
Спад спроса на продукцию обусловлен конкуренцией, как со стороны производителей аналогичной продукции, так и со стороны производителей металлической кровли и черепицы, а также периодически возобновляющаяся в СМИ антиасбестовая кампания.
На предприятиях пищевой промышленности объем отгруженных товаров собственного производства по ОАО «МСК «Михайловский» за 2015 год составил 116,4% к уровню 2014 года. В 2015 году на предприятии осуществлен ряд мероприятий, направленных на улучшение качественных показателей производимой продукции и расширение ассортимента вырабатываемой, а именно:
· запущен цех по производству стерилизованного молока (долгохранимого);
· установлен расфасовочный автомат по производству масла в европачках;
· проведен капитальный ремонт в цехе ассортиментных сыров;
· установлен расфасовочный автомат по производству сыра аналоговой моцареллы;
· освоено новое производство моцареллы для пиццы;
· приобретено оборудование по производству тертых твердых сыров;
· запущено в производство оборудование по производству деминерализованной сыворотки (удаление солей из сыворотки), что расширяет спектр ее применения и увеличивает спрос на данный вид продукции;
· установлено оборудование по розливу молока и сливок в крупную тару (5-15кг);
· освоен выпуск новой продукции – сывороточных напитков Апельсин и Мохито в пластиковых бутылках, а также производство йогуртов с фруктовыми наполнителями в мелкой фасовке (0,33 кг) в пластиковых стаканчиках, био-йогурта (0,150кг);
· приобретены два рефрижератора грузоподъемностью 20тн и 5тн. [11]
Данные мероприятия позволили расширить рынок сбыта не только в Волгоградской области, но и за ее пределами, а также увеличить спрос на производимую предприятием продукцию. Объем отгруженных товаров на ООО «Производство Себряковминводы» за 2015 год составил 105% к уровню 2014 года. Предприятие выпускает воду минеральную газированную, питьевую негазированную и питьевую обогащенную кислородом, множество наименований безалкогольных напитков и холодного чая. В рамках реализации Соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между администрацией городского округа и хозяйствующими субъектами в 2015 году продолжилась работа по решению вопросов социальной направленности. По состоянию на 01.01.2016г. между администрацией городского округа город Михайловка и хозяйствующими субъектами заключено и действует 238 соглашений о социально-экономическом сотрудничестве. Общая сумма инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составила в 2015 году 751,5 млн.руб. или 42,2% к уровню 2014 года. Основная доля инвестиций - это собственные средства предприятий и организаций.Снижение объема инвестиций связано с завершением в 2014 году инвестиционного проекта ОАО «Себряковцемент» по реконструкции вращающейся печи № 5. За 2015 год сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних организаций составил 2647,3 млн.рублей или 98,8 % к 2014 году. [11]
Наблюдается ухудшение социально-экономического положения г. Михайловка, так как идет снижение объема отгруженной продукции, сокращение рабочих мест на градообразующих предприятиях (ОАО ''Себряковцемент'', ОАО ''Себряковский комбинат асбестоцементных изделий''), повышение уровня регистрируемой безработицы, и, как следствие, сокращение налоговых поступлений в консолидированный бюджет Волгоградской области, а также снижение доходов населения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблемы моногородов Волгоградской области схожи с районами, в которых отсутствуют градообразующие предприятия, однако усугублены высокой зависимостью социальной обстановки и состоянием производственной сферы, представленной в «одном» лице.
Органами исполнительной власти Волгоградской области совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации на постоянной основе ведется работа по реализации комплекса мероприятий социально-экономического характера на территории регионов. Так в области содействия занятости населения в г. Фролово и г. Михайловка осуществляются мероприятия в рамках подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Волгоградской области "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в 2014 - 2016 годах", утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 23 декабря 2013 г. № 767-п.
