ОЭСР о трансфертных ценах
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Организация экономического сотрудничества и развития
1.1. Сущность организации экономического сотрудничества и развития
1.2.Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию
Глава 2. Трансфертное ценообразование в рамках международного регулирования
2.1. Мероприятия №№8 - 10 Плана BEPS
2.2. Мероприятие № 13 Плана BEPS: подготовка документации по ТЦО
Введение
Актуальность темы. Трансфертное ценообразования является одним из наиболее распространенных в современной экономике.
Трансфертные цены стали широко известны, когда их начали использовать в рамках торговли между отделениями транснациональных компаний.
Трансфертное ценообразование обычно относят к сфере внутрифирменной торговли. Однако в рыночных отношениях развитых иностранных государств трансфертное ценообразование применяется более широко.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) весьма активно занимается вопросами международного налогообложения. В 1979 году она выпустила, а в 1995-1999 годах существенно обновила Рекомендации по трансфертному ценообразованию для международных предприятий и налоговых ведомств (Рекомендации). Рекомендации не являются нормативным актом, но многие страны используют их в качестве основы для положений своего налогового законодательства, посвященного трансфертному ценообразованию. Соответственно, и для транснациональных компаний есть веские причины внимательно относиться к рекомендациям ОЭСР.
В тексте Налогового кодекса России термин "трансфертное ценообразование" не встречается.
Но этот термин активно используется среди специалистов и встречается в официальных документах.
Глава 1. Организация экономического сотрудничества и развития
1.1. Сущность организации экономического сотрудничества и развития
Организация экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) — международная организация, одной из сфер деятельности которой является разработка рекомендаций по контролю за трансфертным ценообразованием. Целью ОЭСР является раскрытие единых правил трансфертного ценообразования. Соблюдение правил позволит избежать двойного налогообложения и сократить вероятность возникновения споров между налоговыми органами разных государств. Основополагающим принципом руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию является принцип «вытянутой руки», который состоит в том, что взаимозависимые компании функционируют «рука об руку» и в своих финансовых отношениях применяют цены, отличные от рыночных. Независимые компании находятся друг от друга «на расстоянии вытянутой руки», применяя цены, формируемые под действием рыночных факторов. В свою очередь, государство корректирует такие нерыночные цены, как если бы компании были независимыми. Основным преимуществом руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию является установление равных условий, как для компании-налогоплательщика, так и для налоговых органов в странах, законодательство которых основывается на положениях ОЭСР. Наличие единых правил облегчит компании расширение ее деятельности за рубежом и инвестирование в экономику других стран, поскольку позволяет существенно снизить риск двойного налогообложения прибыли, получаемой в результате транснациональных операций.
В международной практике выработаны методы определения соответствия цен сделок рыночному уровню, которые подразделяются на традиционные и методы, основанные на анализе прибыльности сделок. К традиционным методам относятся такие методы как метод сопоставимой неконтролируемой цены, метод цены последующей реализации и затратный метод. К методам ОЭСР, основанным на анализе прибыльности сделок, относятся метод сопоставимой рентабельности и метод распределение прибыли.
1.2. Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию
Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых органов - это документ, подготовленный Организацией экономического сотрудничества и развития, который содержит рекомендации по определению налоговых последствий сделок между взаимозависимыми лицами. Руководство ОЭСР содержит описание правил налогообложения сделок между Взаимозависимыми лицами. Эти правила были впервые опубликованы в 1979 году. В 1995 году руководство ОЭСР было одобрено советом этой организации и с тех пор этот документ регулярно обновляется. Последняя версия документа доступна подписчикам сайта ОЭСР OECD Guidelines for Multinational Enterprises. В бесплатном доступе не распространяется. В России применение правил Руководства ОЭСР законодательством не предусмотрено. Правила налогообложения так называемых Контролируемых сделок установлены разделом V.I. налогового кодекса России и этот документ там не упоминается. Особые правила трансфертного ценообразования были введены в России с 1 января 2012 года. В неофициальных выступлениях чиновники говорили о том, что Руководство ОЭСР будет переведено на русский язык, но пока этот проект не реализован.
Помимо руководства ОЭСР, схожий документ был принят ООН - Практическое руководство по трансфертному ценообразованию для развивающихся стран ООН. Причем этот документ свободно распространяется на английском языке.
