Политика занятости и регулирования рынка труда в РФ
Политика занятости и регулирования рынка труда в РФ
Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.
Большую роль в обеспечении занятости играет государство. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.
1) программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
2) программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
3) программы содействия найму рабочей силы.
4) правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице
Цели государственного регулирования рынка труда: обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм; создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.
Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:
· активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
· пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.
Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:
· стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
· организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
· развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
· содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
· государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам;
· содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
· международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
· создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
· организация общественных работ.
Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:
· обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
· бесплатное медицинское обслуживание.
В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат — обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.
Рынок рабочей силы можно классифицировать по различным критериям.
В зависимости от специфики трудовой деятельности и уровня квалификации работников можно выделить такие разновидности рынка рабочей силы:
1) Внутренний рынок. Внутренний рынок труда образуется в связи с перемещением работников с одной должности (работы) на другую в пределах одной организации. Это перемещение может происходить по горизонтали – переводом на другое рабочее место (без повышения в должности и без изменения квалификации) и по вертикали – переходом с повышением в должности или ростом квалификации. Внутренний рынок ориентирован на работников, специализированных для работы в условиях конкретной организации с учетом ее особенностей. В рамках внутреннего рынка рабочей силы рыночные отношения действуют особым образом, и хотя обычно они изолированы друг от друга, обладают общими чертами:
- этот рынок имеет иерархическую структуру, в которой можно выделить ряд уровней;
- работник, как правило, сначала попадает на одну из низших ступеней внутреннего рынка труда, а затем постепенно продвигается на более высокие уровни;
- находящиеся на внутреннем рынке труда работники в значительной степени защищены от колебаний заработной платы и угрозы безработицы.
Специфику внутреннего рынка как относительно обособленной подсистемы определяют следующие особенности:
- относительная независимость относящихся к нему работников от внешней конкуренции;
- сравнительно малое число агентов на рынке;
- ограниченность мест приложения труда;
- относительно небольшое число вариантов мобильности;
- большая значимость административных методов регулирования;
- быстрое перемещение работников без больших затрат;
- существенный объем недоступной внешним экономическим субъектам слабоформализованной информации при принятии решений.
Можно выделить некоторые важные особенности функционирования внутренних рынков рабочей силы:
- внутренний рынок обеспечивает преимущества уже занятым работникам, поскольку они оказываются защищенными от прямой конкуренции со стороны; действующие за пределами фирмы экономические рычаги и стимулы не оказывают на них прямого воздействия;
- функционирование внутренних рынков тесно связано с администативно-правовым регулированием; условия найма, продвижения и увольнения работников во многом регулируются самой фирмой; все эти процессы во многом определяются его особенностями и в первую очередь размерами;
- на внутреннем рынке неизбежно проявляется изначальное неравенство сторон трудовых отношений, что приводит к возникновению сложного механизма взаимодействия рыночных принципов и характерных для трудового процесса отношений подчинения.
В большинстве высокоразвитых стран мира сформировался устойчивый механизм функционирования внутренних рынков рабочей силы.
Одним из его элементов является контроль за входом на внутренний рынок, определяющий степень его закрытости. Еще одним элементом является процедура формирования трудовых отношений. Для нее свойственны многоступенчатость, включение в рассмотрение большого числа характеристик как рабочего места, так и претендента на это рабочее место, учет индивидуальных и коллективных интересов уже занятых работников.
Каждый внутренний рынок рабочей силы может быть описан как некоторое сочетание гарантий занятости работникам фирмы и механизмов их постепенного продвижения по службе. И гарантии занятости, и механизм продвижения работников имеют четко выраженную институциональную природу, заключающуюся в наличии большого числа формальных и неформальных правил и структур. Они, а не экономические закономерности определяют в первую очередь характер принимаемых решений в этой сфере.
Оценивая влияние внутренних рынков рабочей силы на эффективность производства, нельзя не отметить некоторых противоречивых моментов.
С одной стороны, они уменьшают издержки фирмы на поиск, подбор, наем и обучение рабочей силы. Снижение ее текучести приводит как к более высокой и устойчивой производительности живого труда, так и к лучшему и равномерному использованию основных и оборотных фондов.
