Нефтяная и газовая промышленность РФ
Введение
Я хочу рассказать о нефтяной и газовой промышленности России. Учитывая, в какое сложное положение попала наша страна в связи со столь сильным укреплением доллара и падением нефтяных цен, эта тема видится предельно актуальной.
Россия обладает уникальной сырьевой базой. Главным сырьевым богатством Российской Федерации считается нефть. Нефтяная промышленность России тесно связана с большинством отраслей народного хозяйства и оказывает влияние на экономику всей страны. Современные тенденции развития мирового рынка нефти указывают на значительный рост спроса на этот вид топлива, более того, на сегодняшний момент нефть является весомым аргументом при ведении политических дел с различными странами.
Доля России на мировом рынке нефти составляет 10%. Это определяет сильную позицию страны в этой сфере.
С другой стороны технологическое отставание и несовершенство производственных отношений не позволяет России стать лидирующей страной и достичь высоких уровней эффективности в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслях.
В условиях развития современных рыночных отношений, когда спрос на природный газ и его поставка различным потребителям нестабильна, а также при наличии существующих политических проблем, связанных с транспортом газа в страны Европы, возникает необходимость отслеживать также и рациональные объемы добычи газа, и его транспортные маршруты.
Нефтяная промышленность РФ
Положение нефтяной отрасли России можно охарактеризовать как достаточно сложное, однако способы улучшения сложившейся ситуации все же существуют: сокращение технического отставания промышленности в совокупности с активным реформированием и созданием благоприятных условий для всех предприятий этой отрасли.
Наряду с сырьевыми запасами, уникальные географические данные России дают ей шанс контролировать поставки нефти из Средней Азии и Казахстана, а также осваивать и развивать новые торговые отношения с США, Японией и странами Азии.
Я считаю нужным рассмотреть причины, снижающие эффективность этого сектора.
Высокая себестоимость добычи. Себестоимость добычи нефти в разных странах не одинакова. Низкая себестоимость барреля нефти в странах Персидского залива связана с тем, что месторождения находятся на континентальном шельфе, имеют небольшую глубину залегания, нет необходимости строить и обслуживать нефтепроводы, так как нефть добывается рядом с крупными портами. Высокая себестоимость в России обусловлена:
· сложными климатическими условиями в местах добычи;
· удаленностью месторождений от основных потребителей;
· глубиной залегания месторождений;
· высокой долей налогов и акцизов в себестоимости нефти;
· неумелой государственной политикой, обостряющей противоречия между кампаниями и государством;
· низкой профессиональной подготовкой государственного менеджмента в этой области, а также изношенностью оборудования и др.
Низкая экологичность производства и переработки нефти. Известно, что и нефтедобывающая, и нефтеперерабатывающая промышленности оказывают существенное воздействие как на окружающую среду, так и на людей, работающих в этих отраслях.
Пагубное воздействие проявляется на всех этапах добычи и переработки нефти. К негативным проявлениям низкой экологичности можно отнести:
- выбросы различных топливных испарений;
- оседание земных пород в результате извлечения нефти из недр земли;
- выбросы вредных веществ при транспортировке нефти.
Поэтому в нефтедобывающей и перерабатывающей промышленностях безусловно необходимо использовать самые современные технологии и реализовать меры по минимизации вредных для экологии и работников процессов.
Кроме того, обязательным является незамедлительное устранение утечек и катастроф при их наличии, поскольку они могут в значительной степени навредить окружающей среде.
В настоящее время Россия значительно отстает от других нефтедобывающих и перерабатывающих стран в вопросах экологии процессов добычи и переработки нефти. Формальной причиной часто называют отсталость технологий и оборудования на нефтеперерабатывающих заводах (далее – НПЗ). Эта причина легко устранима, поскольку нефтедобывающие фирмы располагают необходимыми средствами, но сознательно не осуществляют модернизацию. На самом деле эта проблема глубже и обусловлена двумя проблемами:
1) противоречием интересов нефтяных кампаний и Российского государства;
2) низким уровнем квалификации менеджмента кампаний в области математического моделирования и прогнозирования.
Значительный износ основных фондов. Износ основных фондов в сфере нефтедобычи и нефтепереработки составляет около 80% (при уровне 60-70% в других областях ТЭК).[1] Эти данные хорошо иллюстрируют бытующее мнение о том, что российские нефтеприиски при советской власти давали больше нефти, чем сегодня. И были меньше изношены в оборудовании. Высокая степень износа объясняется следующими причинами:
- активное использование устаревшего оборудования;
- нежелание частных компаний вкладывать денежные средства в его обновление и замену.
В большинстве случаев желание российских нефтедобывающих компаний получить более высокую прибыль при наименьших затратах на практике приводят к загрязнению окружающей среды и снижению всех производственных показателей и, как следствие, к снижению эффективности и конкурентоспособности предприятий на мировом рынке.
