Газпром
Доклад
Слайд 1 Тема моего доклада Характеристика стратегического управления публичного акционерного общества «Газпром».
Слайд 2 ПАО "Газпром" - глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности - геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, развитие газоснабжения и газификации регионов Российской Федерации, переработка и реализация газа, газового конденсата и нефти, реализация газа в качестве моторного топлива, а также производство и сбыт тепло - и электроэнергии.
Слайд 3 "Газпром" видит свою миссию в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктами их переработки.
Слайд 4 История создания столь надежного и стабильного поставщика энергоресурсов берет начало с 1989 года, когда Министерство газовой промышленности СССР было преобразовано в Государственный газовый концерн «Газпром». В ноябре 1992 года, был подписан Указ Президента РФ «О преобразовании ГГК «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром». В конце мая 1995 года состоялось первое годовое Общее собрание акционеров РАО «Газпром», в котором приняли участие около 1 тыс. акционеров и представителей акционеров. Участники собрания сформировали Совет директоров, избрали ревизионную комиссию. 26 июня 1998 года в ходе годового общего Собрания акционеров было принято решение о преобразовании Российского акционерного общества «Газпром» в Открытое акционерное общество «Газпром». В настоящее время «Газпром» является публичным акционерным обществом.
Слайд 5 Стратегическая цель «Газпрома» — становление как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.
Слайд 6 Стратегия «Газпрома» базируется на следующих принципах деятельности компании, которые представлены на слайде.
Слайд 7 Проанализируем факторы внутренней и внешней среды компании. Обследование внутренней среды будет рассмотрено на следующих функциональных областях: анализ функций маркетинга, финансы, анализ производства, персонал организации, имидж организации.
Основной целью маркетинга Группы Газпром является повышение реализации продукции не только на внутреннем рынке, но и на международных рынках Дальнего зарубежья, СНГ и Балтии. Приоритетами стратегии развития внутреннего рынка газа являются:
- переход от регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифов на услуги по его транспортировке при сохранении государственного регулирования цен в секторе поставок газа населению;
- формирование сектора торговли газом по договорным ценам, определяемым с использованием формулы цены.
- расширение электронной и организация биржевой торговли газом.
Газпром не имеет возможности продавать свою продукцию по более сниженным ценам, так как основной уровень цен на внутреннем рынке (прежде всего на газ) определяет Правительство РФ. Снижение цен будет означать резкое снижение прибыльности, которая на данный момент имеет не самые лучшие показатели. Параметры изменения регулируемых оптовых цен на газ определяются Правительством Российской Федерации как один из показателей прогноза социально-экономического развития России на трехлетний период.
Газ, который использует компания для осуществления своей деятельности, поставляется как с месторождений природного газа на территории РФ (доказанный объем запасов составляет 44,7 трлн. м3), так и из других стран. На данный момент компания Газпром способна удовлетворять растущий с каждым годом спрос на энергоресурсы, однако в долгосрочной перспективе европейским потребителям потребуются дополнительные объемы топлива.Членами правления, высшего руководства, Газпрома являются ведущие специалисты в области нефте-, газопереработки, а также люди с высшим экономическим образованием. Большую долю персонала (более 60%) составляют рабочие, которым уделяется значительное внимание с целью создания максимально комфортных условий для труда, обеспечения их комплексом социальных гарантий, льгот и компенсаций. Газпром в своей деятельности соблюдает все требования Конвенций Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией.
