Анализ Северо-Кавказского федерального округа
Анализ Северо-Кавказского федерального округа
Проанализировав экономические показатели региона за 2013-2015 год, можно увидеть, что при снижении темпов роста на 1% налоговых и неналоговых доходов, а также снижение на 3% безвозмездных перечислений в бюджет, темп роста расходов увеличился на 1%. Что отрицательно сказывается на состоянии бюджета и наблюдается его дефицит. Из таблицы так же видно, состояние экономики Северо-Кавказского федерального округа исключительно сложное и требует проведения глубокого анализа ситуации и объективной оценки.
Существует множество факторов, в той или иной степени влияющих на экономику региона или иной степени влияющих на экономику в целом. Остановимся на 9-ти основных макроэкономических показателях, наиболее четко характеризующих экономическое состояние округа:
1. Объем доходов на душу населения.
2. Объем инвестиций.
3. Износ основных фондов.
4. Внешнеторговая деятельность (соотношение экспорта с импорта).
5. Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности.
6. Инновационная активность организаций.
7. Собственные доходы в консолидированном бюджете.
8. Расходы консолидированного бюджета на социально-культурные мероприятия (образование, здравоохранение, социальная политика).
9. Уровень занятости населения.
Проанализировав показатели видно, что они одни из самых низких по России и при этом достаточно снизились к 2015 году по сравнению с 2013 годом. Особое геополитическое и геостратегическое положение региона в совокупности с этническими и религиозными противоречиями диктует необходимость разработки особой модели регионального экономического развития. На Северном Кавказе социально-экономическая и политическая обстановка находится в состоянии неустойчивого равновесия. Это подтверждается не только возросшими террористическими актами и повышенной активности международных террористов в разных республиках региона, но и настроениями населения, причем центр нестабильности перемещается от одной республики к другой. Высокий уровень безработицы, низкие доходы населения, медленное восстановление хозяйства – все это является причинами недоверия к власти. Кроме того, игнорирование традиций жизни народов, нарушение баланса их взаимоотношений способствуют усилению нестабильности в регионе. Важная особенность экономических проблем на Северном Кавказе состоит в том, что здесь их истоки часто находятся вне экономики! А это означает, что и разрешение экономических проблем требует тесного сотрудничества этнополитологов, культурологов, социологов и экономистов. Как показывает практика организации хозяйственной деятельности в полиэтнических регионах, на мезоэкономическом уровне существует сегмент хозяйственной деятельности, в значительной мере не фиксируемый статистическими и налоговыми органами – этноэкономика. Характерные черты этноэкономики:
• доминирование неформальных институтов;
• господство традиционных, преимущественно аграрных, форм хозяйственной деятельности;
• сочетание натуральных и мелкотоварных форм производства, замкнутость домохозяйств, малоразвитость обмена;
• немобильные ресурсы, присущие местной среде обитания;
• эмпирический хозяйственно-трудовой опыт, использование кустарных ремесел и надомного труда;
• экстенсивный тип занятости с использованием сырьевой хозяйственной инфраструктуры, доминирование ручного труда;
• низкая социальная и территориально-пространственная мобильность населения;
• органическая связь сферы производственно-трудовой деятельности с домохозяйственным укладом жизни населения.
В хозяйственной жизни народов Северо-Кавказского региона этноэкономический уклад занимает доминирующее положение. С позиций императивов современного развития мировой экономики этноэкономический уклад следует отнести к архаичным типам производства. Тем не менее этноэкономика благодаря сочетанию специфического хозяйственного уклада с бытовым укладом жизнедеятельности преимущественно сельского населения, обнаружила широкий диапазон своих возможностей.
К внутренним социально-экономическим факторам дестабилизации положения на Северном Кавказе следует отнести низкий уровень жизни населения, высокий уровень безработицы, низкий инновационный потенциал. Кроме того отмечаются серьезные недостатки в координации и управлении программами социально-экономического развития. А что касается региональных программ, наблюдается сильный перекос в сторону крупных инфраструктурных проектов и недостаточное внимание уделяется проектам по социально-экономическому развитию республик. Что не вполне соответствует достижению снижения безработицы в регионе и повышению уровня жизни населения. Приоритеты отдаются проектам, которые имеют «федеральное» или «межрегиональное» значение.