Появляется также и реальная возможность обеспечить должную дифференциацию системы мотивации труда. В частности, угроза безработицы не оказывает серьезного воздействия на работников, принадлежащих к внутреннему рынку труда рабочей силы, что помогает развитию творческих способностей работников и активизирует их собственные вложения в образование.
С другой стороны, внутренний рынок труда неотделим от монопольного положения его субъектов, причем – в отличие от товарных рынков – здесь нет и не может быть антимонопольного законодательства. Негативным следствием этого явления, в частности, сложность замены работников даже в том случае, когда претенденты на их должности со стороны обладают более высоким уровнем профессионализма.
Факторы, влияющие на процесс формирования и развития внутренних рынков труда, очень многообразны. Среди них можно выделить как те, которые работают на расширение внутреннего рынка труда и усиление его закрытого характера, так и действующие в противоположном направлении.
В зарубежной литературе внутренние рынки рабочей силы изучаются при помощи анализа данных, характеризующих степень их открытости, масштаб и пространственную структуру, условия внутренней мобильности, дифференциацию положения занятых внутри него, а также сопоставления условий занятости в рамках внутреннего рынка рабочей силы и за его пределами. Основными функциями внутреннего рынка рабочей силы являются:
- обеспечение дифференцированной социальной защиты работников;
- специальная подготовка и развитие навыков занятых;
- сохранение наиболее ценной части трудового потенциала;
- поддержание социальной стабильности коллектива.
Реализация этих функций является предметом общественного
интереса, и, естественно, государство оказывает влияние на функционирование внутренних рынков труда путем регулирования основ трудовых отношений, реализации программ социальной защиты некоторых групп населения, сознания общих и избирательных программ занятости и проведения антидискриминационной политики.
2) Профессиональный рынок рабочей силы включает всех тех, кто предлагает конкретные профессиональные услуги. К профессиональному рынку рабочей силы могут относиться как высокопрофессиональные и высокооплачиваемые работники, так и не столь высокооплачиваемые, на которые не могут быть привлечены как постоянные работники, так и временные работники других профессий по причине высоких требований к качеству работ (например, строительные).
На этом рынке решающее значение имеет не качественная однородность выполняемых работ, а качественная однородность привлекаемых к их выполнению работников. Эта однородность заключается прежде всего в их соответствии некоторому профессиональному стандарту. Для достижения этой однородности часто происходит привлечение не одного работника, а целой их группы, что повышает устойчивость занятости, уменьшает издержки поиска и привлечения работников. Работодатель устанавливает постоянные контакты с интересующими его группами работников профессионального рынка труда и периодически, по мере возникновения необходимости привлекает их членов (не обязательно всех) к выполнению отдельных, коротких по продолжительности работ. Эти группы называются профессиональными организациями.
Особенностью положения работников профессионального рынка рабочей силы (совершенно не свойственной внутреннему рынку труда) является их отождествление не с фирмой, а с профессиональной общностью.
Наличие таких организаций означает преобразование характерных для внутреннего рынка иерархических отношений между работниками в сетевые. Для них характерен акцент не на отношения подчинения и передачу управленческих воздействий, а на обмен информацией и деятельностью. Контроль в сетевых структурах осуществляется через взаимодействие сторон и достижение единых целей.
Существенно преобразуются и отношения с работодателями (заказчиками). Характерная для внутреннего рынка труда постоянная занятость трансформируется в постоянное взаимодействие с работодателем, которое осуществляется и вне периода выполнения каких-либо работ. Однако у работников на этом рынке труда нет единственного заказчика, которым в системе внутреннего рынка труда выступает работодатель.
Существующие на этом рынке рабочей силы стандарты «схожи со стандартами рыночной экономики», что заключается прежде всего в единстве планирования, выполнения и контроля за трудом в сочетании с высокой степенью автономии занятых.
Можно выделить несколько сфер, где профессиональный рынок рабочей силы имеет преобладающее значение:
- услуги (продукция) кратковременного спроса;
- адаптация массовой продукции к индивидуальным требованиям;
- предоставление услуг (либо производство товаров) по специальным заказам;
- создание альтернативных массовым видов продукции.
3) Внешний рынок рабочей силы характеризует отношения между продавцами и покупателями труда в масштабе страны, региона, отрасли.
Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между организациями. Для этого необходимо, чтобы у предлагающих услуги труда было наличие профессий и специальностей, в которых нуждаются многие организации. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, т.е. он предполагает возможность свободного перехода с одного места работы на другое.
На внешнем рынке регулирование производственных отношений базируется на жесткой классификации работ, четких границах содержания каждой работы, чтобы сохранить профессиональную мобильность кадров. Внешний рынок ориентирован на законченную профподготовку, о которой свидетельствует диплом или сертификат об образовании работника.
4) Международный рынок рабочей силы характеризует отношения между продавцами и покупателями труда на межгосударственном уровне. Он предполагает движение работников между организациями разных стран.
С целью более полного учета ресурсов труда выделяют следующие виды рынков рабочей силы:
- открытый рынок труда включает все трудоспособное население, представленное на рынке рабочей силы. Он в свою очередь делится на:
• организованную, или официальную, часть открытого рынка, которая замыкается на государственную службу занятости населения и включает в себя также выпускников официальной или государственной службы профессионального образования;
• неофициальную часть – тех граждан, которые занимаются своим трудоустройством путем прямых контактов с фирмами или с негосударственными структурами трудоустройства и профессионального образования.
- скрытый рынок труда состоит из работников, занятых на предприятиях и в организациях, но имеющих большую вероятность потерять занятость и оказаться без работы. К этой разновидности рынка могут быть отнесены и работники, формально числящиеся на предприятиях, но не работающие и не получающие заработную плату.
Стоимость товара рабочая сила определяется как стоимость жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства работника и членов его семьи. Чтобы определить величину стоимости рабочей силы квалифицированного работника в современной России, предположу, что в его семье трое детей (иначе расширенного воспроизводства населения России не обеспечить) и что он работает в течение своей жизни 25 лет. Если я затраты на нормальное воспроизводство работника и членов его семьи по каждой из статей расходов разделю на число лет труда, то есть на 25, а затем эти среднегодовые затраты на число месяцев в году, то есть на 12, а в общей сложности, значит, на 300, тогда я получу величину затрат в расчете на месяц. Просуммировав же месячные затраты по всем статьям расходов на нормальное воспроизводство работника и членов его семьи, получу величину стоимости рабочей силы работающих членов семьи в расчете на месяц ее использования.
При этом если затраты по всем статьям расходов будут исчисляться не в единицах труда, а в ценах, то есть в денежном выражении, то и стоимость рабочей силы получит денежное выражение и покажет, к какой величине должна стремиться заработная плата в соответствии с объективными требованиями основного закона товарного хозяйства — закона стоимости.
Начну с затрат на жилье. Для семьи в 5 человек требуется не менее, чем трехкомнатная квартира.
1. Затраты на приобретение трехкомнатной квартиры в Санкт-Петербурге в кредит. Первый взнос (15%) составляет 750 000руб. плюс 54 000 руб. ежемесячно из расчета цены квартиры 4 500 000 руб. Всего 16 950 000 руб. В расчете на месяц — 56 500 руб.
2. Расходы на страхование жизни и здоровья. Затраты на страхование жизни из расчета 1% в год (45 000x25) плюс затраты на страхование жилья из расчета 0,15% в год (6 750x25) составляют за весь период трудовой деятельности 1 293 750 руб. В расчете на месяц — 4 312 руб.
3. Затраты на ремонт квартиры (2 раза) составляют в совокупности за 25 лет 400 000x2 руб. = 800 000 руб. В расчете на месяц — 1 733 руб.
4. На оплату коммунальных услуг работнику за 25 лет придется потратить 1 620 000 руб. В расчете на месяц — 5 400 руб.
5. На охрану квартиры общие затраты составят 75 000 руб. В расчете на месяц — 250 руб.
6. На приобретение книг, газет, журналов, музыкальных записей, оплату интернета, мобильной связи за 25 лет придется потратить 480 000 руб. В расчете на месяц — 1 600 руб.
7. Затраты на приобретение культурно-бытовой техники (музыкальные центры, фотоаппараты, видеокамера, мобильные телефоны и т.п.) за 25 лет составят 215 000 руб. В расчете на месяц — 717 руб.