Однако, принимая во внимание увеличение объемов инвестиций в отрасль в последние годы и рост внутреннего спроса на продукты переработки нефти, с высокой степенью вероятности можно говорить об изменении тренда и появлении тенденций к модернизации оборудования.
На сегодняшний день проблема износа оборудования остается актуальной, поскольку, помимо прочего, приводит к низкому качеству российских нефтепродуктов, к высокой энергозатратности при переработке нефти, к низкой глубине переработки нефти и к недостаточной загрузке производственных мощностей.
Качество продукции. Россия экспортирует крайне мало нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью. НПЗ все еще продолжают производить относительно дешевые нефтепродукты, среди которых прямогонный бензин, вакуумный газойль, дизельное топливо и другие фракции низкого по сравнению с европейскими стандартами качества.
Именно по этой причине на европейских рынках российские нефтепродукты торгуются как сырье для дальнейшей переработки. Это в значительной степени усложняет процедуру продажи и сокращает объем экспортной выручки от продажи энергоносителей. Тем не менее, на сегодняшний день российские предприятия в основном ориентированы на вывоз сырой нефти, не принимая во внимание тот факт, что подобная политика усугубляет положение дел в отрасли по причине нежелания компаний увеличивать инвестиционные расходы на совершенствование технологий и снижение себестоимости нефтепродуктов.
Одним из факторов, сдерживающих, например, выпуск высококачественных моторных топлив, является наличие в автопарках России автомобилей устаревших моделей, потребляющих низкосортное топливо, что вызывает необходимость его производства. Правительство России принимает меры по улучшению положения, в частности, вводя новый технологический регламент, который будет способствовать ограничению спроса на низкосортное топливо.
Высокий уровень потребления энергии и других ресурсов. По сравнению с другими странами Россия потребляет больше ресурсов, необходимых для производства или переработки одного и того же количества сырья. Использование устаревших и несовершенных энергоемких технологий провоцирует превышение уровня энергопотребления в 2-3 раза по сравнению с зарубежными аналогами.[2] Негативное влияние этого фактора в свою очередь, также сказывается на себестоимости продукции.
Низкая глубина нефтепереработки. Глубина переработки нефти – величина, показывающая отношение объема продуктов переработки нефти к общему объему затраченной при переработке нефти. В России этот показатель достигает около 71%, в то время как в других странах достигает 90-95%. Причина этого заключается, во-первых, в низкой технологичности оборудования, а, во-вторых, в применении устаревших технологий при переработке.
Модернизация российских НПЗ идет медленно. Минэнерго в свое время разработало программу по реконструкции и модернизации предприятий нефтеперерабатывающей промышленности. Доведение глубины до 82-85% было отсрочено на 2020 год.
На большинстве российских нефтеперерабатывающих заводов до сих пор используются оборудование и технологии времен СССР, когда глубина нефтепереработки и другие показатели были значительно ниже, чем сегодня.
Отсутствие высоких технологий и современных средств производства оказывает огромное влияние как на эффективность добычи и переработки, так и на затраты при производстве, а значит, и на себестоимость выпускаемой продукции.
Низкая загрузка производственных мощностей. Производственная мощность – это показатель, отражающий максимальную способность предприятия по выпуску продукции за определенный период.[3] Значения производственных мощностей обусловлено множеством факторов:
· научно-техническим уровнем производства,
· качеством выпускаемой продукции,
· наличием необходимых трудовых и технологических ресурсов,
· уровнем организации труда и другими.
В России этот показатель приблизительно равен 78%, что говорит нам об отставании и низком уровне всех факторов, влияющих на этот показатель. Для сравнения: аналогический показатель в США составляет около 90%, в Арабских странах около 85%, а в Венесуэле - 80%.
Низкая загрузка мощностей не позволяет российским предприятиям выйти на потенциальный уровень выпуска продукции необходимого качества и в значительной степени влияет на совокупный выпуск продукции, а, следовательно, и на экспорт сырья в целом. Значительное влияние на загрузку мощностей оказывает отсутствие современных технологий и оборудования, что является характерной чертой развития данной отрасли российской экономики.
Решение этой проблемы, безусловно, требует инвестиций. Альтернативный вариант – это создание собственных технологий и оборудования, однако на сегодняшний день Россия неконкурентоспособна в решении этого вопроса, поскольку выпуск отечественного оборудования для нефтедобычи и переработки не осуществляется уже на протяжении долгого периода. Те же предприятия, которые используют иностранное оборудование, размещены по территории России крайне неравномерно.
Неоптимальное размещение НПЗ по территории России. Значительное удаление мест добычи нефти от мест ее переработки или дальнейшей транспортировки напрямую сказывается на себестоимости и цене продукции, поскольку затраты на транспортировку относятся к категории издержек и включаются в себестоимость товара.