Республики Северного Кавказа имеют в качестве мощной основы богатейшие природные ресурсы, в первую очередь рекреационные Черноморского и Каспийского побережий, источники минеральных вод и горные курорты, сельскохозяйственные, основанные на природно-климатических условиях. Но исторически сложившиеся «потребительские» типы образа жизни, нещадная эксплуатация природных благ при слабой защите со стороны общества приводит к глобальным угрозам со стороны природы, ухудшении экологического климата и увеличения экологических угроз. Северный Кавказ в силу ряда причин является сложным регионом Российской Федерации с точки зрения стратегического и перспективного общерегионального планирования социально-экономического развития. Регион характеризуется значительными различиями в экономическом состоянии его субъектов, уровне последствий вооруженных конфликтов. Современная экономическая политика на Северном Кавказе ориентирована на социальную стабилизацию в регионе. При этом стратегической целью остается его устойчивое развитие на базе преодоления застойной безработицы путем создания инновационно-эффективных производств.
Что касается иностранных инвестиций, то присутствие иностранных компаний в экономике республик Северного Кавказа более чем скромное, в последние годы еще снизилось из-за внешнеполитической обстановки и влияния экономических антироссийских санкций, которые впервые были введены в марте 2014 года. Причем привлекательными для иностранных инвесторов являются ресурсопроизводящие отрасли и отрасли переработки – пищевая промышленность, транспортировка энергоносителей, производство стройматериалов, цветная и черная металлургия. На Северном Кавказе преобладают средние и малые иностранные предприятия торговой сферы и переработки сельхозсырья. Сырьевая ориентация иностранного капитала на Юге России позволяет вполне определенно сделать вывод, что иностранные инвестиции на данном этапе не могут выполнять роли источника развития инновационного сектора экономики Северного Кавказа. Федеральный бюджет уже много лет несет большую нагрузку на Северном Кавказе – доля республик макрорегиона в общем объеме безвозмездных перечислений из бюджета РФ составляет около 20 %, а удельный вес безвозмездных поступлений из бюджета РФ в консолидированные бюджеты республик Северного Кавказа составляет в среднем 72 %. В то же время, как показывает анализ, собственные источники инвестирования инноваций из прибыли предприятий в республиках Северного Кавказа весьма ограничены.
Внешними по отношению к регионам Северного Кавказа следует считать факторы макроэкономического и международного воздействия. Макроэкономическим фактором дестабилизации ситуации на Северном Кавказе является реализуемая версия региональной политики федерального центра. Эта политика характеризуется наличием «провалов» как концептуального характера, так и инструментарно-методического порядка в сфере ее практической реализации. В концептуальном плане она по своему экономическому содержанию не отвечает рыночной природе современной российской экономики, поскольку не содержит в целевых ориентирах идеи конкурентности, а в механизмах реализации – инструментов мобилизации внутреннего производственно-хозяйственного потенциала региона. Она все еще не преодолела настроя на принципы централизованно-регулируемой экономики с доминантой распределительно-перераспределительных механизмов в стратегии выравнивания уровней социально-экономического развития мезоэкономических территориально-хозяйственных образований.
Указанная политика порождает двойной негативный эффект: она дестимулирует регионы-доноры своей фискальной функцией и порождает иждивенчество регионов-рецепиентов функцией гарантии социальной поддержки. Ее основной порок – ориентация не на стимулирование экономической активности региона в сфере производства, а упор на функционирование механизмов фазы распределения уже созданного объема материальных благ. Организационные принципы этой политики явились результатом эффекта «исторического наследия» траектории предыдущего развития – дореформенной экономики.
Изъяны осуществляемой региональной политики проявились на концептуальном уровне также в выборе в качестве приоритетного звена процесса воспроизводства сферы распределения, а не производства в архитектонике конструкции механизма выравнивания уровней социально-экономического развития, оказавшем дестимулирующее воздействие на развитие регионов и породившем тенденции дивергенции в траекториях их развития (вместо ожидавшегося эффекта конвергенции).