8. Затраты на приобретение 5 компьютеров за 25 лет: 27 000х5=135 000 руб. В расчете на месяц — 450 руб.
9. Затраты на покупку мебели за 25 лет составят 750 000 руб. В расчете на месяц — 2 500 руб.
10. Затраты на приобретение крупногабаритной техники. Холодильников: 18 000х2 = 36 000 руб. В расчете на месяц — 120 руб.
Стиральных машин: 16 000х2 = 32 000 руб. В расчете на месяц — 107 руб.
Телевизоров:12 000х2 = 24 000 руб. В расчете на месяц — 80 руб.
Посудомоечных машин: 15 000х2 = 30 000 руб. В расчете на месяц — 100 руб.
Кухонных плит (газовых или электрических): 8 000х2 = 16 000 руб. В расчете на месяц — 54 руб.
11. Затраты на покупку кухонных принадлежностей за 25 лет — 160 000 руб. В расчете на месяц — 533 руб.
12. Затраты на покупку ванных и туалетных принадлежностей — 180 000 руб. за 25 лет. В расчете на месяц — 600 руб.
13. Затраты на одежду и обувь сезонную, повседневную и выходную за 25 лет на семью из пяти человек составят 3 000 000 руб. В расчете на месяц — 10 000 руб.
14. Личное страхование работника за 25 лет потребует 375 000 руб. В расчете на месяц — 1 250 руб.
15. Затраты на страхование троих детей до 20 лет за 25 лет составят 900 000 руб. В расчете на месяц — 3 000 руб.
16. Оплата медицинских услуг потребует за 25 лет 2 150 000 руб. В том числе стоматологические услуги 275 000 руб., другие медицинские услуги 1 875 000 руб. В расчете на месяц — 7 167 руб.
17. Затраты на приобретение медикаментов и других медицинских средств за 25 лет — 300 000 руб. В расчете на месяц — 1 000 руб.
18. Плата за оздоровительно—физкультурные услуги за 25 лет составит 200 000 руб. В расчете на месяц — 667 руб.
19. Затраты на приобретение спортивного инвентаря — 258 000 руб. В расчете на месяц — 860 руб.
20. Плата за содержание детей в детских дошкольных учреждениях (ясли, сад) за двадцатипятилетний период составит 135 700 руб. В расчете на месяц — 450 руб.
21. Отдельные выплаты при обучении троих детей в школе за двадцатипятилетний период составят в сумме 267 300 руб. В расчете на месяц — 891 руб.
22. Затраты на обучение детей в высших учебных заведениях составят 780 000 руб. В расчете на месяц — 2 600 руб.
23. Затраты на питание дома за 25 лет составят 9 000 000 руб. В расчете на месяц — 30 000 руб.
24. Затраты на питание вне дома за двадцатипятилетний период составят 2 970 000 руб. В расчете на месяц — 9 900 руб.
25. Отчисления в негосударственный пенсионный фонд для обеспечения нормальной жизни в старости от 2 до 10% — 600 000 руб. В расчете на месяц — 2 000 руб.
26. Затраты на пользование общественным транспортом (метро, трамвай, троллейбус, автобус, маршрутка) — 1 110 000 руб. В расчете на месяц — 3 700 руб.
27. Затраты на приобретение и содержание дачного участка 800 000+600 000=1 400 000 руб. В расчете на месяц — 4 667 руб.
28. Затраты на семейный отдых 1 раз в год по путевке составят 3750 000 руб. В расчете на месяц — 12 500 руб.
29. Затраты на семейные праздники, включая подарки, за 25 лет составят 537 500 руб. В расчете на месяц — 1 790 руб.
30. Затраты на свадьбы детей: 150 000х3 = 450 000 руб. В расчете на месяц — 1500 руб.
31. Затраты на посещение театров, музеев, концертов за 25 лет составят 4 200 000 руб. В расчете на месяц — 14 000 руб.
32. Затраты на приобретение автомобилей в кредит (4 автомобиля за 25 лет) составят 2 080 000 руб. В расчете на месяц — 6 670 руб.
33. Страховка, налоги на автомобиль за 25 лет составят 1 215 000 руб. В расчете на месяц — 4 050 руб.