В рамках федеральной целевой программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №328, в целях стабилизации градообразующего предприятия г. Фролово ЗАО "Волга-ФЭСТ", инвестором ООО "МирСталь" при поддержке Министерства промышленности и торговли Волгоградской области победила заявка на участие в конкурсном отборе на получение субсидии из федерального бюджета на компенсацию процентов по кредитам, полученным при реализации инвестиционного проекта "Организация производства сортового и фасонного проката в объеме 450-500 тыс. тонн готовой продукции в год". Средства федерального бюджета на субсидирование процентной ставки по кредитам составили 181 млн. рублей. [5]
Особо успешной в теоретическом плане на данном этапе выглядит практика формирования и реализации «Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода» (КИП), предусматривающего основной целью «создание условий для обеспечения расширенного воспроизводства и устойчивого социально-экономического развития моногорода через ресурсообеспеченный пакет инвестиционных мер (проектов) по выводу моногорода из зоны неуправляемых рисков и реализацию (исключительной) для данного моногорода стратегии его модернизации». Глубокая проработка демографических экономических, социальных и инженерных особенностей монопрофильных муниципальных образований в данном документе позволяет предлагать к реализации несколько сценариев модернизации городов с системой мероприятий по достижению указанной цели, управления, финансирования и контроля. Так КИП г. Фролово предполагает реализацию комплексного плана модернизации в период 2010-2025 годы поэтапно:
· выход на уровень регистрируемой безработицы докризисного периода - 1,7%;
· снижение доли градообразующего предприятия в общем объеме промышленного производства (менее 64%);
· устойчивое экономическое развитие города. [10]
Целью КИП г. Михайловка является вывод города из зоны неуправляемых рисков с целью его последующего устойчивого социально-экономического развития. Для этого запланированы:
· поддержка градообразующей отрасли;
· диверсификация экономики города (уход от монозависимости);
· повышение качества жизни населения, создание пространства комфортного для проживания.
Реализация комплексного плана модернизации предусматривается в период 2010-2020 годы поэтапно: 2015 г.
– выход на уровень регистрируемой безработицы 0,95%; 2015 г.
- снижение доли градообразующего предприятия в общем объеме промышленного производства (менее 50%); 2013-2020 гг.
– устойчивое экономическое развитие. [9]
Таблица 1
Целевые показатели КИП модернизации моногорода Михайловки на 2010-2020 гг. (на конец соответствующего года) [2]
№ |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Факт |
План |
||||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2020 |
|||
1 |
Численность населения МО |
чел. |
63092 |
62923 |
62872 |
62772 |
62670 |
62760 |
62850 |
62940 |
63100 |
63850 |
2 |
Доля работающих на градообразующих предприятиях от численности |
% |
14.6 |
14.6 |
13.8 |
13.4 |
14 |
13.5 |
13 |
12.8 |
12.5 |
11.5 |
3 |
Доля работающих на малых предприятиях oт численности экономически |
% |
36.4 |
37,4 |
36.1 |
36.6 |
37 |
37.5 |
38 |
38,2 |
38.5 |
41 |
4 |
Уровень зарегистрированной безработицы в МО |
% |
1.2 |
1.57 |
1.28 |
1,15 |
1.15 |
1.1 |
1,1 |
1.05 |
1 |
0,95 |
5 |
Общее количество дополнительно созданных временных рабочих мест в |
чел. |
0 |
0 |
0 |
23 |
112 |
87 |
273 |
117 |
34 |
42 |
6 |
Общее количество дополнительно созданных постоянных рабочих мест н |
чел |
0 |
0 |
0 |
20 |
180 |
674 |
794 |
915 |
1030 |
1635 |
7 |
Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних |
руб. |
10365 |
13017 |
14315 |
14792 |
15632 |
16456 |
17321 |
18524 |
19632 |
24126 |
8 |
Обьем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного |
млн. руб |
15454 |
19686 |
14069 |
13857 |
15329 |
17120 |
19234 |
20764 |
22570 |
29820 |
9 |
Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного |
млн. руб |
11166 |
14591 |
9289 |
9037 |
10128 |
10742 |
11670 |
12187 |
13010 |
14765 |
10 |
Доля градообразующих предприятий а общегородском обьеме |
% |
72.2 |
74.1 |
66 |
65.2 |
66 |
62 |
60 |
58 |
57 |
49 |
11 |
Доля малых и средних предприятий в общегородском объеме |
% |
18.8 |
17.3 |
21,3 |
23.4 |
24 |
27 |
29 |
32 |
33 |
39 |
12 |
Количество малых предприятий в МО |
ед. |
327 |
330 |
338 |
342 |
344 |
347 |
350 |
356 |
362 |
393 |
13 |
Общий объем дополнительных поступлений от проектов в муниципальный |
млн, руб |
0 |
0 |
0 |
0 |
20 |
35 |
55 |
65 |
80 |
120 |
14 |
Объем привлеченных внебюджетных инвестиций |
млн руб |
1021.? |
1067.8 |
362.7 |
52.5 |
1800 |
1850 |
1/00 |
1600 |
200 |
200 |
15 |
Доля собственных доходов бюджета МО в общих доходах МО |
% |
62 |
66.5 |
68.3 |
53.2 |
53 |
57 |
63 |
67 |
71 |
80 |
№ |
Дополнительно рекомендуемые показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Сальдо финансовых потоков МО |
млн. руб |
1927 |
1604 |
903 |
1100 |
1450 |
1800 |
2150 |
2460 |
2770 |
4300 |
2 |
Финансовый результат (сальдо прибылей и убытков) градообразующих |
млн. руб. |
1383 |
990 |
181 |
300 |
700 |
1100 |
1500 |
1650 |
18С0 |
2500 |
Таблица 2
Динамика высвобождения и создания новых рабочих мест в 2010 - 2020 годах (в среднем за год) [2]
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013-2015 годы |
Всего |
Количество официально зарегистрированных безработных (в среднем га год) |
470 |
420 |
400 |
350 |
350 |
Количество граждан обратившихся в центр занятости в поисках работы |
1870 |
1900 |
1500 |
1050 |
- |
Высвобождение работников, всею: |
15 |
90 |
180 |
420 |
705 |
- в том числе в основной отрасли |
12 |
70 |
160 |
380 |
625 |
Трудоустройство работников (постоянные |
20 |
160 |
494 |
961 |
1635 |
1. в основной отрасли |
0 |
40 |
40 |
40 |
120 |
2. в малом н среднем предпринимательстве |
20 |
60 |
190 |
680 |
950 |
из них (по пунктам 1. и 2): |
- |
- |
- |
- |
0 |
- малое предпринимательство (без указания |
20 |
50 |
70 |
330 |
470 |
- мебельное производство |
0 |
0 |
20 |
0 |
20 |
- производство продуктов питания |
|
10 |
100 |
300 |
410 |
- животноводство |
0 |
0 |
0 |
50 |
50 |
3. в инфраструктуре, включая строительство |
0 |
60 |
264 |
241 |
565 |
На федеральном уровне Правительством РФ утвержден Перечень мер, направленных на обеспечение стабильного развития монопрофильных населенных пунктов (моногородов), на 2013-2018 годы; разработан комплекс мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности территорий монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым от 19 августа 2014 г. В целях реализации на территории Волгоградской области поручений Правительства РФ создана группа по реализации мер, направленных на обеспечение стабильного развития монопрофильных населенных пунктов (моногородов), на 2013-2018 годы. В ее состав вошли главы администраций монопрофильных муниципальных образований Волгоградской области, представители региональных органов исполнительной власти, руководители градообразующих предприятий. 26 августа 2014 г. в Правительстве Волгоградской области состоялось заседание рабочей группы, по итогам которого был принят перечень мер поддержки моногородов до 2018 года, включающий в себя как оперативный комплекс мероприятий, так и мероприятия рассчитанные на среднесрочную перспективу.