Недостатки региональной политики проявились также в неумении конструктивно, адаптированно использовать апробированный мировым сообществом опыт успешного функционирования модели экономического, а точнее, бюджетного федерализма применительно к России как государству с федеративным устройством, и в сферах формирования институциональной среды, способствующей развитию предпринимательства и мотивирующей эффективное развитие регионов. «Провалы» в регионах проявились, во-первых, в несбалансированности распределения задач и их финансового обеспечения между региональным (субъекты Федерации) и федеральным уровнями построения системы бюджетной политики; во-вторых, в широком
распространении нелегитимных экономических институтов: «власть – собственность», «теневая экономика», «коррупция», «рентоориентированное поведение чиновников», «откаты» в системе госзакупок, «рейдерские захваты» и др. Что касается внешнеэкономисчеких факторов, дестабилизирующих ситуацию на Северном Кавказе, как и во всей России, то таковым стал, естественно, мировой финансово-экономический кризис. Наряду с общим свертыванием производства, он проявился и в снижении инвестиционной активности, а также в снижении активности иностранных инвесторов из-за экономических санкций, введенных против России.
Мировой кризис изменил стратегию производителей энергоресурсов, сориентировав их на рост цен на внутреннем рынке страны в целях компенсации выпадавших внешних доходов в связи с имевшим место падением мировых цен на энергоносители. Это еще более усилило диспаритет цен на топливные ресурсы и продукцию агропроизводственного комплекса, что ведет к усилению перераспределения создаваемого национального дохода в пользу энергетического сектора и в ущерб незащищенным отраслям экономики, среди которых сельское хозяйство является ключевой по роли и социальной значимости отраслью реального сектора Северного Кавказа. Такая ситуация подрывает основы эволюционно-воспроизводственного процесса в экономике полиэтнических регионов с доминантой аграрно-этноэкономического уклада.
Действенность существующих социально-экономических институтов и институционально-инфраструктурные дефициты, сдерживающие развитие регионов Северного Кавказа. Процесс деиндустриализпции экономик регионов Северного Кавказа, деградация государственного и корпоративного секторов экономики, а также развал колхозно-совхозного строя имели своим следствием усиление доли этноэкономических хозяйственных укладов и возрождение соответствующих им атавистических социально-этнических институтов: кланов, тейпов, куначества, запрета экзогамии и т. д., что в экономической сфере ведет к консервации традиционных способов ведения производственно-хозяйственной деятельности, ресурсы которых в состоянии обеспечить лишь простой (или суженный) тип воспроизводства, а модернизационный потенциал крайне ограничен. Возрождение архаичных институтов в социальной сфере усилиинститута «власть – собственность», традиции «откатов» при заключении сделок, взяточничества и рейдерских захватов, теневизация экономики.
Свидетельством наличия институциональных дефицитов, сдерживающих развитие регионов, является отсутствие или неразвитость в республиках Северного Кавказа ряда эффективных институтов гражданского общества: общественных палат при органах законодательной власти, недостаточная активность и профессиональная обособленность экспертных сообществ (политологов, экономистов, социологов, конфликтологов, этнологов, специалистов в области религиоведения, журналистов и др.), слабая действенность институтов защиты и обеспечение безопасности работников органов правопорядка, средств массовой информации, правозащитников, отсутствие действенных институтов гарантий личной безопасности населения и др.
К числу важнейших проблем развития экономики СеверногоКавказа относится задача территориальной организации его хозяйственной системы. Ее актуальностьобусловлена следующими обстоятельствами:
• высокой степенью территориальной замкнутости региональных хозяйственных комплексов не только контурами производственно-энергетических циклов репродуктивных процессов, но и тупиковым положением большинства республик на транспортных сетях магистральной инфраструктуры, что порождает эффект транспортно-логистических ловушек. Естественно, что капитал, инвестиции в регионы тупикового типа не идут, предпочитая инфраструктурно обустроенные территории с высоким тонусом предпринимательской активности;
• дезинтеграцией внутреннего экономического пространства Северного Кавказа, представляющего сегодня мозаичную картину совокупности обособленных хозяйственных комплексов соседствующих регионов. Показательно, что разрабатываемые республиками концепции, стратегии, программы развития, зачастую выполняющие лишь роль пропуска к ресурсам федеральных фондов, как правило, не содержат идеи межрегионального взаимодействия, включенного в трансрегиональные проекты, интеграции усилий на выполнение общих задач;
• недостаточной интегрированностью экономики республик Северного Кавказа в экономическое пространство Юга России, о чем свидетельствует тот факт, что только примерно 13 % их товаропотоков (по экспертным оценкам) приходится на соседние регионы Югстраны, что намного ниже, чем интенсивность товаропотоков с регионами Центральной России и Поволжья;
• низким уровнем инновационности экономики большинства регионов – республик Северного Кавказа, усугубленным свертыванием ряда высокотехнологичных производств ВПК и обрабатывающих отраслей, что усугубляет процесс их интеграции в единое инновационное пространство страны.