Глава 2. Трансфертное ценообразование в рамках международного регулирования
2.1. Мероприятия №№8 - 10 Плана BEPS
5 октября 2015 года ОЭСР опубликовала финальный пакет мер борьбы с размыванием налогооблагаемой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting - План BEPS). Согласно Плану BEPS регулирование международных правил в налоговой сфере осуществляется по конкретным направлениям, одним из которых является регулирование в области трансфертного ценообразования (далее – ТЦО).
Работа ОЭСР в рамках Мероприятий №№ 8 - 10 Плана BEPS включает в себя ряд рекомендаций. Ниже представлены ключевые из них:
· Предлагается понятие "безопасной" фиксированной надбавки (рентабельности) величиной в 5% на расходы при определении стоимости услуг внутри группы с "низкой добавленной стоимостью";
· Предлагается, чтобы участники соглашения о совместном финансировании расходов имели возможность и полномочия по контролю рисков, связанных с проектами, в отношении которых заключено такое соглашение;
· Доходы от использования нематериальных активов не обязательно должны автоматически начисляться юридическим собственникам этих нематериальных активов;
· Для сделок с биржевыми товарами представлено руководство по применению метода сопоставимых рыночных цен;
· Разработан шестиступенчатый процесс выявления коммерческих рисков при проведении функционального анализа. Распределение дохода от принятия рисков необходимо осуществлять в пользу той стороны сделки, которая имеет возможность осуществлять контроль за рисками, а также имеет финансовые ресурсы для принятия данных рисков.
В целом при подготовке Мероприятий №№ 8 – 10 сделан акцент на определении фактической природы внутригрупповых операций, при котором первостепенное значение имеет фактическое "поведение" сторон в сделках при проведении функционального анализа для целей трансфертного ценообразования по сравнению с тем, как функции и риски сторон закреплены в договорах. При этом основное значение должно иметь не то, как функции и риски сторон закреплены в договорах, а то как фактически распределяется их ответственность.
2.2. Мероприятие № 13 Плана BEPS: подготовка документации по ТЦО
При проведении проверок налоговый орган часто испытывает сложности с пониманием полной цепочки создания стоимости, что приводит к трудностям в применении принципа "вытянутой руки" и увеличению возможностей компаний для злоупотребления в налоговой сфере. Также, национальные различия в требованиях к подготовке документации по ТЦО приводят к существенным административным издержкам для бизнеса. В рамках Мероприятия № 13 предполагается разработка правил ТЦО, которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса. Так устанавливается трехуровневый стандартизированный подход к ТЦО, который включает: локальный файл, отчет по странам, мастер-файл.
Локальный файл – отражает актуальную информацию в отношении конкретного налогоплательщика по существенным транзакциям (конкретной юрисдикции). Подготавливается на уровне локальной юрисдикции. Отчет по странам – отчет о перечне финансовых и иных показателях (о глобальном распределении прибыли, прибыли до уплаты налогов, о налогах, уплаченных и удержанных в каждой стране, о внутрихозяйственных потоках роялти, процентов, оплатах, о численности наемных рабочих, затратах на их содержание, о материальных активах каждой компании). Отчет подготавливается на уровне холдинговой компании. Мастер-файл – отражает базовую информацию о международных операциях многонациональной корпорации и принципах ее политики в области ТЦО. Подготавливается на уровне холдинговой компании. Локальный файл и Мастер-файл – должны быть представлены непосредственно местным налоговым органам. Отчет по странам предоставляется налоговым органам юрисдикции, налоговым резидентом которой является материнская компания. Требования к подготовке трехуровневой документации по ТЦО, согласно Мероприятию № 13, действуют для отчетных периодов начиная с 1 января 2016 года.
8 июня 2015 года ОЭСР выпустила детальные разъяснения касательно подготовки и подачи "Отчета по странам" (далее ― Отчет). Данный документ распространяется не только на страны ― участницы ОЭСР, но также на страны группы "Большой двадцатки", куда входит Российская Федерация. Согласно Плану BEPS предоставлять Отчет будут Группы:
· Группа: международная группа предприятий, связанных через владение или контроль, для которой требуется подготовка консолидированной финансовой отчетности или потребовалась бы, если бы "доля в акционерном капитале любого из предприятий" публично торговалась на фондовой бирже.