Неоптимальное размещение НПЗ влияет и на длительность процессов перевозки, что делает продукцию еще менее прибыльной. Это порождает такие явления, как, например, “Северный завоз”, когда в некоторых регионах страны полностью или частично отсутствует своя производственная база, а географическое положение и низкая развитость инфраструктуры делает транспортировку товаров неприбыльной, а зачастую и убыточной.
Необходимость поиска других путей снабжения или создания новых, менее затратных путей транспортировки нефти обусловлена не только ее важностью для жизнеобеспечения населения удаленных территорий, но и необходимостью снижения себестоимости продукции, а также увеличением скорости доставки необходимых нефти и нефтепродуктов. Существующие нефтепроводы не могут в полной мере справиться с нагрузкой по транспортировке и не охватывают большинство территорий. Тем не менее, многие российские компании пытаются справиться с этой проблемой.
Высокая степень зависимости экспорта нефти от курса валюты. На сегодняшний день российский рубль не является свободно конвертируемой валютой. Это обуславливает отсутствие возможности для Россия экспортировать энергоносители за отечественную валюту. Сегодня российские нефть и нефтепродукты торгуются на мировом рынке в долларах США. Очевидно, что в результате прибыль от экспорта нефти зависит от обменного курса валюты.
При укреплении доллара США (что является тенденцией в настоящее время) поступления в российский бюджет от экспорта нефти в рублевом выражении возрастают, а при повышении обменного курса российского рубля величина экспортной выручки значительно снижается даже при условии сохранения объемов добычи и экспорта неизменными. При колебаниях валютного курса возможны даже случаи убыточности при экспорте нефти и нефтепродуктов. А так как выручка от экспорта нефти является одной из основных доходных статей бюджета России, зависимость от курса валюты ставит под удар всю экономику страны в целом.
Высокая степень выработки легкодоступных месторождений. Одна из основных проблем нефтедобывающей отрасли – это высокая степень выработки легкодоступных месторождений (порядка 45%).Решение этой проблемы состоит в привлечении современных технологий, что позволит повысить уровень нефтеотдачи пластов.
Повышение нефтеотдачи (при постоянном уровне добычи) приведет к увеличению сроков эксплуатации месторождений. В перспективе предусмотрена транспортировка по трубопроводам всей нефти, имеется в виду создание региональных систем магистральных нефтепродуктопроводов и разводящей сети к нефтебазам и автозаправочным станциям. Но эти планы относятся к довольно-таки отдаленному будущему. Сейчас же по грузообороту трубопроводный транспорт стоит на первом месте. Протяженность нефте-проводов составляет 66000 км (для сравнения в США - 325000 км). В связи с тем, что нефтедобыча сосредоточена в отдалении от мест переработки и потребления, казалось бы, что большое внимание должно уделяться состоянию нефтепроводов, но не проходит и месяца, чтобы мы не услышали об очередной аварии и последующей за ней экологической катастрофе.
Таблица 1
Продолжительность эксплуатации нефтепроводных систем[4]
Срок эксплуатации |
% нефтепроводов |
20-30 лет |
29 % |
Более 30 лет |
26 % |
Менее 20 лет |
45 % |
Данные таблицы 1 свидетельствуют о высокой степени изношенности трубопроводов, что зачастую является причиной крупных аварий и сбоев в работе.
Нефтяные шоки и их влияние на мировую экономику. 16 октября 1973 года произошло первое значительное повышение цен на нефть на мировом рынке, которое впоследствии получило название «нефтяной шок».
Первый нефтяной шок года был вызван действиями Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). В разгар арабо-израильской войны 1967г, которая началась в октябре, страны-члены ОПЕК выступили против политики Соединенных Штатов Америки на Ближнем Востоке (в частности – против поставок оружия Израилю). Страны подписали соглашение, согласно которому добыча нефти должна была ежемесячно сокращаться на 5% до тех пор, пока США не прекратят вмешательство в конфликт. Кроме того, ОПЕК наложила эмбарго на продажу нефти Соединенным Штатам Америки. Это был первый в истории случай применения так называемого «нефтяного оружия». Цена на сырую нефть практически сразу возросла на 70% – с 3 до 5 долларов за баррель. В результате, энергетическая ситуация в станах-импортерах нефти резко обострилась. Цена продолжала расти и зимой 1973 г. составляла уже около 12 долларов за баррель – то есть увеличилась практически в 4 раза по сравнению с начальной. Доходы стран-членов ОПЕК за следующие полгода возросли в несколько раз.
Эмбарго было снято в марте 1974 года. К этому моменту состояние мировой экономики значительно ухудшилось. Высокие цены спровоцировали инфляционные процессы, увеличился уровень безработицы. В целом экономический рост индустриальных стран замедлился.
Однако политические цели, изначально преследуемые ОПЕК, достигнуты не были. Да и переориентация стран Европы на нефть Северного моря и Сибири привела к тому, что страны-экспортеры нефти потеряли часть своего рынка. В то же время, первый нефтяной шок наглядно продемонстрировал индустриальным странам, как сильно они зависимы от нефтяных поставок с Ближнего Востока и, в частности, от стран-членов ОПЕК.