Таким образом, стратегия развития Северного Кавказа должна выстроить систему предпосылок для перехода республик на инновационную модель. И экономисты не уверены, что именно им будет принадлежать решающее слово. Политический экстремизм порождается экстремизмом экономическим, это — аксиома общей теории терроризма. В свою очередь, основными формами экономического экстремизма принято считать нищету и безработицу, — те два экономических состояния, которые способны беспредельно усугублять социальные конфликты. К сожалению, именно два названных состояния присущи и северокавказской экономике, что обязывает — даже независимо от степени их влияния на терроризм, — заняться их искоренением. Однако для этого нужны огромные инвестиции.
В конкретной же ситуации Северного Кавказа проблема состоит не только в необходимости выделения больших денег, но, прежде всего, — в нахождении эффективного способа их реализации: каким образом в дефицитных реалиях финансово-экономического со стояния северокавказских республик добиться того, чтобы вливание денег оказалось действительно эффективным? Ведь как показал уже многолетний опыт, вливание денег непосредственно из федерального бюджета — неэффективно. Но, как это ни покажется странным, в последние годы постоянно растут именно централизованные государственные субсидии на Северном Кавказе, хотя ситуация в регионе практически не меняется. Обычно объяснение малой эффективности централизованного бюджетирования республик Северного Кавказа сводится к констатации факта хищения денег посредством основного для данного региона способа — завышения реальной стоимости инвестиционных проектов.
И все-таки это не может объяснить криминальную судьбу бюджетных вы делений на финансирование северокавказской экономики. Ведь коррупционная составляющая — системная проблема всего российского бюджета, а не только выделяемой из него «северокавказской» части.
Существенная добавка денег, не сопровождающаяся реальным приростом реальных активов, может нанести убийственный удар по экономике региона. И объясняется это тем, что в условиях «бюджетной поддержки» предпринимательская активность утрачивает всякий смысл, поскольку легче сразу выбить сами денежные средства, чем зарабатывать их посредством тяжкого по содержанию и непредсказуемого по результатам бизнеса. В этой ситуации формируется некое извращенное «предпринимательство», которое сводится к «выбиванию» возможно большего объема федеральных субсидий, а внутри республики — к получению доступа к федеральным деньгам. Оборотной же стороной такого «предпринимательства» неминуемо выступает социальное неравенство как результат стремления законсервировать «дотационный» характер региональной экономики. А социальное неравенство в данном регионе противоречит древней и неистребимой для него традиции «грубоуравнительного коммунизма», требующего обеспечения равенства коллективных прав всех членов местной общины.
И по-прежнему острой остается для Северного Кавказа необходимость установления особого хозяйственно-экономического и политико-правового статуса — статуса «горной территории», а на этой основе — выработка специальной экономической политики поддержки горных районов, которыми характеризуется большая часть географического ландшафта Северного Кавказа. Дело в том, что горные районы характеризуются так называемым «дисперсным расселением», в отличие от урбанизированных равнин с их высокой концентрацией на селения и экономической деятельности.
Рассмотрим так же ситуацию «внеэкономического» происхождения экономических проблемна примере специфики социальной организации территорий с преимущественно мусульманским населением. Ислам уделяет особое внимание благотворительности и пожертвованиям. И такая благотворительность трактуется в Исламе как безоговорочный религиозный долг мусульманина. Благодаря непрерывности и масштабам благотворительности она превращается в постоянный фактор повседневной жизни населения многих республик Северного Кавказа. На практике это означает, что в исламском сообществе благотворительность становится основным видом социальной организации населения, а мусульманские благотворительные фонды — основной общественной организацией.
Тем самым Ислам уже создал, хотя и на религиозной основе, то самое «гражданское общество». В чем же экономические аспекты проблемы организации гражданского общества на Северном Кавказе? В том, что за этнополитические симпатии населения в этом регионе борются две системы его социальной поддержки — «религиозная» и «светская». И надо сильно постараться, чтобы в этом пока малоизвестном за пределами региона, соревновании светская система не проиграла.