Основные меры поддержки – реализация инвестиционных проектов направленных на диверсификацию экономики монопрофильных муниципальных образований, путем создания благоприятных условий ведения бизнеса и привлечения инвестиций на эти территории.
Однако предлагаемые меры поддержки можно назвать в некотором роде классическими, нацеленными на достижение стабильного, но малозначительного результата в долгосрочной перспективе. Очевидно, что указанные процессы положительно скажутся на социально-экономических показателях моногородов Волгоградской области и ее экономическом потенциале, но, с нашей точки зрения, целесообразнее было бы обеспечить более масштабные преобразования в экономике региона – осуществить прогрессивный структурный сдвиг. В рамках решения основных проблем моногородов актуальность получил вопрос о «прогрессивных структурных сдвигах в экономике», т.е. изменениях, носящих коренной характер и нацеленных на выведение региональной экономической подсистемы на качественно иной, недоступный ранее уровень, многократно опережающий по своим характеристикам существующий этап. Прогрессивный структурный сдвиг можно осуществлять, опираясь на стратегию «догоняющего развития», пытающуюся определить точки роста («локомотивы роста») в пределах имеющейся структуры производства или же попытаться ее копировать с более успешных регионов.[1] Согласно второму подходу можно руководствоваться «стратегией прорыва», сопряженной с высокими рисками. Третий подход включает социальную составляющую, что немаловажно исходя из того, что регион – это социально-экономическая система.
Осуществление прогрессивного структурного сдвига в экономике моногородов целесообразно осуществлять с использование механизма агломерации, позволяющего еще более сконцентрировать ресурсы вокруг единого промышленного центра и многократно повысить экономический потенциал территории базирования. Формирование и развитие полноценной экономической агломерации на территории существующих моногородов потенциально позволило бы увеличить объем отгружаемой промышленной продукции, а также налоговые платежи и взносы на социальные нужды. Кроме того, могло бы:
1) обеспечить наиболее эффективную интеграцию Волгоградской области в российский и международный рынки, сосредотачивая на своей территории центры управления потоками товаров, финансов, информации и людей, центры разработки и обращения инноваций, многократно повысив тем самым экономический потенциал региона;
2) обеспечить инфраструктурную, производственно-технологическую и социально-культурную связанность территории и граничащих районов, открывая доступ населения к источникам социально-экономического роста;
3) создать емкий и разнообразный рынок труда, обеспечить трудоспособное население работой, отвечающей их квалификации и личной жизненной стратегии;
4) реализовать на территории инновационные и инвестиционные проекты и комплексные проекты социально-экономического развития, новых энергетических мощностей, транспортных объектов и информационных узлов;
5) обеспечить перспективы кластеризации в лидирующих отраслях, как следующий шаг наращивания социально-экономического потенциала Волгоградской области.
Для реализации указанных мероприятий необходимо соответствующее инвестиционное наполнение региона, т.е. ежегодное увеличение объемов инвестиций в основной капитал с приростом не менее 10–20%, разработка и внедрение механизмов государственной поддержки (налоговые льготы, бюджетные кредиты, государственные гарантии и т.п.), а также институциональное обеспечение социально-значимых инвестиционных проектов.
Технологиями прогрессивного структурного сдвига могут служить реализация крупного инвестиционного проекта в непрофильной отрасли с объемом инвестиций более 1 млрд. руб. или создание индустриального(промышленного) парка с привлечением не менее 2 потенциальных инвесторов на старте. Кроме того обязательным является развитие инженерной инфраструктуры, непосредственно связанной с данными объектами (котельные, трансформаторные подстанции, очистные сооружения, водозаборы, сети водо-, газо-, электро-, теплоснабжения и водоотведения).