34. Эксплуатационные расходы
— на бензин за 25 лет при пробеге 20 000 км в год из расчета 10 л. на 100 километров составят (20 000/100х10х27)х25 = 1 350 000. В расчете на месяц — 4 500 руб.
— на техническое обслуживание автомобиля за 25 лет составят 312 600 руб. В расчете на месяц 1 042 руб.
— на автостоянку за 25 лет составят 900 000 руб. В расчете на месяц — 3 000 руб.
35. Затраты на погребение умерших родителей:100 000х4 = 400 000 руб. В расчете на месяц — 1 333 руб.
Сложив приведенные выше затраты в расчете на месяц, получиу сумму 204 527руб. С учетом необходимости уплаты 13%-го подоходного налога денежное выражение стоимости рабочей силы работающих членов семьи из пяти человек составляет 204 527(1 — 0,13) = 235 090 рублей. Столько нужно для нормального воспроизводства работника и членов его семьи.
Если в семье работает не один из родителей, а оба, тогда необходимо учесть, что в связи с рождением и воспитанием троих детей занятость одного из родителей составит не 25, а 25 — 3х3 = 16 лет. Тогда, чтобы получить стоимость рабочей силы одного работника надо полученную ранее величину стоимости рабочей силы работающих членов семьи разделить на величину 1+16/25=1,64. Получу следующую величину: 235 090 : 1,64 = 143 347 руб.
Таким образом, стоимость рабочей силы одного работника в современной России составляет 143 тысячи 347 рублей.
Заработная плата — это цена рабочей силы. В России 32 600 — по данным Федеральной службы государственной статистики на 2014 г. Анализ сведений по отчетам ФСГС показывает ежегодное увеличение средних зарплат на 8-11%.
28 553 р/мес. — по предложениям работодалей на сайтах поиска работы.
18 126.0 р/мес. — по данным портала «Кадровые агентства России».
Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.
Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.
На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:
· Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.
· Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.
· Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.
На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.
Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.
На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.
Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:
· развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);
· совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);
· обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;
· целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;
· повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;
· поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;
· организация общественных и временных работ.
На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.
Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства. Ниже будет рассмотрена государственная политика в области занятости на примере России.
В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3).
В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.
Государственные гарантии для безработных включают: бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости; компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости; выплату пособия по безработице; возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.
Борьба с безработицей — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.
Действия государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь неоднозначные последствия.
Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют увеличить уровень трудоустройства и снизить безработицу.
С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в "ловушке безработицы". Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.
Сложившееся в конце XX – начале XXI вв. резкое ухудшение демографической ситуации в России, связанное с высокой убылью населения, является одним из важнейших факторов, определяющих перспективы развития национального рынка труда.
Демографический фактор уже в ближайшей перспективе может стать решающим для сохранения независимости государства, обладающего громадной территорией с колоссальными природными ресурсами, обеспечивающими его устойчивое экономическое развитие, что в конечном счете позволяет превратить Россию в страну с комфортными, постоянно улучшающимися условиями жизни для ее населения. Вполне естественно, что для России выправление демографической ситуации является делом национальной безопасности. Углубление демографических проблем может привести к бесконтрольным миграционным перемещениям, дестабилизирующим региональное, национальное и глобальное политическое пространство.
Радикально отличает Россию от западноевропейских стран то, что в России весьма низкие среди европейских стран показатели рождаемости, и они меньше, чем в предшествующие десятилетия. На активную политику в области рождаемости и занятости женщин с детьми в демографически успешных странах Европы расходуют значительную долю ВВП. Что касается России, то сейчас уровень расходов «на демографию» составляет менее 1 % от ВВП, а с учетом расходов субъектов РФ – 1–2 % .В сравнении с развитыми странами мира, успешно проводящими политику в области рождаемости и семьи, это слишком мало.
В настоящее время Россия находится в числе стран с самой низкой в мире рождаемостью, хотя еще в начале XX века уровень рождаемости в ней был одним из самых высоких среди ведущих стран мира и превышал их показатель в 1,5 раза.
Современные меры демографической политики в РФ направлены в первую очередь на поддержание имеющегося уровня рождаемости и по возможности – на его повышение. Введенные экономические меры современной демографической политики способствовали снижению остроты демографической проблемы и вызвали рост рождаемости. Эффективной мерой демографической политики явилось предоставление женщине, родившей второго (или последующего) ребенка, материнского (семейного) капитала.