Формирование сильного «светского» гражданского общества на Северном Кавказе — самая главная социальная задача регионального масштаба в обозримый временной период, и усилия всего управленческого аппарата, всех органов и всех представителей местной и региональной власти должны быть направлены на достижение этой цели, — как бы ни была непривычна такая работа для этого аппарата. Важная для всех регионов России задача строительства светского гражданского общества в конкретной ситуации Северного Кавказа превратилась здесь в исходную основу всех иных успехов социально-экономического характера! Инвестиционные проекты в реальных условиях Северного Кавказа — это больше, чем просто «инвестиции», это — всегда «социальные проекты», с помощью которых можно мобилизовать активные общественные группы. А это способно привести к радикальным изменениям в ситуации на Северном Кавказе: снизить уровень преступности, степень коррупции и масштабы безработицы. Поэтому, выбирая возможный вариант инвестиций, предпочтение следует отдавать «социально-диверсифицированному» проекту.
Другое требование к «северокавказским» инвестиционным проектам — желательность их «межреспубликанского» характера, объективно сплачивающего население близлежащих районов разных республик. Этот же социальный аспект диктует необходимость приоритета высокоэффективных краткосрочных инвестиционных проектов, — население должно не медленно ощутить пользу и выгоду от их реализации, т. е. — реальную помощь от государства! И следует ясно осознать — в социальном аспекте такие быстрореализуемые малые инвестиционные проекты принесут гораздо большую политическую пользу, чем крупные, рассчитанные на десятилетия. К тому же малые инвестиционные проекты коррупционно менее соблазнительны!
Между тем, приоритет малых инвестиционных проектов на Северном Кавказе предопределен уже тем, что здесь значительно меньше объем инвестиций на душу населения по сравнению с другими регионами странами. Но именно ограниченность инвестиционных ресурсов, имеющихся в регионе, диктует необходимость их приоритетного направления на улучшение экономических и бытовыхусловий жизнедеятельности местного населения. Материалы специального исследования таких условий показывают, что в центре региональной экономической политики должно быть развитие основных инструментов экономического выживания в регионе. К таким специфическим инструментам можно отнести — связь между каждой из северокавказских республик и федеральным центром, основные источники доходов для местных бюджетов, предпринимательские перспективы. Таким образом, относительное благополучие северокавказских республик объясняется разнообразием способов и методов, используемых для экономического развития.
Проанализируем показатели экономической эффективности отдельно в каждой республике Северо-Кавказского региона.
Чеченская республика. В таблице мы видим, что экономическая ситуация в этой республике не так уж и плачевна. Конечно, наблюдается снижение доходов по всем показателям, но снижены так же и расходы. В итоге показатели дефицита одни из самых низких по округу. В Чеченской Республики стабильно высокой остается доля государственного управления и обеспечения военной безопасности. Кроме того высокие показатели в экономике обеспечивает строительство, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство, образование, транспорт и связь. Доля остальных отраслей в экономике существенно ниже обозначенных. Структура экономики Чеченской Республики, как и в целом субъектов СКФО, существенно отличается от среднероссийских показателей. Наиболее существенные различия наблюдаются по виду экономической деятельности «Государственное управление и обеспечение военной безопасности» (среднероссийский уровень составляет 4,6%, что в 5 раз ниже уровня по Чеченской Республике). Критически различается вклад в экономику обрабатывающих производств. Если в среднем по России уровень данного показателя составляет 19%, то в Чеченской Республике на данном этапе не обеспечивает и 2%, что ниже в 9,5 раза. Вклад строительства в структуре экономики превышает среднероссийские показатели (6,8%) в 2,5 раза. Это объясняется в том числе и высокими темпами возрождения облика республики. Доля сельского хозяйства выше среднероссийского уровня более чем в 2 раза, что объясняется аграрной специализацией региона.
Карачаево-Черкесская республика. Проанализировав показатели таблицы, мы увидели, значительное увеличение доходов, за счет неналоговых и налоговых поступлений, но более всего за счет безвозмездных перечислений, а так же значительное снижение темпа расходов, что привело к самому низкому уровню дефицита по Северо-Кавказскому региону. Надо сказать, что Республика обладает рядом конкурентных преимуществ, на основе которых сформирована современная, весьма эффективная экономика.
