Анализ по доходам и расходам Федерального бюджета 2013-2015 гг.
В таблицах 1 и 2 приведены данные по доходам и расходам Федерального бюджета за 2013 – 2015 годы.
Таблица 1
Доходы Федерального бюджета за 2013 – 2015 годы
Значительный удельный вес в структуре налоговых доходов федерального бюджета занимает налог на добавленную стоимость (НДС). Однако и здесь наблюдаются значительные колебания поступления данного налога.
В 2013 г. удельный вес НДС в структуре налоговых доходов федерального бюджета составил 14,35%. В 2014 г. доля НДС выросла еще до15,05%, а 2015 г. доля НДС увеличилась до 17,92%.
Увеличение НДС связано с индексацией ставок акцизов на табачную продукцию и нефтепродукты.
Рост поступлений НДС связан с заложенным в прогнозе ростом доли начисленного налога в ВВП и ростом его собираемости.
Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета занимает налог на добычу полезных ископаемых, хотя и здесь наблюдается нестабильность поступления данного налога. В 2013 г. его доля составила 19,31%. В 2014 г. доля НДПИ выросла до 19,57% а в 2015 г. году составил 22,92 % (из-за снижения объема добычи нефти и роста спроса на нефть и цены за барелль).
Вывозные таможенные пошлины на нефть за 2013 и 2015 годы имеют тенденцию к росту, так как реализация нефти в 2013 – 2014 годах была стабильной. Однако после 2015 года обострилась политическая ситуация на Украине, стоимость барреля нефти марки «Юралс» значительно снизилась (ниже предела установленного в бюджете России) и против России ввели экономические санкции.
Результатом произошедших событий налог от добычи полезных ископаемых снизился до 10,48% по сравнению с 2014 годом – почти в 2 раза.
В таблице 2 приведены расходы Федерального бюджета России за 2013 – 2015 годы.
Таблица 2
Расходы Федерального бюджета за 2013 – 2015 годы
Анализ данных таблицы 2 показывает, что расходы на национальную оборону выросли за 3 года в динамике на 5%. И составили 5 часть расходов бюджета – 20,37%.
Рост расходов на оборону в России связан с тем, что одной из важнейших задач в области национальной обороны является финансовое обеспечение госпрограммы вооружения на 2011-2020гг.
Программа предполагает комплексное переоснащение войск современными образцами вооружения, военной и специальной техники, доведение их доли к 2020г. до 70%, приоритетное развитие сил ядерного сдерживания, средств воздушно-космической обороны, систем связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, комплексов беспилотных летательных аппаратов, роботизированных ударных комплексов, современной транспортной авиации, высокоточного оружия и средств борьбы с ним, системы индивидуальной защиты военнослужащих; развитие Военно-морского флота, прежде всего в Арктической зоне РФ и на Дальнем Востоке.
На сегодняшний день значительно повышен размер денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, уровень оплаты их труда в результате реформы денежного довольствия повысился в 1,6-2 раза, а по некоторым должностям - в 3 раза.
Наряду с проводимой реформой денежного довольствия военнослужащих в целях дальнейшего совершенствования военной службы планируется ежегодное, в течение пяти лет, сокращение численности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, с учетом увеличения численности военнослужащих рядового и сержантского состава, проходящих военную службу по контракту, с данным факторам, связано уменьшение части расходов Федерального бюджета по направлению Национальная безопасность и правоохранительная деятельность до 12,58%, после 14,07% в 2014 году и 15,45% в 2013 году, когда на национальную безопасность было израсходовано больше средств.
Наибольшие расходы на национальную экономику были в России в 2014 году – 20,65%. В 2015 году расходы на национальную экономику составили уже 14,88%, а в 2013 году – 13,86%.
Расходы по разделу «Национальная экономика» уменьшились, в связи с сокращением доходов бюджета, связанным с наложением на экономику России европейских санкций. В том числе расходы были сокращены по статьям:
- общеэкономические вопросы;
- топливно-энергетический комплекс;
- исследование и использование космического пространства;
- воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- сельское хозяйство и рыболовство;
- водное хозяйство;
- лесное хозяйство;
- транспорт;
- дорожное хозяйство (дорожные фонды);
- связь и информатика;
- прикладные научные исследования в области национальной экономики;
- другие вопросы в области национальной экономики.
В реальном исчислении в 2015 г. возрастут расходы относительно 2012 г. по статьям: исследование и использование космического пространства на, воспроизводство минеральносырьевой базы на, дорожное хозяйство (дорожные фонды).
По остальным статьям раздела «Национальная экономика» объем финансирования из средств федерального бюджета в последующий трехлетний цикл бюджетного планирования сокращается.
Наибольшее сокращение расходов федерального бюджета в реальном исчислении в 2015 г. запланировано по статьям топливно-энергетический комплекс - на 92,3 %, транспорт - на 46,8 %, связь и информатика - на 44,7 % в сравнении с 2012 г.
Расходы на социальную политику также сократились но незначительно, так как руководство страны поставило цель, что в условиях не стабильной экономической ситуации население России должно жить хорошо, и сохранило все социальные выплаты. Сокращение расходов по социальной политике связано с сокращением расходов на рефинансирование пенсий и заработных плат, благодаря чему расходы на социальную сферу сократились в целом, только на 1%.