Второй нефтяной шок. Предпосылкой второго нефтяного кризиса стал разрыв дипломатических отношений между США и Ираном. Изначально США сотрудничали и Ираном и всячески финансировали правительство в областях развития вооружения, а также поддерживали Иран в конфликтах с другими странами на среднем Востоке. Однако, проникновение американской культуры в иранскую в совокупности с ростом народного недовольства породило в Тегеране 9 января восстание, которое закончилось свержением текущей власти. 1 апреля 1979 года верховная власть перешла к имаму Хомейни, вернувшегося из эмиграции во Франции.
Дипломатические отношения между США и Ираном накалялись. 4 ноября 1979 года иранские студенты захватили посольство Америки в Иране и потребовали выдачи иранского шаха в обмен на заложников. В ответ на это действующий президент США Дж. Картер 7 апреля 1980 года объявил о разрыве дипломатических отношений с Ираном. Против Тегерана были введены санкции, которые поддержали страны ЕС.
Также был наложен заперт на импорт иранской нефти и замораживание иранских активов в банках Америки. События в Тегеране вызвали второй “нефтяной шок”, связанный с опасениями в отношении возможного прекращения экспорта Иранской нефти. Цены на нефть с 12-13 долларов за баррель в 1974 году взлетели до 36-45 долларов в 1980 году. Со второго “нефтяного шока” начался новый экономический спад в мире, ударивший по экономикам многих стран. Кризис продолжился вплоть до 1982 года.
Третий нефтяной шок. Многие ученые и политологи предрекают начало третьего нефтяного шока, связанного с “возгоранием” арабского мира. Военные действия и политика США и ЕС в арабских странах стало причиной множества восстаний и кровопролитных конфликтов.
Арабский мир буквально ответил взрывом на вмешательство американских и европейских сил во внутренние дела стран. Последствия этих конфликтов могут быть колоссальными и непредсказуемыми не только для экономического положения многих стран, но и для мирового политического равновесия. А если принять во внимание, что арабские страны обладают большей частью мировых нефтяных запасов, последствия могут стать действительно катастрофическими.
Очевидно, что все эти кризисы были вызваны вмешательством Америки в политику других стран, однако использование “нефтяного оружия” арабскими странами, в частности членами ОПЕК, показало всему миру, насколько он зависим от цены и объема поставок нефти. За период нефтяных шоков страны-экспортеры нефти получили огромную прибыль, в то же время, промежуток между кризисами не так уж велик.
Попытки зависимых от поставок нефти стран по переориентации рынка на нефть Северного моря и Сибири привели к тому, что страны-экспортеры нефти потеряли часть своего рынка.
Развитие российского рынка нефти в результате кризиса безусловно положительно сказывается на росте экономики страны, однако увеличение доли мирового рынка нефти и нефтепродуктов скорее всего носит временный характер и вряд ли сможет изменить структуру нефтяной отрасли и повысить ее эффективность.
Вечная борьба за ресурсы. С давних времен многие страны ведут кровопролитные войны за ресурсы, будь то алмазы или золото. В наше время их место заняла нефть. Однако администрация Америки не завоевывает, например, Катар или ОАЭ, что могло бы вызвать третью мировую войну, она пытается получить контроль над Персидским заливом – главным транспортным узлом Аравийского полуострова. Это позволило бы им не только полностью контролировать поставки нефти, но и назначать свою цену за транспортировку, поскольку главным в наше время является не наличие этого ресурса в недрах той или иной страны, а наличие путей и трубопроводов для ее доставки. Безусловно, хитрый ход, учитывая даже огромное количество жертв с обеих сторон, ведь главное – цель, а вот как ее достичь уже неважно.
Нефтяные запасы России. Не секрет, что нефть не является возобновляемым ресурсом, из чего можно сделать вывод, что когда-нибудь она закончится у всех стран, вопрос только в том, как долго отдельные страны смогут продержаться без собственной нефти и чего ждать от стран-лидеров по запасам этого жизненно важного ресурса.
По прогнозам аналитиков британской компании TNK BP, нефть во всем мире закончится через 54 года, и то в случае сохранения показателей добычи на уровне 2011 года. России, занимающей 8-е место по мировым запасам, собственной нефти хватит лишь на 23,5 лет.
Объем доказанных запасов во всем мире составил 1,65 трлн. баррелей (234,3 млрд. тонн) на начало 2012 года. В то же время Китаю с запасами 14,7 млрд баррелей (2 млрд тонн) хватит своих запасов на 10 лет. Для США, располагающих 31 млрд баррелей (3,7 млрд тонн) срок составит около 11 лет. Быстрее всего нефть закончится у Таиланда (3,5 года), Колумбии (около 6 лет), Великобритании (7 лет) и Туркменистана (7,6 лет). Странам Аравийского полуострова, обладающим почти половиной мировых запасов, нефти хватит на 80-100 лет (в зависимости от запасов каждых стран отдельно). Россия имеет довольно шаткое положение, поскольку:
1) Россия не обладает значимыми запасами нефти, чтобы диктовать условия другим странам. Более того, по статистике ученых России в скором времени придется уже самой покупать нефть у других стран.