Таким образом, все эти мероприятия по экономическому стимулированию рождаемости способствуют увеличению суммарного коэффициента рождаемости.
Особенности структуры (возрастной) и причины смертности связаны с сохранением элементов традиционного характера. Возрастная структура характеризуется значительным «омоложением». Главными причинами высокой смертности россиян стали: инфекционные и паразитарные болезни (31,8 тыс.), болезни органов дыхания (74,1 тыс.), болезни органов пищеварения (88,4 тыс.), новообразования (291,8 тыс.), болезни системы кровообращения (1 001,8 тыс.).
В структуре внешних причин смерти наибольшая смертность у мужчин и женщин связана с такими причинами, как самоубийства и самоповреждения; повреждения с неопределенными намерениями, за которыми во многих случаях стоят неверно зарегистрированные убийства и самоубийства; транспортные несчастные случаи, включая ДТП; убийства и случайные отравления алкоголем. За последние два десятилетия в России от внешних причин в среднем ежегодно погибали около 280 тыс. человек, и это составило около 13,4 % от общего числа умерших, а в некоторые годы и более.
В европейских же странах доля смертей от внешних причин принципиально не менялась, составляя в мирное время 6–8 %.
На формирование самосохранительного поведения направлен такой документ, как Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», принятый в начале 2013 года. Постановлением правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 утверждена Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах».
Ожидаемые конечные результаты реализации данной программы – сокращение случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий, в том числе детей, к 2020 году на 8 тыс. человек (28,82 %) по сравнению с 2012 годом (общее число погибших составило 27 991 тыс. человек).
Таким образом, я отмечаю, что сохранение депопуляционного режима воспроизводства населения, прогнозируемого на отдаленную перспективу, может привести к утрате Россией статуса одного из наиболее многолюдных и экономически значимых государств мира.
В результате сокращения экономически активного населения складывается новый тип воспроизводства населения, в том числе моложе и старше трудоспособного возраста, что, несомненно, будет способствовать сокращению численности трудовых ресурсов, сжатию национального рынка труда. Сокращение притока молодой рабочей силы, выбытие квалифицированных кадров нарушит традиционный режим смены поколения во многих отраслях экономики.
Следствия процесса старения затрагивают как перспективы воспроизводства населения, так и развитие рынка труда. Возникает необходимость формирования социальной политики, нацеленной на использование потенциала пожилых людей в тех видах деятельности, в которых участие пожилых работников не приводило бы к снижению производительности труда.
Список литературы
1. Адамчук В.В. и др. Экономика труда: Учебник/В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.А. Яковлев; Под.ред. В.В. Адамчука. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2015.- 431 c.
2. Гильдингерш М.Г. Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку / Под ред. А. И. Муравьева. СПб., 2015. – с.458
3. Заславский И.Е. К новой парадигме рынка труда// Вопросы экономики. – 2015. – №2. – с.26
4. Карташов С.А., Одегов Ю.Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления (на примере г. Москвы). – М.: Финстатинформ, 2015. – 694 с.
5. Костин Л. П о поводу некоторых понятий теории рынка труда// Человек и труд. – 2014. – №12. – с. 33
6. Мазин А. Дискриминация на российском рынке труда/ А. Мазин// Человек и труд. – 2014. – №8. – с. 22
7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. В 2 т. Т. 2. - М., 2014. – с. 369
8. Мамедов А.А. Особенности демографической ситуации в России в контексте перспектив развития рынка труда // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. №1, 2016 г. С. 99-105
9. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. – М.: Международные отношения, 2012. – 184 с.
10. Олимских Н.Н., Тюрнина О.О. Рынок труда: основные теоретические аспекты формирования и развития. – Ижевск, Изд-во Институт экономики и управленияУдГУ, 2014. – с.172.
11. Рофе А. О содержании понятий «трудовые ресурсы» и «рабочая сила»// Человек и труд. – 2015. – №3. – с. 23
12. Сапаниди П. Молодежь на рынке труда/ П. Сапаниди// Человек и труд. – 2015. – №4. – с 55