Республика имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности. В республике наблюдается тенденция роста по таким ключевым показателям, как валовый региональный продукт на душу населения, инвестиции в основной капитал, ввод в эксплуатацию общей площади жилых домов, средняя заработная плата, уровень развития реального сектора экономики. По распределению частных видов рисков в сравнении со средним по стране республика находится ниже по экологическим, экономическим и криминальным. Что делает ее инвестиционно привлекательной.
Кабардино-Балкарская республика. Большинство предприятий отрасли ранее выполняли оборонный и гос. заказы. Некоторые из них смогли не смоглиперестроится на рыночные условия и перешли на другие виды производства. К наиболее крупным и успешным предприятиям отрасли, можно отнести Кавказкабель. Кабардино-Балкария обладает уникальными природными ресурсами, которые могут стать основой для создания курорта мирового уровня, но современное состояние инфраструктуры, как гостиничной так и транспортной требуют больших инвестиций. Поэтому КБР характеризуется высокой дотационностью бюджета при среднем по ЮФО росте налоговых поступлений. Наиболее перспективными видами деятельности КБР являются фармацевтика, медицинские услуги, туризм, легкая промышленность.
Сложившаяся структура экономики не учитывает природно-климатических особенностей региона, не использует его преимуществ и потому отличается чрезвычайно низкой эффективностью. Поэтому наблюдается резкое снижении доходов, в основном за счет безвозместных перечислений, небольшое снижение расходов, что привело к дефициту бюджета.
Республика Северная Осетия - Алания занимает особое геополитическое и транспортно-географическое положение на Юге России. Оно обусловлено приграничным положением и центральным местом в системе предкавказских и транскавказских транспортных коридоров.
Главными природными ресурсами Северной Осетии являются водные и гидроэнергетические ресурсы, принадлежащие реке Терек и ее основным притокам. Республиканские источники экологически чистой минеральной и пресной ледниковой воды не имеют себе равных во всей России. Недра республики содержат разнообразные полезные ископаемые, среди которых самыми ценными являются полиметаллические руды, сырье для цементной промышленности и природные строительные материалы. Республика Северная Осетия - Алания - наиболее промышленно специализированный Преобладание позитивных факторов над негативными и проводимая в республике политика стимулирования создания рабочих мест и укрепления экономической базы дали свои положительные результаты. Несмотря на позитивные тенденции в развитии экономики республики, социально-экономическая обстановка остается сложной. Среди наиболее важных проблем, сдерживающих ее развитие, следует назвать: недостаток инвестиций; нехватка квалифицированного управленческого персонала; недостаточно интенсивное использование сельскохозяйственных земель; недостаточный уровень диверсификации производительных сил; большие площади неиспользуемых сельскохозяйственных земель; недостаточная развитость нормативной правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность; несовершенство межбюджетных отношений между республикой и муниципальными образованиями двух уровней; высокая степень износа основных фондов промышленности и жилищно-коммунального хозяйства; высокая кредиторская задолженность предприятий, муниципальных образований; высокий уровень транспортных затрат на доставку топлива и продукции; слабая освоенность имеющихся рекреационных ресурсов; высокая зависимость бюджета от федеральной финансовой помощи, дефицит собственных финансовых ресурсов. Собственные доходы бюджета Республики Северная Осетия - Алания в 2015 году 2% меньше, чем в предыдущем году. Удельный вес расходов в 2015 году составил 7%. Бюджет 2015 года – дефицитный.
Республика Дагестан. Для Республики Дагестан умеренный рост цен на углеводороды является неблагоприятной тенденцией. С одной стороны, увеличивается привлекательность разработки и добычи имеющихся на территории республики запасов нефти и газа, однако в настоящее время доля добычи углеводородного сырья в структуре ВРП республики крайне незначительна. Экономика республики энергоемка, из-за этого рост цен на энергоносители приведет к увеличению прямых издержек практически во всех отраслях. В данной ситуации для экономики Республики Дагестан в долгосрочной перспективе целесообразна массовая модернизация производств, которая позволит повысить энергоэффективность отдельных предприятий и экономики в целом, что в свою очередь возможно только за счет привлечения существенного объема инвестиций. Экономика Республики Дагестан характеризуется низким уровнем наукоемкости и доминированием в структуре ВРП отраслей торговли, строительства и сельского хозяйства. Текущая ситуация в этих отраслях, в особенности в АПК, характеризуется существенным уровнем технологического задела, который целесообразно использовать для повышения глубины переработки.