2) Высокая степень зависимости экономики России от экспорта нефти, составляющего около 50% всего ВВП страны, ставит под удар будущее страны, а отсутствие существенных статей дохода еще более усугубляет положение.
3) Имеет место значимое отставание эффективности и технологичности производства по многим показателям.
4) Высокая себестоимость добычи и переработки нефти, складывающаяся из таких факторов как: затраты на разведку месторождения, затраты на извлечение сырья из недр, затраты на транспортировку и хранение, затраты на амортизацию и прочее, делает невозможным извлечение большей выгоды. Положение можно было бы поправить несколькими способами:
Инвестиции, направленные на поиск, развитие и расширение сфер употребления более экологичных и возобновляемых альтернативных источников энергии (атомная, гидро-, водородная энергетика и др.)
Экономичное замещение нефти на другие ресурсы при производстве (например в производстве покрышек доля нефтепродуктов составляет 30%, а при изменении технологии и использовании ресурсов-заменителей возможно снижение доли нефтепродуктов до 20%)
Замена нефтепродуктов на другие источники питания, которыми в большем количестве обладает наша страна (например использование газа более выгодно, поскольку цены на газ в разы дешевле, он более экологичен и запасов гораздо больше, однако необходимы дополнительные затраты на переоборудование под этот вид топлива)
Улучшение технологий переработки для извлечения максимума ресурсов из “литра” нефти, а также постройка собственных высокотехнологичных заводов по переработке с последующей постановкой приоритета на продажу нефтепродуктов, а не сырого сырья, которое гораздо дешевле чем качественные конечные продукты.
На сегодняшний день Россия имеет богатую сырьевую базу и обладает более 13% мировых запасов углеводов. Она принимает участие в мировом ценообразовании и активно осваивает собственные месторождения. Фактически, экспорт нефти является одной из основных статей дохода российского бюджета, однако принимая во внимание расширение сфер использования нефти и нефтепродуктов в автомобильном транспорте и других нефтеемкихобластях, спрос на этот вид сырья в обозримом будущем будет непрерывно увеличиваться, что позволяет прогнозировать положительные сдвиги и перспективы для нефтяной промышленности России.
После развала СССР объемы нефтедобычи стремительно уменьшались вплоть до начала нового тысячелетия, однако с повышением мировых цен на нефть, внедрением новых технологий и активном внимании государства к этой весьма значимой отрасли позволило выйти на совершенно новый уровень организации нефтедобывающих и перерабатывающих процессов.
Именно это позволило России стать важным участником в обеспечении мирового спроса на рынке нефти и обеспечивать множество стран этим экономически необходимым ресурсом.
На сегодняшний день основным импортером российской нефти является Европа, которая потребляет около 90% Российской нефти. В то же время рациональное использование нефтяных запасов, внедрение современных и экономичных технологий, уменьшение затрат и потерь на всех этапах добычи и транспортировки нефти позволит России расширить и укрепить свое присутствие на рынках Китая, Японии и других стран тихоокеанского бассейна. Нефть и ее переработка являются базовым сектором российской экономики. Нефть и продукты ее переработки являются важнейшим экспортным ресурсом страны. Ежегодно Россия экспортирует около 200 млн т сырой нефти.
Добычей нефти в России занимается больше 240 нефтегазодобывающих предприятий.
11 нефтедобывающих холдингов обеспечивают более 95% всего объема добычи. Ведущими нефтяными компаниями России являются Рос-нефть, Лукойл и ТНК-BP. Предприятиями-лидерами по объему добычи нефти являются «Татнефть» имени В.Д.Шашина, «Самотлорнефтегаз» и «Оренбургнефть». Доля этих трех предприятий в общем объеме добычи нефти свыше 10%.
После распада СССР и вплоть до начала тысячелетия все показатели находились на предельно низком уровне, однако начиная с 2000 года ситуация медленно начала приходить в норму и постепенно улучшаться.
По моему мнению, вся нефтяная отрасль России под влиянием мировых цен вынуждена быть довольно гибкой и пластичной, поскольку при значительном падении цен общая выручка по идее должна значительно упасть, однако падение цены заставляет нефтегазовые компании искать выход из этой ситуации либо путем временной переориентации рынка и уменьшения затрат при добыче и транспортировке, либо путем поиска обходных путей законодательства и уклонения от уплаты налогов. Не стоит недооценивать роль государства в нефтяной отрасли нашей страны, поскольку оно напрямую участвует в ценообразовании не только себестоимости нефти, производимой на экспорт, но и является главным игроком на внутреннем рынке. Активно используя налоговую и акцизную политику, государство способно влиять на себестоимость экспортируемой нефти, а обладая 51% акций (опционом) всех нефтегазовых компаний, оно регулирует цену на нефть внутри страны и не позволяет отдельным компаний назначать завышенные цены на свою продукцию. Не стоит также пренебрегать Федеральной Антимонопольной Службой.