Корпоративная культура и имидж организации. На предприятии существует кодекс корпоративного поведения, утвержденный годовым Общим собранием акционеров ОАО «Газпром» от 28 июня 2002 года. Принципы корпоративного поведения компании представлены на слайде. Обследование внутренней среды будет рассмотрено на следующих функциональных областях: поставщики, конкуренты, акционеры. Крупными странами-поставщиками газа являются Узбекистан, Туркменистан и Казахстан, с которыми было заключено долгосрочное соглашение о поставке природного газа. Поставщиками материально-технических ресурсов для нужд Газпрома на территории России являются такие компании, как ЗАО «Росэлектропромхолдинг» (г. Санкт-Петербург), ЗАО «Севзаптрубопроводстрой» (дочерняя компания «Газпрома»), ООО «Газкомплектимпэкс» и др. На внутреннем рынке, помимо Газпрома, существует ряд таких компаний, как «Лукойл», «Роснефть» и «Новатэк». В настоящее время они достаточно быстро развиваются (13% в общем объеме российской добычи газа), однако обладая монополией на инфраструктуру, Газпром фактически контролирует всех конкурентов внутри России и стремится избежать либерализации газовой отрасли в нашей стране.
Количество акционеров «Газпрома» в России и за рубежом составляет несколько сотен тысяч. Под контролем Российской Федерации находится свыше 50% акций компании. Размер дивидендов зависит от величины чистой прибыли ОАО «Газпром», рассчитанной согласно нормам российского законодательства, в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета.
Слайд 8 «Газпром» называют социально ответственной компанией. Масштабы деятельности «Газпрома» таковы, что имеют стратегическое значение для развития всей экономики страны, затрагивают интересы огромного количества людей. Отсюда вытекает ряд важнейших принципов в деятельности Группы «Газпром»: относиться внимательно к интересам общества, всецело содействовать социально-экономическому развитию российских регионов, созданию в них благоприятного делового климата, поддержанию достойных условий труда, социального и духовного благополучия людей.
Слайд 9 Из года в год «Газпром» наращивает свое участие в проектах, направленных на усиление социальной поддержки населения, создавая новые рабочие места, оказывая помощь малообеспеченным и малоимущим, военнослужащим, ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, реализуя программы социальной поддержки народов Крайнего Севера, вкладывая средства в строительство объектов производственной и социальной инфраструктуры в регионах Российской Федерации.
Рассмотрим SWOT – анализ ПАО «Газпром». SWOT-анализ - это первоначальный этап разработки стратегического плана.
Слайд 10 Определим сильные и слабые стороны ПАО «Газпром», исходящих из внешней среды.
Слайд 11 Определим возможности и угрозы ПАО «Газпром».
Возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса на выпускаемую продукцию, появление новых технологий производства товара, рост уровня доходов населения и т.д.
Угрозы - это события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение предпочтений покупателей и т.п.
Слайд 12 После проведения ранжирования возможностей и угроз составляется SWOT-анализ организации, который предоставлен в таблице.
Слайд 13 Исходя из данной таблицы, можно сделать следующие выводы:
(S>O):
- Диверсификация маршрутов и повышение надежности поставок газа в Европу позволяет сохранять достигнутые позиции на европейском газовом рынке.
- Большие запасы газа на территории России (S2) дают возможность быть признанным лидером рынка.
(S>T):
- Суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) (S11) замедлит снижение уровня обеспеченности мировой экономики запасами нефти и газа.
- Диверсификация маршрутов и повышение надежности поставок газа в Европу позволит урегулировать многие вопросы в рамках ЕС.
(O>W):
-Заинтересованность государства в развитии газовой промышленности на территории страны поможет инвестировать серьезные средства в разработку новых месторождений.
-Газовые ресурсы Центральной Азии дают возможность выхода на новые рынки сбыта при сохранении надежности поставок традиционным потребителям и снизят отставание темпов роста добычи от темпов роста потребления газа.
Слайд 14 Вывод: проведя комплексный анализ среды компании ПАО «Газпром», можно подвести следующие итоги: положение компании на сегодняшний день на российском рынке стабильно высокое, но надо расширять географию экспорта и разработку новых месторождений природного газа, в остальном компания «Газпром» имеет хорошую базу для поддержания нынешнего уровня и дальнейшего развития.
Слайд 15 Спасибо за внимание!