Сочетание текущей ситуации и прогнозируемой долгосрочной тенденции позволяет выделить отрасль сельского хозяйства и АПК как наиболее перспективную для привлечения инвестиций в целях создания существенного технологического задела и, как следствие, конкурентного преимущества, при повышении уровня технологического передела продукции и активизации инвестиционных процессов в данной сфере хозяйственной деятельности. Проблема сокращения численности населения трудоспособного возраста – тенденция общемировая и общероссийская, однако она в наименьшей степени характерна для субъектов СКФО и, в частности, для Республики Дагестан. При этом в республике наблюдается существенный дефицит рабочих мест и нехватка квалифицированных рабочих и инженерных кадров. В условиях усиления данной тенденции особое внимание необходимо уделять подготовке и переподготовке квалифицированных сотрудников для нужд экономики региона. Данная тенденция еще раз подчеркивает необходимость концентрации усилий органов исполнительной власти и определения приоритетов в пользу привлечения инвестиций в Дагестан. Активизация инвестиционных процессов является наиболее эффективным способом увеличения производительности труда как на уже существующих, так и на создаваемых наукоемких предприятиях. Становится возможным существенно сократить расходы на заработную плату и энергетические издержки благодаря повышению технологического уровня и снижению физического износа оборудования. В связи с этим создание необходимых условий для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в развитие уже действующих и создание новых производств – необходимое условие долгосрочного экономического роста. Но, не смотря на снижение доходов, в основном за счет безвозмездных перечислений в бюджет республики, Дагестан стоит на втором месте по темпу доходов в Северо-Кавказском федеральном округе и имеет достаточно низкие показатели дефицита бюджета по округу.
Ставропольский край. По-прежнему серьезной проблемой в Ставропольском крае является высокий уровень бедности. Несмотря на то, что в период с 2000 по 2008 годы в Ставропольском крае прослеживается устойчивая тенденция сокращения доли малоимущего населения, данный показатель выше, чем в среднем по округу. Несмотря на улучшение ситуации в области оплаты труда, абсолютный размер заработной платы в Ставропольском крае ниже, чем в регионах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов и очень медленно приближается к среднероссийскому уровню. По итогам 2008 года среднемесячная заработная плата составила только 63,7% от уровня в среднем по России. В результате соотношение с величиной прожиточного минимума среднедушевых денежных доходов населения, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в России на протяжении последних лет превышает соответствующие показатели Ставропольского края. В его развитии имеются как положительные, так и отрицательные тенденции. Богатый ресурсный потенциал используется недостаточно эффективно. В отличие от большинства регионов России, в соответствии с прогнозными расчетами, численность населения не является ограничивающим фактором развития Ставропольского края.
Ставропольский край по своему географическому местоположению, ресурсам, возможностям развития промышленной, аграрной, курортно-оздоровительной и туристско-рекреационной сфер относится к уникальным территориям России:
· рекреационные ресурсы;
· благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса;
· избыточность трудовых ресурсов;
· концентрация генерирующих энергетических мощностей;
· значительные минерально-сырьевые ресурсы.
Однако целый ряд показателей социально-экономического развития Ставропольского края убедительно демонстрирует, что, несмотря на имеющиеся конкурентные преимущества, его ресурсный потенциал далеко не реализован. Более того, по ряду индикаторов Ставропольский край значительно уступает регионам Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Что наглядно можно увидеть в таблице по самому большому дефициту бюджета. Но при этом край опережает все районы Северо-Кавказского федерального округа по получению доходов.
Республика Ингушетия является аграрным регионом. В настоящее время агропромышленный комплекс региона не функционирует как эффективная рыночная система, т.е. некоторые рынки окончательно не сформировались. Такое положение объясняется низкой рентабельностью сельского хозяйства, плохим состоянием материально-технической базы. Что мы так же наблюдаем в таблице: темп роста доходов составляет всего 7% от всего округа, доходы резко снизились, расходы выросли, наблюдается дефицит бюджета.