Газовая промышленность РФ
А теперь перейдём к газовой промышленности страны. Суммарный спрос на газ для всех субъектов РФ характеризует некоторый рост в динамике развития до 2030 г.
Таблица 2
Баланс основных показателей развития газовой отрасли, млрд м3
Статьи баланса |
Годы |
||||
2009 |
2015 |
2020 |
2025 |
2030 |
|
Потребление газа в РФ, всего: |
396,3 |
447-475 |
475-507 |
507-535 |
535-554 |
Приволжский |
101,4 |
112-115 |
115-119 |
119-122 |
122-125 |
Центральный |
100,3 |
120-130 |
130-142 |
142-150 |
150-160 |
Уральский |
77,6 |
80-81 |
81-84 |
84-86 |
86-87 |
Южный и Северо-Кавказский |
50,9 |
58-66 |
66-72 |
72-77 |
77-82 |
Северо-Западный |
36,5 |
39-43 |
43-45 |
45-48 |
48-51 |
Сибирский |
15,6 |
23-24 |
24-27 |
27-32 |
32-37 |
Дальневосточный |
14,1 |
15-16 |
16-18 |
18-20 |
20-22 |
Экспорт, всего: |
203 |
205-260 |
225-440 |
265-470 |
265-470 |
Дальнее зарубежье |
148 |
150-180 |
170-360 |
210-390 |
210-390 |
Ближнее зарубежье |
55 |
55-80 |
55-80 |
55-80 |
55-80 |
Использование газа |
35,9 |
55-57 |
57 |
58-73 |
58-75 |
Всего газа для распределения |
635,2 |
707-792 |
757-1004 |
830-1080 |
858-1099 |
Добыча газа в РФ. всего |
598,3 |
676-761 |
726-973 |
799-1049 |
827-1068 |
Надым-Пур-Тазовский р-н |
477,2 |
543-544 |
483-504 |
387-424 |
282-328 |
Ямал + Гыдан |
- |
46-120 |
120-221 |
136-294 |
235-334 |
Баренцево море |
- |
- |
0-60 |
70-90 |
80-100 |
Центральная часть РФ |
95,9 |
50 |
103-120 |
125-135 |
139-150 |
Томская область |
2,9 |
3 |
1 |
1 |
1 |
Восточная Сибирь |
6 |
10-20 |
20-43 |
40-70 |
40-75 |
Дальний Восток |
16,3 |
24 |
30-55 |
40-55 |
50-80 |
Поступление газа |
36,9 |
31 |
31 |
31 |
31 |
Ресурсы газа, всего |
635,2 |
707-792 |
757-1004 |
830-1080 |
858-1099 |
Он обеспечивается увеличением спроса на газ в отраслях промышленности (в основном в газохимии, производстве строительных материалов, химической и нефтехимической промышленности), увеличением потребления газа коммунально-бытовым сектором и населением практически во всех субъектах РФ. Рост газопотребления в ряде регионов (Мурманская область, Восточная Сибирь и Дальний Восток) связан с развитием здесь проектов добычи и транспорта газа.
Самым развитым в промышленном отношении является Центральный федеральный округ, затем по показателям индустриального и социально-экономического развития за ним следуют Приволжский и Уральский. Южный и Северо-Кавказский федеральные округа представляют собой индустриально-аграрные регионы, где в структуре потребления газа доминирующее положение занимает коммунально-бытовой сектор и население. Северо-Западный федеральный округ является традиционно промышленно развитым регионом. Сибирский федеральный округ в перспективе по своему промышленному потенциалу займет одно из ведущих мест. Дальневосточный федеральный округ располагает значительным потенциалом социально-экономического развития, однако, в настоящее время природный газ здесь используется в незначительных объемах.
Несмотря на кризисные явления, развивающиеся в мировой экономике, газ по-прежнему будет основным энергоносителем. Поэтому в максимальном сценарии предусмотрено увеличение экспорта российского газа в страны Ближнего и Дальнего зарубежья. Европейский газовый рынок в настоящее время характеризуется снижением спроса на газ в результате финансово-экономического кризиса. В Западной Европе происходят также и процессы деиндустриализации, выражающиеся в выводе энергозатратных производств в третьи страны. Однако в перспективе спрос на природный газ будет расти из-за его конкурентных преимуществ по сравнению с другими видами топлива и сокращением собственной добычи в результате истощения месторождений в Англии, Нидерландах, Италии и других странах. Перспективы развития добычи сланцевого газа в Европе весьма призрачны и не вызывают существенного оптимизма.