· Международной Группой признаются две и более компании, являющиеся налоговыми резидентами в разных юрисдикциях.
Требование по подготовке и предоставлению Отчета распространяются на Группы, годовая консолидированная выручка которых более 750 млн. евро (или эквивалентная сумма в местной валюте).
Первым годом, на который распространяются новые правила, будет финансовый год Группы компаний, начинающийся 1 января 2016 года или позднее. Срок подачи Отчета ― до 31 декабря 2017 года.
Содержание Отчета должно соответствовать шаблону, опубликованному в руководстве ОЭСР по подготовке документации по ТЦО и отчета по странам от 16.09.2014 года (далее – Руководство).
План BEPS не содержит указаний на конкретные штрафные санкции за невыполнение обязательств по представлению Отчета. В документе приводится положение, согласно которому размер штрафных санкций должен быть определен на местном уровне в каждой конкретной юрисдикции, принимая во внимание действующие штрафы за нарушение требований законодательства о ТЦО.
Налоговые органы иностранных юрисдикций обязаны будут представлять Отчет в другие соответствующие налоговые юрисдикции в течение 18 месяцев после окончания отчетного года в первый год подачи Отчета (то есть до 30 июня 2018 года) и в течение 15 месяцев после окончания отчетного года в последующие периоды. Так, Отчет за 2017 год должен быть подан до 31 декабря 2018 года, а процедуры обмена информацией должны быть завершены до 31 марта 2019 года.
План BEPS обязывает участников ОЭСР, а также стран "Большой двадцатки" (членом, которой является Российская Федерация) принять новые правила и внести соответствующие изменения в свое внутреннее законодательство по налогам и сборам, для того чтобы обязать Группы представлять Отчеты по странам. Индивидуальные требования каждой страны к оформлению документов по трансфертному ценообразованию должны соответствовать размеру и характеру местной экономики.
Предполагаемые изменения будут существенны для ряда крупнейших российских компаний.
Учитывая инициативы ОЭСР, компаниям необходимо отслеживать изменения в законодательстве стран, в которых расположены компании группы, направленные на внедрение новых подходов к раскрытию информации.
Заключение
Трансфертная цена — цена, устанавливаемая между ассоциированными организациями, по которой одна организация реализует товары, нематериальные активы и оказывает услуги другой ассоциированной организации.
Поскольку компании используют трансфертные цены для оптимизации собственных налоговых выплат, государством осуществляется контроль соответствия применяемых цен рыночному уровню. Именно этот подход лежит в основе Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию.
В Руководстве по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых органов (OECD Transfer Pricing Guidelines For Multinational Enterprises And Tax Administrations, 1995), разработанному ОЭСР, трансфертная цена (transfer price) рассматривается как цена, устанавливаемая между взаимозависимыми лицами, по которой одна организация реализует товары, нематериальные активы и оказывает услуги другой организации внутри групп компаний.
И эта нерыночная цена формируется, как правило, в отношениях взаимосвязанных экономических субъектов и влияет на размер налоговых отчислений.
Поскольку используемые в деятельности взаимозависимых лиц цены по разным причинам (в первую очередь экономическим, во вторую — налоговым) отличаются от рыночных, для целей налогообложения применяются рыночные цены, исходя из которых исчисляются налоги.
ОЭСР разрабатывают новые законодательные нормы и уточняют существующие, которые помогут более эффективно осуществлять контроль, не нарушая при этом экономическую функцию трансфертного ценообразования.
Список литературы
1. Калинин С.И. Сопоставимость условий сделок и функциональный анализ в НК РФ и руководстве ОЭСР о трансфертном ценообразовании // Закон. 2013. №1. С. 77-80
2. Колпашников И. М. Трансфертное ценообразование: правоприменительная и судебная практика стран ОЭСР // Налоговая политика и практика. 2012. №8. С. 76-80
3. Литвинова К.Ю., Дуюнов А.Г. Применять ли в налоговых спорах о трансфертном ценообразовании правила ОЭСР? // Налоговед. 2013. №2. С. 64-73
4. Самарина Э.С. Понятие и сущность трансфертного ценообразования // Российский экономический интернет-журнал. 2016. №2. С. 42