Особо острым и дискуссионным в данном контексте становится вопрос рискованности столь концентрированного бизнеса на сравнительно небольшой территории моногородов Волгоградской области. Способом снижения рисков в данном случае станет производственная диверсификация на уровне градообразующих предприятий. Процессы проникновения капитала компании в смежные отрасли должны привести к снижению рисков специализации всей экономической подсистемы региона. Для градообразующего предприятия такой сценарий развития окажется наиболее приемлемым как с точки зрения расширения бизнеса, ограничения конкурентной борьбы, обеспечения исполнения социальных обязательств, так и для изыскания государственной поддержки и пр. Направления диверсификации каждое из предприятий должно выбирать для себя самостоятельно исходя из производственной базы, текущей специализации, экологической ситуации, рыночной конъюнктуры и социальных процессов в регионе.
Источниками производственной диверсификации в связи с высокой социальной обусловленностью бизнес процесса должны служить в большей мере средства федерального и регионального бюджетов, выделяемые в рамках долгосрочных федеральных целевых программ модернизации моногородов и на реализацию комплексных инвестиционных планов с главной целью – наращивание социально-экономического потенциала Волгоградской области.
Список литературы
1. «О Перечне монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов)». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2015 г. N 668-р
2. Решение принято Михайловской городской Думой 25 декабря 2015 г. № 1023 «О Плане социально-экономического развития городского округа город Михайловка Волгоградской области на 2016 год». [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://mihadm.com/upload/План%20социально-экономического%20развития%20городского%20округа%20город%20Михайловка%20на%202016%20год.doc
3. Решение от 26 августа 2015 г. N 12/108 (в ред. от 27.04.2016 г. № 20/187) «Об утверждении положения о стратегическом планировании в городском округе город Фролово». [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://www.frolovoadmin.ru/Duma.doc
4. Барбанова С.А. Проблемы развития моногородов в России и пути их решения // Экономика и предпринимательство. №9-2. 2015 г. С. 372-375
5. Медведева Л. Н., Медведев А. В. Использование успешных международных практик в стратегии развития промышленно развитых средних и моногородов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. №1. 2016 г. С. 55-61
6. Милославский В. Г., Милославская Е. С., Герасимов В.С., Ларгин Я. В. Проблемы и перспективы моногородов Российской Федерации: преимущества, слабости и стратегии развития // Молодой ученый. №22. 2015 г. С. 446-451
7. Поляков В. Г., Зубкова И.Ю. Преодоление проблем моногородов волгоградской области на основе прогрессивного структурного сдвига в экономике // Управление экономическими системами. №6, 2015 г. С. 33
8. Харитонова Н.А., Харитонова Е.Н., Пуляева В.Н., Кунанбаева К.Б. Классификация градообразующих организаций моногородов Российской Федерации // Экономика в промышленности. №4. 2015 г. С. 24-31
9. Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Михайловка на период 2010 - 2020 годы. [Электрон. ресурс] –Режим доступа: http://investvolga.com/monocities/?ELEMENT_ID=101
10. Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Фролово Волгоградской области. [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://investvolga.com/monocities/?ELEMENT_ID=102
11. Нохимович Э. И. Доклад главы администрации городского округа город Михайловка о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2015 год и их планируемых значениях на 2016-2018 годы. [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://mihadm.com/upload/ДОКЛАД%20главы%20администрации%20за%202015г..PDF
12. Промышленность - Комитет экономики Волгоградской области. [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://economics.volganet.ru/news/monotown/promyshlennost.php?clear_cache=Y
АННОТАЦИЯ:
В научно-исследовательской работе рассмотрен ряд актуальных вопросов развития монопрофиильных муниципальных образований в увязке с социально-экономическим потенциалом Волгоградской области. Теоретически обоснована необходимость прогрессивных структурных сдвигов в экономике моногородов, реализуемых на принципах агломерации и внутрипроизводственной диверсификации.
[1] Поляков В. Г., Зубкова И.Ю. Преодоление проблем моногородов волгоградской области на основе прогрессивного структурного сдвига в экономике // Управление экономическими системами. №6, 2015 г. С. 33