В настоящее время на рынки Ближнего и Дальнего зарубежья поставляется около 40% газа, а 60% используется в РФ. Из всего газа, вывозимого за рубеж, в страны Ближнего зарубежья экспортируется 35%, а в страны Дальнего зарубежья – 65%. начительный объем российского газа используется Германией и Италией. Существуют следующие экспортные коридоры. Из газотранспортной системы Ленинградской области в ФРГ, страны западной Европы, Финляндию и Эстонию (газопровод «Северный поток», пропускная способность 55 млрд м3, срок окупаемости – 14–15 лет), может поставляться примерно 35% газа.
Транзит газа из Псковской области в страны Прибалтики обеспечивает Калининградскую область примерно на 1%. Из газотранспортной системы Смоленской области в Белоруссию, Польшу, Украину и далее в страны Восточной и Западной Европы. По газотранспортным системам из Курской, Воронежской и Ростовской областей в Украину и далее в страны Восточной и Западной Европы может транспортироваться свыше 30% газа. Из газотранспортной системы Краснодарского края в Турцию доставляется примерно 8%; газотранспортные системы Северного Кавказа поставляют в Грузию и Армению примерно 1% от всего экспортируемого газа.
Незначительное количество сжиженного метана из Сахалинской области поступает на рынки США, Европы и АТР.
Перспективы обеспечения потребностей газом стран Северо-Восточной Азии достаточно неопределенны. Китайская народная республика может стать крупнейшим импортером российского газа. Вряд ли следует ожидать существенного роста спроса на российский газ в Японии, тем более что экономика Японии базируется на применении сжиженного метана.
Из таблицы видно, чтобы обеспечить в 2030 г. спрос на газ в РФ и экспорт в страны Ближнего и Дальнего зарубежья (с учетом расхода газа в виде топлива для работы КС и потерь из-за технологических и аварийных условий) необходимо будет иметь для распределения 858–1099 млрд м3газа. Для этого в Надым-Пур-Тазовском районе должно быть добыто 282–328 млрд м3, на Ямальском и Гыданском полуостровах – 235–334 млрд м3, Штокмановском ГКМ (Баренцево море) – 80–100 млрд м3, Центральной части РФ, включая шельф Каспийского моря – 139–150 млрд м3, в Восточной Сибири – 40–75 млрд м3 и на Дальнем Востоке – 50–80 млрд м3. Импорт газа из Центральной Азии предполагается в размере 31 млрд м3.
Основным газодобывающим районом является Западная Сибирь (Надым-Пур-Тазовский регион). Однако в перспективе добыча газа в этом регионе будут снижаться из-за высокого уровня выработанности месторождений, снижения пластового давления, подъема уровня газоводяного контакта и длительного срока службы оборудования. Следует подчеркнуть, что дальнейшее развитие добычи газа здесь связано с разработкой валанжинских глубоко залегающих залежей, характеризующихся сложными горно-геологическими условиями и высоким содержанием жидких углеводородов. Большой проблемой также является извлечение остаточных запасов «низконапорного» газа. Существующие технологии не обеспечивают экономически эффективную возможность компримирования газа низкого давления для его дальнейшей транспортировки потребителям. Добыча газа на полуострове Ямал связана с осуществлением дорогостоящих мероприятий по соблюдению режимов освоения территорий, использованию щадящих технологий и режимов работы в притундровых лесах, охране мест традиционного хозяйствования коренного населения, охране мест обитания редких и исчезающих видов растений и животных и т.д. Все это приводит к существенному вложению капитала, эксплуатационным издержкам, и, в конечном счете, к повышению цены добычи природного газа.
Освоение Штокмановского ГКМ связано со сложными природно-климатическими и инженерно-геологическими условиями. Основные газоносные районы шельфа характеризуются наличием дрейфующего ледового покрова, возможностью вторжения тяжелых льдов и айсбергов из более северных районов и требуют проведения специальных инженерных мероприятий. Объективно возможен большой риск неполучения прогнозных объемов добычи углеводородов.
Месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока являются газоконденсатными или нефтегазоконденсатными с высоким газовым фактором. Возникает необходимость одновременно с освоением месторождений создавать газоперерабатывающие и газохимические мощности для выделения из газа ценных компонентов (этан, пропан, бутан, тяжелые углеводороды, гелий). В соответствии с нашими расчетами для развития газовой отрасли на уровне 2030 г. необходимо предусмотреть добычу 90–155 млрд м3 газа, из которых 63,2–85,2 млрд м3 в сжиженном виде будет поставляться на рынки США, Европы и АТР. Объем в 26,8–69,8 млрд м3 в виде сетевого газа предполагается использовать для внутреннего рынка и экспорта в Китай. По поводу импорта газа в РФ. В Туркменистане открыты новые крупнейшие газовые месторождения – Южный Иолотань – Осман, Большой Яр и другие с ожидаемыми запасами газа около 2 трлн м3 каждое. Однако для разработки этих месторождений требуется ускорение геологоразведочных работ, резкое наращивание объемов разведочного бурения, большие капиталовложения и время для их освоения. Следует учитывать, что построены два магистральных газопровода для экспорта газа в Северный Китай, которые будут подавать около 60 млрд м3 в год.
На уровне 2015–2020 гг. в Узбекистане имеется небольшой потенциал роста добычи газа и сохранения экспорта на уровне 10 млрд м3 в год. Запасы газа в Казахстане (месторождения Тенгиз, Кашаган, Карачаганкское) позволяют рассчитывать на экспорт около 20 млрд м3 газа в год. Таким образом, импорт газа для РФ составит величину около 30 млрд м3 в год.
Анализ добывных возможностей регионов России, предусмотренных в Генеральной схеме развития газовой отрасли (при максимальном сценарии развития экономики), показывает, что примерно 70% потребности в газе на уровне 2030 г. будет покрываться из источников, расположенных на шельфе арктических морей.[5] На промыслах этих месторождений будут использоваться пионерные технологии добычи газа, где очень велик риск недополучения запланированных объемов. В то же время не достаточно принимаются во внимание хорошо разведанные ресурсы углеводородов Иркутской области, юга Красноярского края и Центральной Якутии.
Рис. 1. Схема развития систем газоснабжения Восточной Сибири в 2030 г.
Итак, я делаю вывод, что для обеспечения спроса потребителями газа из субъектов РФ и его экспорта (загрузка экспортных магистральных газопроводов Северного и Южного направления), исходя из добычи газа на месторождениях арктических морей по нижним значениям показателей добычи газа, возникает риск нехватки добывных мощностей объемом порядка 30 млрд м3/год. Этот риск можно уменьшить за счет Восточно-Сибирского газа или его импорта из Средней Азии.
Заключение
Я пришёл к следующим выводам. Существуют определенные поверхностные тенденции улучшения деятельности нефтяной области. Существуют глубинные скрытые тенденции ее кризиса. Кризис нефтяной отрасли повлечет кризис экономики страны и смену политического строя. Однако существующее положение устраивает нефтяные кампании, руководство которых главной целью ставит личное обогащение в текущий момент. Такое положение устраивает правительство, которое боится экономической свободы граждан и крупных кампаний в первую очередь. В жертву приносится экология страны и экономическое процветание населения
Основные существующие газодобывающие районы РФ характеризуются достаточно высоким уровнем выработанности месторождений, а новые источники в арктических широтах сложными природно-климатическими, ледовыми и инженерно-геологическими условиями. Все это определяет высокие риски неосвоения прогнозных запасов.
Ресурсы газа государств Средней Азии требуют большого времени и средств на геологоразведочные работы и их освоение. Поэтому увеличение импорта газа из Средней Азии мне кажется весьма рискованным мероприятием.
Развитие системы газоснабжения в Восточной Сибири (освоение ресурсов газа месторождений Иркутской области и юга Красноярского края) позволяет надежно обеспечить спрос в газе собственных потребителей и «закрыть» спрос на газ в Западной Сибири. Подаваемый в настоящее время из Надым-ПурТазовского региона в Западную Сибирь газ можно будет перенаправить в западном направлении, частично обеспечив спрос на газ в Европейской части РФ и экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Список литературы
1. Андрухова С. Д. Нефтяная промышленность России: текущее состояние и перспективы развития // Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов: статья в сборнике трудов конференции. 2015 г. С. 25-28
2. Илькевич Н. И., Дзюбина Т. В., Калинина Ж. В. Исследование развития систем газовой промышленности РФ на перспективу до 2030 г. (с детализацией восточного крыла газовой отрасли) // Вестник Иркутского государственного технического университета. №9. 2013 г. с. 216-220
3. Калинов В.В. Эволюция газовой отрасли промышленности РФ в переходный период: спорные проблемы // Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего: тезисы доклада на конференции. 2015 г. С. 35-37
4. Рыженко В. Ю. Нефтяная промышленность России: состояние и проблемы // Перспективы науки и образования. №1. 2014 г. С. 300-308
[1] Рыженко В. Ю. Нефтяная промышленность России: состояние и проблемы // Перспективы науки и образования. №1. 2014 г. С. 300-308
[2] Рыженко В. Ю. Нефтяная промышленность России: состояние и проблемы // Перспективы науки и образования. №1. 2014 г. С. 300-308
[3] Рыженко В. Ю. Нефтяная промышленность России: состояние и проблемы // Перспективы науки и образования. №1. 2014 г. С. 300-308
[4] Рыженко В. Ю. Нефтяная промышленность России: состояние и проблемы // Перспективы науки и образования. №1. 2014 г. С. 300-308
[5] Илькевич Н. И., Дзюбина Т. В., Калинина Ж. В. Исследование развития систем газовой промышленности РФ на перспективу до 2030 г. (с детализацией восточного крыла газовой отрасли) // Вестник Иркутского государственного технического университета. №9. 2013 г. с. 216-220